25 октября, 2021

Устин Васильевич Воронков. Мастер клинцовского модерна

История этого открытия началась давно, приблизительно в 2006-2007 гг.

 Житель Клинцов Михаил Петрович Воронков занимался оформлением документов на  дом по улице Гагарина и небольшой кусок земли, доставшиеся ему в наследство от родителей.

Права собственности на дом он оформил довольно быстро и без проблем, а вот когда стал оформлять землю, то в Росреестре его попросили представить документы, подтверждающие его права на земельный участок. Михаил Петрович ответил, что земля и дом давно принадлежат его семье, он сам родился в этом доме, до этого там жили его родители и деды.

«Принесите хоть какой-нибудь документ, подтверждающий ваше право на землю, распоряжение горисполкома или что-нибудь в этом роде. А иначе будете выкупать землю под домом по кадастровой стоимости» — сообщили в Росреестре.

Михаил Петрович вернулся домой и в семейном архиве отыскал нужный документ —  «Дарственная запись — Выпись из крепостной книги стародубского нотариального архива» 1902 года!

Выпись из крепостной книги стародубского нотариального архива. 1902 год. Из семейного архива М.П. Воронкова

По документу аж на трех страницах бездетная клинцовская мещанка Матрена Ивановна Селезнева, в присутствии стародубского нотариуса А.А. Кондратьева и трех уважаемых жителей посада Клинцы завещала свой участок земли двум свои племянникам – клинцовскому мещанину Устину Васильевичу (деду Воронкова М.П.) и унтер-офицеру Алексею Васильевичу Воронковым при условии, что братья Воронковы обязываются «содержать ее, Селезневу, на свой счет до смерти ее, доставляя ей одежду, жилище и пропитание, а по смерти ея обязываются похоронить ее по нашему (подчеркнуто) христианскому обычаю».

Тут важно отметить, что все предки Воронкова М.П. по мужской линии были из старообрядцев и проживали в Клинцах многие поколения. И поэтому подчеркивание слова «по нашему обычаю» однозначно означает, что похороны должны были пройти по старообрядческому канону.

 Судя по всему, после смерти тетки все обязательства братья выполнили, душеприказчики проследили за законностью сделки и земля перешла в собственность братьев Воронковых. Так как участок земли был вытянутый и довольно узкий, братья кинули жребий и разделил участок пополам.  Устину выпала часть земли на улицу, а Алексей получил участок земли на заднем дворе, к которому вела узкая дорожка. Каждый из них построил небольшой дом, которые стоят до сих пор.

Вернемся к истории с документом. Довольный находкой, Михаил Петрович в приподнятом настроении вернулся в контору Росреестра и  предъявил сотруднице эту серьезную бумагу.  Та удивленно захлопала ресницами и позвала начальника. Руководитель с интересом изучил документ и сказал, что бумага бесспорно хороша, но юридической силы не имеет, так как в Российской Федерации не принят закон о реституции, т.е. о возврате потомкам жителей Российской империи принадлежавшей ранее собственности, так как иначе бы пришлось вернуть, например, половину зданий Петербурга их потомкам, проживающим по всему свету. Поэтому Росреестр и требует документ о праве собственности, подтвержденный советской властью.

Михаил Петрович не спеша перелистал большие листы документа. На последней странице взорам собравшихся предстала выцветшая круглая печать — «Исполнительный Комитет Советов Рабочих, Крестьянских и Красноармейских депутатов 1922 год».

Документ из семейного архива М.П. Воронкова

Михаил Петрович показал на дату и спросил «Советска власть?». Возражений и вопросов больше не было. Землю оформили без оплаты.

Этот бесценный документ, благодаря сыну Михаила Петровича, тоже Михаила, потом попал в руки «Хроноскопа». Мы заинтересовались историй этого дома, который практически в первозданном виде стоит в Клинцах уже более ста лет. Встретившись с Михаилом Петровичем, узнали от него много интересного  о доме, предках,  об истории города.

Дом, который в начале XX века построил Устин Васильевич Воронков

Рассказал  Михаил Петрович и про своего деда —  Устина Васильевича Воронкова (1868 – 1933). Устин был умелым строителем, талантливым столяром, плотником. Про таких говорят «Золотые руки».

Устин Васильевич с сыновьями. Слева Иван, справа Михаил. Фото из архива М.М. Воронкова

 Во дворе дома были построены мастерские, в которых находились токарные и сверлильные станки, верстак и много инструмента для работы с деревом. Со слов Михаила Петровича мы узнали, что его дед в составе артели принимал участие в строительстве дома Кайданова и, возможно, дома № 1 по улице Льва Толстого, снесенного в 2010-х  дома противотуберкулезного диспансера по ул.Пушкина, 33. Помимо предположений Михаил Петрович отвел нас на соседнюю улицу Крупской и показал дом, который со стопроцентной гарантией  строил Устин Васильевич…

Дом на ул. Крупской, в строительстве которого принимал участие Устин Воронков

 Увидев модерновые узоры на дверях дома, мы поняли, что стоим на пороге большого открытия…

История клинцовского модерна открывала нам имя одного из своих мастеров.

 Было решено по возможности выявить причастность Устина Васильевича Воронкова к другим деревянным постройкам в Клинцах.

Основная часть сохранившихся в Клинцах зданий дореволюционного периода относится к началу ХХ века. Это то время, когда в мире архитектуры, дизайна и искусства в целом господствовал новый стиль (модерн или как его называли на французский манер — ар нуво). Зародившись в 90-е годы XIX столетия, к началу ХХ века он достигает своего пика. И если изначально для модерна характерны плавные линии, отсутствие прямых углов, то со временем формы упрощаются, и в декоре всё чаще можно увидеть элементы геометрического орнамента. Такие изменения способствовали доступности стиля для разных слоёв населения. Модерн стал связующим звеном между искусством и повседневностью, простотой исполнения и точно выверенными деталями. Благодаря этому, он приобрёл огромную популярность и проник всюду: от промышленной архитектуры до частной жилой застройки. Ар нуво, прижившись в крупных городах, шагнул глубоко в провинцию, где местные умельцы адаптировали его на свой лад.
С первого десятилетия ХХ века дома в стиле и с элементами модерна стали появляться в Клинцах, как грибы после дождя. Примером тому служат новые торговые ряды, здание женской гимназии, дом Сапожкова, земская больница и многие другие. Мода на новый стиль охватила и обывателей поскромнее, которые хотели жить не просто «дорого-богато», а вдобавок «стильно-модно-современно». Архитектурная композиция таких домов не могла похвастать какой-то особой выразительностью. Поэтому, чтобы подчеркнуть принадлежность к стилю, старались больше уделить внимание мелким деталям, таким как: козырьки, наличники, двери. Это значительно удешевляло стоимость объекта, не лишая его обаяния  ар нуво, и позволяло привлечь к работам местных мастеров.

Декор дома по улице Крупской (нынешние хозяева и утверждают, что постройка послевоенного времени, но её архитектурный стиль и рассказ Воронкова говорят об обратном), в строительстве которого участвовал Устин Воронков, стал отправной точкой  изучения сохранившегося на сегодня клинцовского модерна  в частных домостроениях.

Декор дома по улице Крупской

В результате  исследовательской работы, мы собрали целую коллекцию образцов декоративных элементов интересующего нас стиля.

В знакомстве с клинцовским деревянным  модерном нас в первую очередь привлек декор  входных  дверей. Это та часть строений, которая, не смотря на массовую перестройку домов начала ХХ века и многочисленные утраты, особо не изменилась с тех пор. На дверях сохранился характерный для стиля  орнамент, выполненный в технике плоскорельефной и накладной резьбы.

При сравнении дверей на отдельных образцах видна общность компоновки орнамента на филёнках, некоторая повторяемость и шаблонность рисунка, что позволяет предположить работу одной артели или даже одного мастера.

Как известно для модерна свойственны стилизация и сильно преобразованные природные формы. Так на дверных филёнках встречается упрощённое изображение венка с лентами.

Венки с лентами. Клинцовский ар-нуво

Ромашки.

Ромашки в стиле модерн

Лилии.

Лилии в клинцовском модерне частного домостроительства

Каждый из этих элементов нёс свою смысловую нагрузку, так как символизм был неотъемлемой частью ар нуво. При условии, что отделка дома проводилась, учитывая пожелания заказчиков, глядя на декор можно было судить о характере хозяев постройки.

Проводя сравнительный анализ входных дверей и декора  дома по ул. Крупской с собранными по всем Клинцам образцами, мы нашлись некоторые совпадения. За неимением документальных подтверждений, мы можем всего лишь с большой долей вероятности предполагать, что Устин Васильевич Воронков «приложил руку» к строительству этих домов. Кроме того, как выяснилось, у родственников Михаила Петровича сохранился комод работы Устина Васильевича, в котором, как и у дверей, тоже угадываются яркие черты модерна.

Комод. Начало XX века. Мастер Устин Васильевич Воронков. Клинцы

Можно с уверенностью говорить, что мастер Устин Воронков не только профессионально владел навыками работы с деревом, но и использовал в своей работе модный тогда стиль модерн. Эти обстоятельства нам не кажутся случайными и требуют глубокого изучения на профессиональном уровне.

Часто мастера для ускорения процесса работы используют заготовки–шаблоны изделий.  Порой по таким деталям, сделанным под копирку можно узнать руку мастера. За основу поиска мы взяли накладной элемент декора наличников дома Воронковых, так как с уверенностью можно сказать, что строил его Устин Васильевич.

Элемент декора на доме У.В. Воронкова

Каково же было наше удивление, когда мы обнаружили ещё два дома с идентичными деталями орнамента  наличников  окон.

Один из домов со схожими элементами декора
Декор наличников

До настоящего времени не было известно ни об одном мастере-резчике посада Клинцы. Поэтому, открытие для нас  Устина Васильевича Воронкова — умелого мастера, знающего, искусного столяра и плотника, человека с явным художественным вкусом — несомненно важное и значимое событие для города.

В дальнейшем на страницах «Хроноскопа» вы не раз встретите оригинальные документы и фотографии, рассказы, касающиеся истории семьи Воронковых, а значит и истории Клинцов.

© Павел Чирков © Михаил Воронков © Вячеслав Федоров

error: Content is protected !!