Для связи с проектом

30 сентября, 2022

О первом кинотеатре Новозыбкова и его владельце купце Шишкине

Ни одно из искусств не может запечатлеть время, кроме кино.

По существу, что такое фильм?

Это мозаика из времени.

Андрей Тарковский

Первые кинематографические аппараты в России появились в конце XIX столетия, когда в апреле 1896 года потомственный Почётный гражданин Санкт-Петербурга В.И. Ребриков подал прошение в Министерство Императорского двора о разрешении съёмки коронационных торжеств. Также к этому времени относятся приезд в нашу страну оператора компании братьев Люмьер Камилла Серфа и демонстрация «синематографа Люмьера» в театре петербургского сада «Аквариум». Тогда публике показали несколько фильмов в антракте водевиля «Альфред-Паша в Париже». В Москве кинодемонстрации состоялись 6 мая того же года в театре Солодовникова.

С тех пор синематограф стал модным развлечением и прибыльным делом, вследствие чего постоянные театры кино начали появляться во многих городах империи. Первый открылся в мае 1896 года в Санкт-Петербурге по адресу Невский проспект, дом 46.

Со временем кино проникает в губернские города и провинциальные поселения. Так, в 1910 году на личные средства купца Михаила Шишкина был устроен синематограф в уездном городе Новозыбкове.

Портрет Шишкина М.А. Художник Магидин З.Е. Архив автора

В марте того года он обратился в местную Думу с прошением следующего содержания:

«Желаю взять в арендное содержание городской сад по Ярмарочной площади для устройства: электротеатра «Модерн», открытой сцены, биллиардной, кабинетов для карточной игры, кегель-бана, эстрады для музыки, тира, детских игр, буфета, павильонов для фруктовых вод, беседок и проч.

А потому прошу Новозыбковскую городскую Думу отдать мне упомянутый сад с фруктами и травою для предполагаемых выше построек сроком на 12 лет с платою по 200 рублей в год. Одновременно прошу разрешить мне устройство электротеатра «Модерн», машинного отделения и других построек».

Рассмотрев поданное ходатайство, 12 апреля 1910 года городская Дума постановила: «Выдать Шишкину М.А. удостоверение о неимении препятствий к устройству в городском саду на Ярмарочной площади электрического театра и других зданий, и установки двигателя с непременным условием постановки керосинового двигателя усовершенствованной системы и заключения договора на аренду этого сада».

Новозыбков. Базарная площадь. Начало XX века. Архив автора

До этого Шишкин приобрёл земельный участок на бывшей Базарной площади, где впоследствии построил двухэтажное кирпичное здание, второй этаж которого оборудовал и приспособил под кинотеатр со зрительным залом под названием «Модерн», то есть «Современный».    

Здание бывшего синематографа «Модерн» (ул. К. Маркса, д. 7). Фото 2009 г. Архив автора

Деньги на строительство в размере 10 тыс. рублей Шишкин взял в долг у купца Кублицкого на условиях погашения задолженности в течение 10 лет.

Шишкин тщательно подходил к вновь устраиваемому делу и принимал личное участие при составлении плана-чертежа здания. Каждая деталь должна быть учтена и воплощена в действительности.    

По замыслу Шишкина зрительный зал был оборудован на 250 мест. Также он устроил террасу и фойе с буфетом, где периодически играл духовой оркестр.

Керосинный двигатель, динамо-машину, экран и другое оборудование Шишкин приобрел в Петербурге. Его стоимость оценивалась более чем в 1900 рублей. В столице владелец заказывал и покупал кинопленки. На боковой стене здания с улицы укрепили вывеску со светящимися лампочками «Электробиограф «Модерн».

Краевед А.Г. Кублицкий в статье «Кинематограф в Новозыбкове» пишет: «Освещение осуществлялось лампочками в 20 Вт от местной миниэлектростанции, двигатель которой был английского завода, 2-хтактный, 11 действительных лошадиных сил. Лишь в 1914 году, когда в Новозыбкове вошла в строй первая городская электростанция, построенная Василевским, электробиограф «Модерн» был переведён на городскую электроэнергию.

Цены на билеты достигали 50 копеек в зависимости от ряда. К каждому билету прилагалось краткое содержание кинокартины, отпечатанное в одной из местных типографий».

Кинотеатр пользовался огромным спросом у населения. На некоторые сеансы попасть было практически невозможно. Иногда в зале приходилось устанавливать дополнительные стулья, поскольку он не мог вместить всех желающих. Билеты приобретались заранее.

Репертуар фильмов был достаточно широк. Публика с удовольствием смотрела все виды игровых сценических жанров. В особенности зрителям нравились короткометражные ленты «Стенька Разин», «Ночные призраки», «Участь брошенных», «Оборона Севастополя», «Жизнь и смерть Пушкина», «Пиковая дама» и др.

Рекламны плакат к фильму «Стенька Разин»

Перед началом показа в буфете посетителям предлагались прохладительные напитки, детям – мороженое, конфеты и прочие сладости. Продавались цветы, которые кавалеры покупали для своих возлюбленных.

В указанное в билете время на сцену выходил конферансье, рекламировал предстоящее зрелище, называл главных действующих в нём лиц и сыгравших роли актеров. Затем в зале тушили свет, поднимался занавес.

Программа к драме «Ночные призраки». 1913 г. Архив автора

Поскольку первое кино было немое, приглашали музыканта, который играл на рояле и тем самым усиливал эффект восприятия кинокартин.

Просмотр сопровождался звонким смехом зрителей, рукоплесканиями,   громкими выразительными криками – одним словом – бурными эмоциями. Количество сеансов в год превышало 300. 

Ближайшим помощником Михаила Шишкина была его супруга – Надежда Дмитриевна, в девичестве Переселенкова. Происходила она из старинного донского казачьего рода, являлась дочерью купца I гильдии из станицы Старочеркасской. Надежда Дмитриевна была привлекательна внешне, мила, стройна и очень хороша собою. Многие состоятельные мужчины тогда мечтали видеть её в женах и оказывали постоянные знаки внимания.

Шишкина Надежда Дмитриевна. Архив автора

Тут невольно вспоминаются слова Толстого Л.Н. из его романа «Война и мир»: «Она была так хороша, что не только не было в ней заметно и тени кокетства, но, напротив, ей как будто совестно было за свою несомненную и слишком сильно и победительно действующую красоту. Она как будто желала и не могла умалить действие своей красоты».

Постоянно находясь в кинотеатре, Надежда Дмитриевна продавала билеты, встречала гостей, следила за порядком в зале. Помимо этого, занималась пошивом одежды на французский манер, слыла за известную в городе портниху.

Из воспоминаний внучки Шишкина – Людмилы Александровой: «В 1918 году немецкие войска вошли в город. Двое из офицеров пришли в кинотеатр. При встрече с Надеждой Дмитриевной один другому на французском языке говорит: «Русская свинья может одеваться!». Шишкина носом не повела и на французском ответила: «Возьмите, пожалуйста, Ваши билеты». На сеанс офицеры так и не явились».     

Программа к драме «Участь брошенных». 1913 г. Архив автора

Сам Михаил Шишкин также практически всегда присутствовал во время показов кино. Он решал финансово-хозяйственные вопросы, контролировал доходы и расходы, принимал все необходимые меры для комфорта и увеселения посетителей.

Здание и находившийся в нем кинотеатр облагались солидным налогом. По этой причине Шишкин неоднократно обращался в городскую Управу о понижении налоговых сборов.

Без преувеличения, Шишкины на то время были одной из самых эффектных и красивых пар в Новозыбкове, о чём свидетельствуют несколько дошедших до наших дней фотографий начала XX столетия, на которых молодые супруги запечатлены вместе. 

Супруги Шишкины. 1901 г. Архив автора

В качестве киномеханика Шишкин пригласил выпускника компании братьев Пате – Тимофея Долгова. Он был «подлинным профессионалом, тактичным в обращении, никогда не допускающим грубостей», за что получал жалование в размере 75 рублей.

Кинотеатр приносил владельцу хороший доход, что позволило ему в числе немногих состоятельных людей города заказать, приобрести и пользоваться телефонным аппаратом (всего по состоянию на 1914 год в Новозыбкове насчитывалось 114 абонентов).  

После крушения Российской Империи и прихода к власти большевиков здание кинотеатра «Модерн» и всё прочее имущество Шишкиных было объявлено собственностью государства, то есть национализировано. Первое время сеансы в нём продолжались. Однако начавшаяся Гражданская война и ужесточившиеся карательные меры властей по отношению к населению свернули на нет киносеансы.   

С. Макаров в статье «Художники довоенного Новозыбкова» пишет: «В скором времени все лучшие дома в городе, принадлежавшие купцам и промышленникам, формировавшие облик города в начале века, были заняты под госучреждения новой власти. В доме фабриканта Волкова размещался штаб Богунского полка, затем, в начале двадцатых, – Дом пионеров, потом ФЗУ (фабрично-заводское училище). В частном кинотеатре Шишкина, убитого в первые дни революции – рабфак. В доме купцов Абросимовых, расположенном в центре города, украшенном деревянной резьбой – типография. В домах торговца пенькой – Шведова, что напротив бывшего здания дворянского собрания – тублечебница, а в угловом особняке – школа (сейчас Дом детского творчества). Досталось и гимназии: по указанию властей срочным образом убрали на фронтоне выложенное из кирпича название «женская гимназия».

О трагической смерти владельца кинотеатра пишет и краевед Кублицкий, указывая при этом, что его убийство произошло в конце 1918 года. По словам Людмилы Александровой, «убили Шишкина на Шеломовском шляху (дороге)». Однако детали этой трагедии и место погребения Михаила Шишкина до сих пор не установлены.

После расстрела жена Шишкина с дочерью, Анной, будут проживать в небольшом домике няни семьи по улице Воровского. После смерти их похоронят рядом, на городском старообрядческом кладбище.     

Что касается самого кинотеатра «Модерн», то в более поздние годы его внутренние помещения переделают под квартиры. В таком виде оно сохранилось до наших дней.

Здание бывшего синематографа относится к числу немногих уцелевших исторических сооружений конца XIX начала XX вв. Сегодня оно служит украшением центральной части Новозыбкова и напоминает об эпохе зарождения кинематографа.   

© Александр Дудников, краевед, уроженец Новозыбкова

error: Content is protected !!