Услуги бытового плана народу оказывались во все времена. Починить или пошить одежду, стачить новые сапоги, отремонтировать часы или сделать фотокарточку можно было без проблем в любом мало-мальски приличном городе. После революции бытовое обслуживание населения шло своим, накатанным путем и государство не лезло со своими идеями в эту сферу. Все изменилось к концу НЭПа, когда страна серьезно взялась за строительство нового общества, в котором граждане не должны были отвлекаться на бытовые проблемы и всецело посвятить себя грандиозному делу. Фабрики-кухни, прачечные стали первыми ласточками в организации бытового обслуживания нового формата. В Клинцах и с тем и с другим дела обстояли неважно. Дом-комунна, он же Дом рабочих тоже должен был иметь в подвале прачечную, завезли даже оборудование, но попытка помочь клинчанам со стиркой не задалась – многочисленных жалоб на страницах местного “Труда” по этому поводу хоть отбавляй.
Прорыв в организации бытовых услуг пришелся на рубеж 50-60-х годов. В каждой республике страны создавались специальные министерства, которые брали под опеку этот важный вопрос. Теперь бытовое обслуживание превращалось в значимую и достаточно мощную отрасль народного хозяйства. Строились и организовывались Дома быта нового формата, которые собирали под свою крышу разнопрофильных мастеров. В деревни и села поехали крытые грузовики с парикмахерами, сапожниками и фотографами. В Клинцах были свои Дома быта, которые старались сделать жизнь горожан более комфортной. Настоящим событием для города стало открытие центрального Дома быта на проспекте Ленина. От прежних он отличался не только размерами.
В плане архитектуры это здание ничем не примечательно. Панельная коробка с окнами, напрочь лишенная даже минимального украшательства. Если в областном Брянске еще шли на это, то для нашего города был одобрен исключительно бюджетный вариант. Архитектор Клинцов тех лет Андрюшин Николай Федорович вспоминал, что специально летал в Уфу, в проектный институт и просил сделать для нас что-то посимпатичнее, однако, по его словам, над проектом работали сплошь инженеры, в команде которых явно не хватало архитектора с хорошим вкусом. Строить надо было много, желательно недорого и быстро, поэтому Клинцы получили в итоге обычный, типовой, второй по величине Дом быта в области площадью 3000 кв.м.
Строительством социально значимого объекта руководил кавалер ордена “Знак почета”, старший прораб Иван Терехович Колесников. На открытии Дома быта 17 ноября 1984 года именно строители заслуженно получили право начать торжественные речи. Управляющий Клинцовским стройтрестом С.Е. Князев вручил символический ключ директору Дома быта В.Ф. Лелетко. Морозили собравшихся людей по традиции тогда долго, но вот наступил долгожданный момент: председатель горисполкома П.П. Чуланов и второй секретарь горкома Н.П. Шалькова перерезали красную ленточку.
Первых гостей Дома быта встречали хлебом-солью девушки в русских нарядах. И если с внешней стороны и глазу зацепиться не за что было, то внутри нового Дома быта гостей ждало много интересного. Просторные холлы, оформленные скромно, но со вкусом, лифты. Целых 5 этажей с услугами на все случаи жизни: ремонт и изготовление обуви, пошив одежды, головных уборов, часовщик, гравер, фотоателье, мастерская трикотажных изделий, художественная вышивка. Чего здесь только не было.
Аншлаг вполне логично наблюдался в ателье. Магазины той поры не отличались богатством выбора и только индивидуальный пошив мог утолить желание женщин иметь в своем гардеробе что-то стоящее. Специально по такому случаю из Брянска приехала Т.А. Печерская, художник-консультант. Она рассказала клинцовским женщинам о новых тенденциях в моде, посоветовала как с помощью нарядов не только скрыть изъяны фигуры, но и конечно же подчеркнуть достоинства. Гвоздем программы стал самый настоящий показ мод. В битком набитом демонстрационном зале на 80 мест по малиновому бархату так называемого “языка” – специального помоста, изящно дефилировали под комментарии модельеров манекенщицы и их коллеги мужского пола. Вспоминалась сцена из “Бриллиантовой руки” с Гешей Козодоевым в элегантных брюках, однако, в отличие от незадачливого афериста, у нас все прошло без конфузов. В клинцовский штат был зачислен свой художник -консультант, который должен был поддерживать поднятую планку и держать местных модниц в курсе новостей от фэшн-индустрии.
Праздничные сюрпризы на этом не закончились. Мастер срочного ремонта обуви Ю.В. Сапрыкин работал в тот день бесплатно, ловко демонстрируя навыки быстрого приклеивания и прошивания отставшей подошвы.
Первым клиентом фотосалона стал работник милиции С.Н. Голофаст. Обслужил его, между прочим, мастер первого класса М.В. Балакин. Такого уровня фотографов в области было всего трое. Без натяжки можно сказать, что задумка организовать образцово-показательный комбинат удалась. И касалось это не только спектра услуг, но и уровня самих мастеров. Укомплектовать такой штат – задача не простая. Тем более, что в Клинцах никогда не было учебных заведений, которые готовили работников сферы услуг. Уговорами, обещаниями, перспективами собирали мастеров по всему городу. С “Ленинки” переманили вязальщицу пятого разряда В.В. Бершкову. А что делать? Надо было держать марку. Когда в город приезжала легендарная Валентина Толкунова, именно в новом Доме быта, у наших вязальщиц она заказала себе кофточку, настолько она была впечатлена уровнем работы наших мастеров.
А вот новая парикмахерская по сути была настоящим салоном красоты. Помимо двух залов, мужского и женского, здесь впервые в Клинцах появились кабинеты маникюра, педикюра и даже косметологии и массажа. Косметика, лаки и средства по уходу были качественные, из ГДР или Прибалтики. К открытию не успели завезти удобные кресла в мужской зал и пошить фирменную, красивую одежду для сотрудников, но в скором времени все это появилось.
По воспоминаниям мастера мужского зала Владимира Иосифовича Казаневича работали тогда в две смены, но первое время, чуть ли не целый год, сидели без зарплаты, на голых окладах. Планы ставили большие, да и народ по старинке предпочитал забегать в ближайшие парикмахерские. Но коллектив был дружный и веселый, все как один первоклассные мастера своего дела: Карасик Лина Семеновна, Судакова Мария Николаевна, Павлюченко Лидия Ивановна, Мария Глот, Ефим Раскин, Ревкова, Кравченко и другие. И если мужские прически особым разнообразием не отличались, то женские нередко тянули на произведения искусства. Здесь была своя мода, которую нередко диктовали актрисы советского и зарубежного кино.
Для удобства сотрудников Дома быта на пятом этаже была организована столовая, а на первом находился просторный банкетный зал. Здесь коллективами отмечали профессиональные праздники, устраивали шумные свадьбы и тихие поминки. Работало в Доме быта и бюро добрых услуг.
Клинчанам новый Дом быта полюбился. Воспоминая из детства, когда там всегда было полно народа, подтверждают и слова Елены Гребенниковой.
“Глядя на унылое серое здание с заколоченными кое-где окнами и обшарпанными входом, трудно представить что еще не так давно здесь был практически Центр Красоты районного масштаба. По моим наблюдениям, во все времена женская половина нашего города всегда отличалась особым вниманием к своему внешнему виду. В те времена, когда полки магазинов были пусты, а ассортимент одежды и обуви в магазинах был однообразный и скудный, наш «новый» Дом быта был, простите за высокий слог, «окном в мир Моды и Стиля». На втором этаже располагалось швейное ателье. Все здесь было сделано для клиентов. Большие светлые окна , удобные кресла для ожидающих примерки или первой встречи с закройщиком. Образцы тканей самых дефицитных в те времена (вельвет, джинса, шифон и натуральный шелк, импортный трикотаж) сражали наповал. Хотелось всего и сразу. Для тех, кто не определился с фасоном, помочь могла модельер Лариса. До сих пор помню ее имя! Она выходила в зал с большой стопкой журналов «Бурда моден», которые только-только начали появляться у нас в стране и начиналось волшебство. Закройщики были высококлассные! Практически любые мечты воплощались в жизнь с отменным качеством пошива и в небольшие сроки.
Там же, на втором этаже, можно было заказать и обувь. Рядом со столиком приемки заказов был стенд со всевозможными видами натуральных (а других тогда просто не было) кож, замши и разных модных подошв и каблуков, образцы готовых изделий. Заказывала и я здесь сапоги. Вишневые высокие «казаки» из мягчайшей кожи, со скошенным наборным каблуком и вторые из черной замши с кожаной аппликацией по голенищу. Шикарные! И сейчас бы от таких не отказалась! Что немаловажно, цены на пошив одежды и обуви были очень даже демократичные. Помню, что пошив в ателье, и обуви, и одежды не бил по кошельку и не рушил семейный бюджет”.
90-е пустили под откос большинство предприятий города. Разделил эту участь и прекрасный Дом быта, которому в его предназначении не суждено было прожить долгую жизнь, но посчастливилось оставить после себя добрую память и приятные воспоминания.
© Вячеслав Федоров
Благодарим за помощь в подготовке статьи коллектив Клинцовского краеведческого музея, Елену Гребенникову, Ольгу Юрьевну Судакову, Николая Федоровича Андрюшина и Евгению Семеновну Ильченко.