Для связи с проектом

9 августа, 2022

Создатель клинцовского автокрана. Залман Иосифович Раввин

Давайте зададим вопрос – какую ассоциацию вызывает слово «Клинцы» для подавляющего большинства жителей нашей страны за пределами Брянской области? Мы думаем вы догадались, что это будет торговая марка «Клинцы», написанная крупными буквами на автокранах, которые можно встретить на территории без преувеличения всей нашей страны. Сейчас это главный бренд нашего города. Но так было не всегда, и клинцовскому автокрану не так уже и много лет.

Многие жители города, проработавшие в Клинцах всю жизнь, внесли большой вклад в его развитие и процветание. Но вклад некоторых наших земляков поистине огромен и его масштаб можно понять только по истечению нескольких десятилетий после их ухода, когда становится понятным, что наследие таких людей влияет не только на жизнь их детей и внуков, но и на весь город в целом. В нашей статье речь пойдет о создателе клинцовского автокрана — бывшем директоре завода им.Щорса — Залмане Иосифовиче Раввине.

Залман Иосифович Раввин. Фото из архива В.З. Раввина

Залман Иосифович Раввин родился 15 ноября 1909 года в большой дружной многодетной семье в селе Гута-Корецкая Клинцовского района.  Все дети получили хорошее образование и работали на ответственных постах. Сестра Фаина Иосифовна, долгое время работала секретарем в райкоме партии. Брат Герцель Иосифович, кадровый военный в звании инженер – полковника прошел всю войну. Работал преподавателем в военно-инженерной академии им. В.В. Куйбышева в Москве.

Машинно-транспортная мастерская (Ремонтно-механический завод)

В 1929 году в Клинцах появились мастерские, которые выполняли разную работу по ремонту сельскохозяйственной техники. Семья Раввиных переезжает в Клинцы, где З.И. Раввин начинает свою трудовую деятельность на машинно-тракторной мастерской по ремонту сельскохозяйственной техники, первых отечественных тракторов и автомобилей, где работает сначала бригадиром, а затем главным инженером и секретарем комсомольской организации.

 Когда началась война, коллектив МТМ вошел в состав походной ремонтной базы, созданной по приказу командующего фронтом. Она всегда находилась на передовой, ремонтировала тракторы, тягачи, автомашины. После освобождения города в 1943 году начинается восстановление завода. Надо было готовить технику к весеннему севу. Сразу же после   войны в 1946 году МТМ была переименована в ремонтно-механический завод.

З.И. Раввин в рабочем кабинете. Фото из архива В.З. Раввина

Раввин З.И. возглавил завод и проявил себя как талантливый руководитель, много сделавший для восстановления и развития завода. Завод стал изготавливать стационарные весы для взвешивания животных грузоподъемностью 15 тонн. Спрос на продукцию завода был велик и стал экономически выгодным.  В 1950 году конструкторы и инженеры завода начали изготовлять передвижные автомобильные весы. Они прошли технико-производственные испытания и на долгие годы стали основной продукцией завода.

Завод рос, развивался, расширялся ассортимент его продукции, последовали новые заказы: роликовые ножницы для резки металла, кран-балки для поднятия и передвижения грузов и др.  Спрос на эту продукцию опережал предложение. Она поставлялась не только на территорию Советского Союза, но и за его пределами.

Ремонтно-механический завод с 1947 по 1951 год выпускал даже известные многим железные кровати. Архив ККМ
Товарные весы производства Клинцовского ремонтно-механического завода. Архив ККМ

Переход на изготовление автомобильных кранов

В конце 1950-х Залман Иосифович задумал выпускать продукцию крайне далекую от сельского хозяйства – автомобильные краны. Возможно, на основе своего опыта и профессионализма, а возможно и интуиции, он понимал, что производство, которое производит только весы для взвешивания животных, не имеет больших перспектив в будущем. Завод относился к Министерству сельского хозяйства СССР. За несколько лет кропотливой работы, объединив вокруг себя команду единомышленников, он убедил Министерство в том, что в Клинцах на базе автошасси ЗИЛ надо начать выпускать автомобильные краны.

АК-75. Первые клинцовские автокраны. Архив ККМ

В 1962 году был освоен выпуск автокранов АК-75, АК-75В, АК-75Г грузоподъемностью 7,5 тонн. Первая партия автокранов АК-75 была выпущена для управления «Россельхозтехника». Экономика завода укрепилась. Одновременно с расширением производственных площадей завод занимался строительством жилья, открылся пионерский лагерь. При непосредственном участии директора завода Раввина З.И. был построен профилакторий для работников завода «Затишье».

Испытания первого автокрана в Клинцах. Архив ККМ

В 1963 году завод вошел в число победителей Всесоюзного социалистического соревнования. Руководство «Сельхозтехники» вручило заводу   переходящее Красное знамя и денежную премию. 13 апреля 1964 года Совет Министров РСФСР по просьбе коллектива завода присвоил ему имя Н.А. Щорса. В то время это был один из самых больших заводов в объединении «Союзсельхозтехника». За заслуги перед Родиной Залман Иосифович был удостоен государственных наград, он заслуженный механизатор РСФСР.

Возле заводского служебного автомобиля Линкольн. З.И. Раввин крайний справа. Фото из архива В.З. Раввина

В жизни З.И.Раввина значительную роль сыграла большая политика. В 1967 году разгорелась 7-дневная арабо-израильская война, в которой Советский Союз был на стороне Египта, противника Израиля. В городе начались определенные гонения на евреев, их заставляли публично и на страницах прессы осуждать действия Израиля и делать прочие политические действия, хотя это были абсолютно советские граждане, не имевшие к этой войне вообще никакого отношения.

З.И. Раввин со своим заводом на ноябрьской демонстрации в Клинцах. Фото из архива В.З. Раввина

В это время некоторые клинцовские евреи вынужденно меняли свои имена и отчества на русские, были ограничения на поступления евреев в некоторые московские ВУЗы. 3-й секретарь горкома КПСС Клинцов Н.П.Шалькова начала в газете «Труд» и по местному радио травлю З.И.Раввина с требованием его уволить с автокранового завода. Через некоторое время ей удалось в 1972 году заставить уйти Раввина на пенсию, хотя он был еще полон сил и мог принести родному предприятию много пользы.

Завод силикатного кирпича

В это время на клинцовский завод силикатного кирпича требовался директор для запуска этого нового предприятия. Руководство Клинцовского района конфликтовало с руководством города и поэтому они не побоялись пригласить на эту должность опального, но профессионального и опытного руководителя. И вскоре З.И.Раввин был назначен на должность директора завода силикатного кирпича, где проработал до 1974 года. Ему было поручено завершить строительство завода.  Под его руководством было построено здание силикатного цеха, столовая, склад, растворобетонный узел. Началась укладка бетонной дороги от предприятия к городу. Возводился 18-квартирный дом, строилась средняя школа на 320 мест, детский сад, торговый центр и другие объекты социально-культурного назначения.  Одновременно с заводом рождался рабочий поселок.  21 апреля 1973 года в день коммунистического субботника директор завода Раввин З.И. объявил о начале пуска предприятия и этот день стал днем рождения завода.

Напомним, что 1970-80-е годы в Клинцах – это время массового жилищного строительства (строительство 3 и 4 микрорайонов города и других объектов). Продукция завода силикатного кирпича была крайне востребована на стройках города.

Общественная жизнь на автокрановом заводе

Помимо производственной деятельности З.И. Раввин уделял огромное внимание работе общественных организаций на заводе. По его инициативе была создана спортивная команда, художественная самодеятельность, которая славилась своими достижениями. Залман Иосифович был очень целеустремленным человеком и ставил своей целью сделать завод одним из лучших, и он добился этого. В.З. Раввин всегда помогал людям. Был чутким и внимательным, ценил и уважал людей, всегда был в окружении рабочих своего завода, поддерживал любые начинания молодежи.

З.И. Раввин за игрой в шахматы. Фото из архива В.З. Раввина

Однажды к нему обратился молодой электромонтер Андрей Кудрячков, который хотел организовать популярную в то время секцию велоспорта и рассказал о своих планах директору завода В. З. Раввину. «Много велосипедов надо?» — поинтересовался он. «Не менее пяти гоночных», — ответил Кудрячков.

«Мы закажем пятнадцать», сказал директор и сдержал слово. Потом купили ещё семь. Так началось движение велосипедного спорта в Клинцах.

Семья

Раввин З.И. был женат. У него родились двое сыновей — Иосиф и Владимир. Его жена и верная спутница Мишурина Ефросинья Григорьевна была известным человеком в городе. Она работала в администрации города и возглавляла финансовый отдел, затем занимала должность заместителя председателя горисполкома.

Раввин З.И. с женой Мишуриной Ефросиньей Григорьевной. Фото из архива В.З. Раввина
С женой и сыновьями. Фото из архива В.З. Раввина

Умер Залман Иосифович Раввин 16 декабря 1995 года в возрасте 86 лет от обширного инфаркта.

З.И. Раввиным в должности директора ремонтно-механического завода было принято и претворено в жизнь стратегическое решение о запуске в Клинцах производства автомобильных кранов.  Его работа предопределила развитие города в XXI веке.

Кто бы мог предположить, что такие лидеры клинцовской промышленности, как радиозавод, работавший для оборонной промышленности, завод им.Калинина, целый комплекс предприятий легкой промышленности во главе с фабрикой им. Ленина прекратят своё существование в конце XX века и от них останутся только лишь корпуса цехов, а бывший всегда в тени этих предприятий завод им.Щорса станет градообразующим предприятием Клинцов и займет около трети рынка автокранов России и СНГ? Тем значительнее выглядит то дело, которое воплотил в жизнь З.И.Раввин.

Залман Иосифович Раввин. Фото из архива В.З. Раввина

В конце статьи мы хотели бы привести слова Н.М. Гинзбург, которая лично знала Залмана Иосифовича. Нина Моисеевна, в 1968 году молодая выпускница московского пединститута, вернулась в Клинцы и работала директором клинцовского Дома пионеров. Она пришла к Раввину с какой-то просьбой о помощи для Дома пионеров, то ли в приобретении материалов, то ли в проведении какого-то мероприятия.

«В Клинцах 1960-70 гг. было несколько очень сильных руководителей предприятий. Все они были очень серьезные, суровые, нахмуренные люди с поджатыми губами, как будто перед ними и человеком, с которым они разговаривали, была невидимая стена. Разительно от них отличался З.И. Раввин. Все его звали Зяма Иосифович, а не Залман, как у него было написано в паспорте, но это было уважительное обращение. С ним было очень легко, он всегда улыбался, он слушал человека, и если была возможность – он помогал, если помочь не мог – улыбался и говорил что он помочь действительно не может.

Он вникал во все мелочи, у него был очень человеческий контакт с людьми, которые к нему обращались за помощью, с ним было всегда очень приятно общаться, он всегда улыбался, был приветлив. Рабочие завода относились к нему, как к отцу родному. Когда он шел по территории завода, к нему обращались с личными просьбами и всегда, когда он мог, он людям помогал. Это не значит, что с ним общались панибратски, нет, наоборот, если провинился – получишь от него по полной, он был очень справедливым человеком, но без внимания просьбы людей он не оставлял. Весь завод и весь город уважал его как Человека с большой буквы».

© Михаил Воронков

Благодарим за помощь в написании статьи Раввина Владимира Залмановича, Воронкова Михаила Петровича, Гинзбург Нину Моисеевну и коллектив Клинцовского краеведческого музея.

error: Content is protected !!