Посад Клинцы в дореволюционные годы обзавелся не одним десятком замечательных по архитектурному исполнению зданий, которые и в наше время признаются клинчанами украшением и «лицом» города. К сожалению, имена архитекторов, построивших эти здания, забыты, и восстановить их представляется делом нелегким и кропотливым. «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России» (1998 г.) по Брянской области не дает имен дореволюционных архитекторов, строивших в посаде Клинцы. «Архитектурные паспорта», заведенные на здания дореволюционной постройки, не упоминают имен архитекторов. Так и стоят прекрасные по своему облику здания безродными. Имена их создателей приходится извлекать из толщи архивных документов или находить в воспоминаниях современников.
Об одном из первых клинцовских архитекторов конца XVIII – начала XIX в. узнаем из воспоминаний миссионера Тимофея Верховского, который в книге «Стародубье» называет «строителем клинцовских церквей» Ивана Козмича Карташева (1767 – до 1846 г.) (Верховский Т. Стародубье. Ч. 2, с. 32).
В 1990-е годы, занимаясь историей клинцовского Никольского старообрядческого монастыря, в «Отчете строительной комиссии 1911 г. по постройке деревяннаго храма во имя Нерукотвореннаго Спаса в Никольском монастыре…» я встретил фамилию ещё одного архитектора: «В августе 1906 г. Собрание Клинцовского Старообрядческого попечительства уполномочило А.М. Гусева подыскать архитектора для составления плана возобновляемой в монастыре церкви». А «29 июля 1907 г. принят и одобрен проект на сооружение храма, составленный архитектором Шабуневским». Ни имени, ни отчества архитектора не было названо. Ещё в «Отчете строительной комиссии» говорилось, что Шабуневский не только проектировал, но в течение 1909 – 1910 годов, присматривал за строительством храма.
Старообрядцы поставили перед архитектором сложную задачу: «…Иметь в монастыре возобновляемый храм в таком виде, как он был до пожара» (Постановление «Собрания Клинцовского Старообрядческого Попечительства» от 20 августа 1906 г. // РГБ. Отчет строительной комиссии по постройке деревянного храма во имя Нерукотворенного Спаса в Никольском монастыре, при посаде Клинцах Черниговской губ. Клинцы. 1911, с. 3). То есть, новый храм предполагалось построить в подобие Преображенской церкви, освященной в 1782 г. и сгоревшей в 1835 г. Храм был дорог клинчанам как святыня, связанная с именем первого старообрядческого епископа Епифания, служившего в Ветковской Покровской церкви в 1734 – 1735 гг. Но ни чертежей, ни фотографий храма не было.
Исходным материалом для работы архитектора был фундамент церкви, сохранившийся после пожара, а также гравюра, называемая «План Никольского монастыря», хранившаяся в домашнем архиве одного из попечителей, с прорисовкой монастырских храмов и келий. Описание гравюры и храма Преображения приведено И. Логиновым в журнале «Церковь» (Церковь. 1912 г., № 24, с. 584-585). Имя архитектора И. Логинов не упоминает. Судя по тому, что на гравюре было прорисовано два храма, Преображенский и Никольский, то гравюра была создана в конце 1820-х – начале 1830-х годов, до пожара, уничтожившего Преображенскую церковь.
Старообрядцы, осторожные в выборе с кем сотрудничать, сочли возможным доверить столь ответственную и дорогостоящую работу человеку, крещенному не по старинному православному церковному обряду. Порукой тому могла стать профессиональная зрелость архитектора, доказанная возведенными архитектором зданиями по собственному проекту. И такого специалиста клинчане нашли не в губернском городе Чернигове, а в соседней Могилёвской губернии, в уездном городе Гомель.
С введением в строй железнодорожной ветки Брянск-Гомель (1886 г.) было завершено строительство Полесской ж/д. Брест – Гомель – Брянск. Город Гомель, бывший издавна крупным речным портом, через который при Екатерине Великой и Потемкине начались поставки строевого леса и тульского металла на Николаевские судовые верфи и на строительство Одессы, Николаева, Херсона, Севастополя и других городов Новороссии, в конце XIX в. стал местом пересечения железнодорожных путей, проложенных в широтном и меридиональном направлениях. Теперь предприниматели уездов Черниговской губернии, примыкающих к Полесской железной дороге, получили выход своей продукции на север, в Москву, Петербург, Ригу, на запад, в Европу, и на юг России. Гомель стал центром притяжения для четырех «северских» уездов Черниговской губернии: Суражского, Стародубского, Новозыбковского и Мглинского. Начался экономический дрейф этих «северских» уездов от Чернигова к Гомелю, к Петербургу и к Москве. Клинцовские купцы-миллионеры сотрудничают с гомельчанами и украшать свой посад приглашают не своего губернского архитектора из Чернигова, а гомельского архитектора из соседней губернии.
Шабуневский после возведения в Гомеле Мужской гимназии (1898 г.), Орловского коммерческого банка (1901 г.) и нескольких частных особняков становится признанным и востребованным архитектором в Гомеле. Молодой, успешный, уверенный в себе Шабуневский берется за любое предложение и с блеском исполняет.
Есть недокументированное свидетельство, что Шабуневский в начале 1900-х годов строил на Большой улице (угол с ул. Александрова) особняк для клинцовского старообрядца миллионера Николая Андреевича Степунина, чем заслужил доверие не только со стороны заказчика, но и всего клинцовского старообрядческого общества.
Проект шатровокупольной, пятиглавой деревянной монастырской церкви, представленный Шабуневским на суд Совета попечителей старообрядческого Никольского монастыря, показался им исторически достоверным, архитектором были соблюдены основные условия и требования заказчиков в соответствии с их пожеланиями и вкусом. В заседании Клинцовской городской Думы в 1917 г. было отмечено, что Шабуневский «за проект и наблюдение за строительством храма Преображения в Никольском монастыре (1909 – 1910) получил вознаграждение – 700 рублей» (Журнал заседаний Клинцовской Городской Думы в 1917 г. // ГАЧО Ф.145, оп. 3, д. 2793, л. 14).
Здание церкви, на этапе проектирования и строительства называемое во имя Спаса Преображения, в память об утраченном в пожаре 1835 г. храме, после завершения строительства было освящено во имя Нерукотвореннаго Спаса, поскольку на антиминсе, спасенном при пожаре, ещё в 1786 г. была освящена приходская Преображенская церковь в самом посаде Клинцы.
Фотографии храма во имя Нерукотвореннаго Спаса, сделанные в конце 1920-х годов, свидетельствует о понимании архитектором особенностей конструкции шатрово-купольных сооружений, строительство которых в России было соборно запрещено ещё в XVII веке, о соблюдении архитектором пропорций, о проработке крупных и мелких деталей декора, придающих объемному храму вид изящного сооружения, облаченного в праздничные одеяния.
Здание церкви дошло до наших дней в резко искаженном виде. В 1930-е годы здание было перестроено в 2-х этажный многоквартирный дом, при этом сохранилась прежняя крестообразная планировка здания с алтарным прирубом, внутри которого была устроена лестница для подъема на второй этаж. В 2010-е годы жильцы были переселены в новостройки города Клинцы, здание брошено на произвол судьбы, разграблено и сожжено.
В начале 2000-х годов в Черниговском архиве я вновь встретил фамилию Шабуневского. В Журнале заседания Клинцовской Городской Думы от 20 июня 1908 г. приведен «Доклад Городского Головы по вопросу о постройке здания… Городской Женской гимназии» и приложен «План постройки с приблизительной сметой, составленный на основании предыдущих постановлений Городской Думы архитектором С.Д. ШАБУНЕВСКИМ. Здание будет обеспечено центральным отоплением, помещенным в подвальном помещении здания. Сметная стоимость – 45 000 р.» (Журнал заседаний Клинцовской Городской Думы в 1908 г. // ГАЧО Ф. 145, оп. 1, д. 404, л. 74). В этом клинцовском документе впервые были приведены инициалы архитектора.
Строительство Женской гимназии было завершено к 1911 году.
Архитектор построил здание в стиле модерн. Наиболее выразительными элементами декора стала декоративная круглая угловая башня с круглым балкончиком на уровне второго этажа, шлемовидный купол башни, кровля которой напоминает чешую рыбы, а также глобусы на фронтоне главного фасада.
Проекты зданий в новомодном стиле модерн удавались архитекторам, наделенным богатой фантазией и тонким художественным вкусом. Опыты С.Д. Шабуневского в этом направлении оказались удачными. В Гомеле сохранилось несколько зданий, построенных С.Д. Шабуневским в стиле модерн.
Судьба здания клинцовской женской гимназии архитектора Шабуневского также оказалась трагичной. В 1943 г. фашисты, спешно покидая город Клинцы, сожгли все учебные заведения, клубы, фабрики и заводы. Город превратился в пепелище.
При восстановлении здания женской гимназии были утрачены изящные фронтоны, выступавшие над крышей здания, парадные двухстворчатые дубовые двери, парадная лестница, двери в учебных классах с хрустальными стеклами, бронзовые ручки, дубовый паркет, портреты русских писателей в лепных картушах на стенах актового зала, лепнина у потолка классных комнат. Но внешний облик здания гимназии в основном сохранился. В настоящее время в здании размещена Школа искусств.
Журналы заседаний Клинцовской Городской Думы свидетельствуют, что С.Д. Шабуневского как специалиста приглашали в Клинцы часто, с ним советовались как с архитектором города. Очередной Журнал думских заседаний сообщает: «Летом 1908 г. в Клинцах начали проводить пробную очистку Горковского озера, загрязненного фабричными отбросами, и столкнулись с тем, что объем вынимаемого грунта превышает сметную оценку. Тогда по рекомендации архитектора С.Д. Шабуневского был приглашен гидротехник Фрейлихман, который рассчитал глубину очистки и объем вынимаемого грунта на протяжении 30 саженей от плотины на глубину 0,4 сажени …» (Журнал заседаний Клинцовской Городской Думы в 1908 г. ГАЧО Ф. 145, оп. 1, д. 404, л. 135).
В мае 1912 г. в Клинцах началось строительство здания мужской гимназии. Архитектором-строителем здания гимназии выступал архитектор Б.П. Листовничий, а подрядчиками по постройке здания были два гомельчанина С.Д. Шабуневский и С.Ш. Шанович (Журнал заседаний Клинцовской Городской Думы 26-27.01.1917 г.).
В заседании Думы 30 июля 1916 года гласный Кондратьев сказал, что «согласно договору, подрядчики С.Д. Шабуневский и С.Ш. Шанович должны были закончить постройку здания гимназии в 1914 г., когда цены на строительные материалы и рабочие руки были нормальными».
В связи с войной строительство гимназии затянулось, и учебный год в сентябре 1916 года начался в новом здании без паркетного пола с множеством мелких недоделок. Военное время подсказало властям города разместить в недостроенном здании гимназии 7 городских начальных школ, помещения которых были отданы под лазареты и госпитали.
Все недоделки, отмеченные Комиссией, были устранены к декабрю 1916 г., о чем «Строительная комиссия» доложила Городской Думе в январе 1917 г. На заседании Думы присутствовали члены строительной комиссии, директор гимназии, а также архитектор-строитель Б.П. Листовничий и оба подрядчика С.Д. Шабуневский и С.Ш. Шанович (Журнал заседаний Клинцовской Городской Думы в 1908 г. // ГАЧО Ф. 145, оп. 1, д. 404, л. 74).
Кто же такой С.Д. Шабуневский?
Станислав Данилович Шабуневский, (2 декабря 1868 г.р. – 1937 г.), сын почтового служащего, закончил гимназию в г. Слуцке. В 1890 г. поступил на физико-математический факультет Петербургского Императорского университета, откуда перешел учиться на второй курс С-Петербургского института гражданских инженеров (то есть строителей, архитекторов). Учился в рисовальной школе Григоровича. Слушал лекции архитектора Виктора Шретера.
Молодой инженер С.А. Шабуневский приехал в Гомель в 1896 г. с женой и ребенком на должность младшего инженера гомельского участка Либаво-Роменской ж/д. В том же 1896 году он представил на городской конкурс проект здания мужской гимназии, победил соперников и стал архитектором города Гомель. В новой должности С.Д. Шабуневский участвует в переустройстве города, проектирует городской сад, водопровод, осушает болото в центре города. Постепенно город Гомель застраивается зданиями по проекту С.Д. Шабуневского: здание классической гимназии (1898 г.), Орловский коммерческий банк (1901 г.) Виленский коммерческий банк (1910 г.), гостиница «Савой», купеческие особняки (особняк врача Наума Александрова (1903 г.), дом купца Грошикова (1909 г.), доходный дом купца Захарьева, комплекс зданий Земской больницы (1914 – 1915 гг.), здание Технического училища двухэтажное (1909 г.), здание гинекологической больницы и родильного отделения на берегу реки Сож. (Ирина Завадская. Загадки инженера Шабуневского).
Здания, построенные С.Д. Шабуневским, на десятилетия определили облик и развитие города Гомель. Интерес гомельских историков к творчеству архитектора Шабуневского вспыхнул в годы «перестройки» после знакомства с публикациями архитектора Вячеслава Чернатова. А с появлением интернета, в сети стали доступны фотографии зданий Шабуневского, личные фотографии, статьи о нём. Заслуги архитектора перед жителями города Гомеля воистину впечатляющие.
Публикация статьи о зданиях, построенных по проекту С.Д. Шабуневского в Клинцах, стала приятным сюрпризом для гомельских историков, поскольку творческая биография архитектора пополнилась рядом новых работ, а поле творческой деятельности архитектора вышло за пределы города Гомель. В 2020 г. гомельский архитектор и историк архитектуры Сергей Ляпин прислал мне письмо с просьбой сообщить все подробности творческой деятельности С.Д. Шабуневского в Клинцах для нового фильма об архитекторе. В приложении к письму дана была ссылка на фильм об архитекторе С.Д. Шабуневском «Репрессированная архитектура» (2019 г.). Авторы фильма С. Ляпин и М. Булавинская. Фильм можно посмотреть по ссылке.
Далее, при внимательном прочтении архивных документов мы обнаружили сведения, что деятельность С.Д. Шабуневского в Клинцах как архитектора не исчерпывается строительством деревянной монастырской церкви и здания женской гимназии. В 1908 г. в Клинцовской Городской Думе после обсуждения проекта здания Женской гимназии и вознаграждения архитектору в протоколе было записано: «Принимая во внимание, что за прежние, произведенные городом постройки, С.Д. Шабуневский считал вознаграждение с техническим досмотром в размере 4% со сметной суммы, и, кроме того, за счет города оплачивалась половина жалованья десятника, Комиссия нашла, что расход этот в данном случае, при ограниченности средств, обременителен, и предположила вознаградить господина архитектора только за составление проекта и сметы, а технический надзор возложить на десятника. При переговорах, архитектор С.Д. Шабуневский согласился ограничить свое вознаграждение и соглашается за составление проекта и сметы и за технический досмотр за постройкой посчитать только 2,5% со сметы, с тем, чтобы за счет постройки уплачивалось жалованье десятнику по 50 р. в месяц» (Журнал заседаний Клинцовской Городской Думы в 1908 г. // ГАЧО Ф. 145, оп. 1, д. 404, л. 74).
Следовательно, С.Д. Шабуневский еще до 1908 г. участвовал в проектировании и строительстве «произведенных городом построек» и его творчество в Клинцах не ограничивается зданием церкви и зданием женской гимназии. Из «городских построек», произведенных в Клинцах до 1908 года, которые оплачивала Городская Управа, можно назвать: Клинцовское Техническое училище по улице Пушкинской, в 1903-м году перестроенное из Ремесленной школы (1895 г.) в Техническое училище.
Здание «Общественного клуба» по Большой улице.
«Новые торговые ряды» (1905 г.), возведенные на Базарной площади на углу улиц Большая и Базарная (Советская).
Водонапорную башню (1908 г.) по Базарной улице (ул. Советская). Других крупных объектов Клинцовское городское самоуправление с 1896 по 1907 год, не строило.
Какое из названных и представленных читателю зданий проектировал архитектор С.Д. Шабуневский, ещё предстоит узнать и доказать.
После знакомства с архитектурными работами С.Д. Шабуневского в Гомеле (см. фильм М. Булавинской и С. Ляпина), складывается представление о творческом почерке архитектора, который работал в классическом стиле, наполняя его элементами стиля модерн. Или же иначе – увлекался стилем модерн, выполняя его на основе классического стиля.
Рассматривая многочисленные здания, построенные в первые два десятилетия XX века в Клинцах, как на деньги Городского Самоуправления, так и на деньги частных заказчиков, можно заметить, что большинство из них соответствуют творческому почерку С.Д. Шабуневского.
Продолжительная в течение двух десятилетий востребованность архитектора С.Д. Шабуневского в посаде Клинцы, допускает мысль, что гомельский архитектор проектировал в Клинцах строения, оплачиваемые не только городом, но оплачиваемые частными владельцами, строившими банки, особняки, больницы. В облике большинства из них чётко и даже более выразительно проступает стиль модерн.
Примечательно, что «парадный угол» здания, с входной парадной дверью, как одна из примет стиля модерн, впервые появился в Клинцах около 1900 года, когда богатейший старообрядец Н.А. Степунин построил для себя на углу улиц Большая и Баутовка (ул. Александрова) двухэтажный особняк из кирпича. В наружном убранстве здания (карнизы, наличники) было много от деревянного узорочья, но угол здания был срезан под 45 градусов и в нем устроены парадные входные двери и угловой балкон.
В ближайшие годы в Клинцах здания с «парадным углом», соединяющим фасады, обращенные на разные улицы, стали появляться один за другим. Сначала здание «Общественного собрания» (1905 г.), оплаченное городом.
Здание «Стодольского общества потребителей» (ФОТО № 9.1 – 9.2.), оплачено фирмой Барышниковых. Оба с «парадным углом» и угловым балконом.
Затем здание «Русско-Азиатского банка» с «парадным углом» (1908 г.), оплачено владельцем банка. В оформлении фасадов этих зданий наблюдалось смешение стилей с мотивами стиля модерн.
В подлинном стиле модерн построена «Больница всех фабрикантов» в Клинцах (1904 г.). Строительство здания оплачивало общество купцов-фабрикантов.
В стиле модерн выполнено здание Казначейства (1911 г.).
Особняк фабриканта Сапожкова по ул. Нижней Бобылке (Богунского полка)
и особняк красильного мастера Штеллинга на углу ул. Садовой (Лермонтова) и Евлановки (Свердлова).
Под знаком вопроса можно рассматривать и особняки фабрикантов Сергея и Константина Барышниковых на Стодоле (предместье посада Клинцы), построенные в начале XX в. неизвестным архитектором. В облике зданий умело сочетаются черты классического стиля со стилем модерн.
А особняк Сергея Дмитриевича Барышникова имеет круглую башню у южного торца здания с шатровым куполом. В отличие от декоративной круглой башни здания клинцовской женской гимназии башня особняка С.Д. Барышникова функциональная, внутри неё парадная лестница на второй этаж.
Ярким и замечательным получился фасад здания клинцовской «Городской Думы и Управы с каланчой» (1911), построенного в стиле модерн. Автор проекта не известен.
Предстоит большая и долгая работа по выяснению фамилий авторов проектов названных зданий.
В отличие от многих провинциальных архитекторов, которые для украшения города приспосабливали типовые проекты церковных и гражданских зданий, архитектор С.Д. Шабуневский стремился к тому, чтобы каждое здание, построенное по его проекту, было неповторимым произведением архитектурного искусства, и нам, потомкам, тем более дорого его архитектурное наследие.
С.Д. Шабуневский в годы Советской власти продолжал работать архитектором города Гомель и возводить здания, сообразуясь со вкусом и запросом времени. С 1919 по 1926 год Клинцы находились в составе Гомельской губернии. В эти годы, годы НЭПа, годы бурного развития частного предпринимательства, С.Д. Шабуневский как архитектор непосредственно курировал уездный город Клинцы. Какие постройки производились в Клинцах в эти годы, и кто готовил проекты, также предстоит выяснить. Мы считаем, что третий этаж над зданием «Стодольского общества потребителей» в 1920-е годы надстраивался по проекту Шабуневского. Здание превращено было в Дом культуры суконной фабрики им. В.И. Ленина.
С.Д. Шабуневский неоднократно арестовывался. Арест 1937 г. был последним. Постановлением внесудебного органа архитектор был осуждён на 10 лет пребывания в исправительно-трудовом лагере Медвежья Гора (Беломорканал). 69-летний старик не выдержал испытания условиями лагерной жизни и тяжелой физической работой, и в тот же год скончался.
Гражданское достоинство Станиславу Даниловичу Шабуневскому было возвращено стараниями архитектора Вячеслава Чернатова, добившегося в 1989 г. совместно с Союзом архитекторов БССР его реабилитации. Власти города Гомеля присвоили архитектору Станиславу Даниловичу Шабуневскому звание «Почетного гражданина города Гомель», посмертно.
Подводя итог, можно заявить, что гомельского архитектора С.А. Шабуневского заслуженно следует называть архитектором и украсителем города Клинцы начала XX в. Именем С.Д. Шабуневского достойно гордиться, а для увековечения его имени следует на фасаде здания Школы искусств (бывшего здания женской гимназии) поместить памятную доску. Гомельчане начали последовательно восстанавливать изначальный авторский облик зданий, построенных С.Д. Шабуневским. По примеру гомельчан, следует зданию бывшей женской гимназии в Клинцах вернуть тот вид, который был задуман и воплощен архитектором С.Д. Шабуневским. Вернуть утраченный облик следует всем зданиям, построенным до революции. Независимо от авторства, они достойно украшают город Клинцы.
© Р.И. Перекрестов