Для связи с проектом

15 января, 2025

100 лет назад в Клинцах открылся первый детский сад

Называлось первое клинцовское дошкольное учреждение  в далеком 1921 году немного по- другому, непривычно для нас – детский очаг. Нам показалось, что это название  было как-то связано с очагом домашним. Теплом, уютом. Но оказалось, что ассоциации здесь были совсем иными.

Доклады первого всероссийского съезда по дошкольному воспитанию

В 1921 году состоялся первый всероссийский съезд по дошкольному воспитанию, где прозвучала ключевая идея детского очага: “…Съезд считает необходимым, чтобы вокруг детских учреждений группировалось трудовое население – родители, представители рабочих организаций, чтобы детский сад стал очагом культуры своего района”.

Выдержка из докладов съезда дошкольного воспитания

В том же 1921 году в Клинцах, на Стодоле, который на тот момент еще был самостоятельной административной единицей, в бывшем особняке Василия Барышникова, недалеко от фабрики был открыт первый детский очаг.

Детский сад (Детский дом) фабрики им. Ленина. Бывший особняк В. Барышникова. 1952 год. Архив ККМ

Стал ли он очагом культуры своего района нам доподлинно не известно, но группироваться поначалу трудовое население вокруг этого нововведения явно не спешило. На страницах газеты “Труд” за 1924 год мы встретили заметку “На пороге  к новому быту. Очаг детей Ленинских работниц”.

Воспитанники первого детского сада в Клинцах. Фото из газеты “Труд”, 1924 год

“С 1-го мая мая 1921г. живет наш очаг.

Родители сначала боялись записывать своих детей в “приют”, где, мол, только танцуют, песни поют, а слову божию не обучают. Колебались и матери-вдовы доверить чужому догляду своих детей.

Питание и кое-какая одежонка, получаемая ребятами в очаге служила для нуждающихся матерей доказательством нужности очага.

Стол, две скамейки, вешалки и 2 шкафа, оставшиеся после ухода воинских частей, составляли наше первоначальное оборудование.

В первый день занятий в очаг пришло 8 детей.

 Дети сначала дичились друг друга, робко притрагивались к игрушкам. Через неделю они уже были на положении старых хозяев и принимали новых детей. В середине июля мы уже имели полную посещаемость очага – 30 детей.

Материалы для повседневных работ доставали общими усилиями с детьми. Глину копали в поле во время прогулок, бумагу, картон доставали где только могли. Занятия продолжались до 6-7 часов вечера. Многие дети приходили даже по воскресным дням. Очаг стал работать круглую неделю.

Мы начинаем завоевывать симпатию со стороны родителей детей очага. Школьные занятия со старшими детьми (восьмилетними) еще более спаивают родителей с очагом и усиливают тягу детей в очаг. Незаметно, в процессе игр дети приобретали навыки к чтению и письму.

В день октябрьской революции 1922г. очаг празднует свои именины. К этому дню на очаг посыпались блага, о которых год тому назад он не мог мечтать. Появились детские столики, стулья, шкафы, буфетики, вешалки, доски для лепки, фанера, картон, гвозди, серая глина, бумага, кое-какие игрушки и тому подобное.

В настоящее время в очаге постоянно живут 38 детей рабочих. Из них 27 детей работниц, занятых в производстве, 11 детей – жен рабочих”.

Клинцовский детский очаг, 1930 год. Находился в кирпичном здании на пересечении улиц Александрова и Свердлова. (Предположительно в здании, которое сейчас в руинах). Архив ККМ

Одной из целей создания детских дошкольных учреждений было освобождение женщин от “малопроизводительного и отупляющего” домашнего труда. Молодой республике требовались женские руки на фабриках и заводах, которые работали в три смены. Фраза в заметке “постоянно живут” означало, что клинцовские дети находились практически в приюте, и днями, а то и неделями не видели своих родителей. Знакомая многим нашим читателям “продленка” в детсадах советской эпохи – это как раз отголосок той самой системы, которая родилась сто лет назад. Детский очаг, на тот момент, был универсальным учреждением для всех дошкольников. Ясли в Клинцах появятся позднее.

Ясли кожзавода в Клинцах, 1947 год. Архив ККМ

Судя по материалу газеты “Труд”, методическая работа с клинцовскими малышами соответствовала установкам съезда 1921 года. Именно там известный советский педагог П.П. Блонский в своем докладе “Системы дошкольного воспитания” дал основные рекомендации по воспитанию детей. “Возраст раннего детства с 3-7 лет включительно – один из важнейших периодов формирования человеческой личности. Основой детского сада и очага должна быть самодеятельность детей, свободное их творчество и игра…”.

Плакат времен НЭПа. Источник яндекс

Если до революции детей воспитывали в основном в семье, то после нее заботой о детях начало серьезно заниматься государство. Пройдет какое-то время и детские очаги станут детскими садами, неотъемлемой частью жизни многих детей и их родителей.

© Вячеслав Федоров

Благодарим за помощь в подготовке материала сотрудников Клинцовского краеведческого музея

error: Content is protected !!