Масленица – исконно языческий праздник, известный на Руси еще до принятия христианства и уходящий корнями в праславянские времена. Блины, кулачные бои, сжигание чучела, веселье – это все оттуда. В фильме “Сибирский цирюльник” достаточно колоритно показано празднование Масленицы. Барышни и кавалеры на коньках, скоморохи на ярмарках и горы икры красной, икры черной и даже икры заморской, которую подавали к блинам. Хотя, стоит отметить, что этого языческого праздника в календаре церкви нет. С одной стороны, христианство отвергало и отвергает большинство философских посылов язычества. С другой стороны, Православие, предав забвению сакральную составляющую праздника, не стало полностью уничтожать Масленицу, в которой присутствовали и вполне положительные смыслы. Это и уважение к природе, и трепетное отношение к женщине (Масленицу еще называли “Бабьей неделей” прим. автора), и почитание предков, и любовь к прошлому.
После революции 1917 года с “опиумом для народа” в виде религии боролись самыми жесткими методами. Вплоть до окончания Великой Отечественной войны о Масленице в СССР толком не вспоминали — сперва веселый праздник с блинами был признан загнивающим наследием буржуазного слоя, а потом он оказался не у дел на фоне обрушившихся на страну трудностей.
Вернулись в стране и в Клинцах к традиции проводить февральскую неделю с блинчиками и играми только в 1960-х годах. Слово “Масленица” официально не употребляли. Именовался теперь этот праздник как “Проводы русской зимы”. Центральным местом празднования была Солодовка. Несколько скромнее гуляли и в парках города. Помню, в начале 80-х с друзьями бежали в парк на Ленинку. Упитанная тетя в белом фартуке жарила небольшие шашлычки на деревянных шпажках. Стоило это угощение 50 копеек. По дорожкам парка лошадка катала на санях детвору. Желающих на ходу запрыгнуть возничий отговаривал крепким словцом.
Утратила Масленица некоторые атрибуты, например, кулачные побоища. Сакральный смысл в виде пролитой крови – жертва умершим или самим богам, как мы говорили был позабыт, а мордобой в чистом виде, как-то не очень вписывался в облик советского человека. Сжигание чучела вернулось, вернулись и скоморохи с песнями, аттракционами в виде столбов с привязанными на макушке незамысловатыми призами, катание на санях и, конечно же, румяные, горячие блины.
Кстати, масленичные блины имеют поминальное происхождение. С подачи русского фольклориста Александра Афанасьева в конце XIX века утвердился взгляд, что блин – это образ Солнца. Во время учебы на историческом факультете, поедание масленичных блинов нам объясняли как, ни много ни мало, обрядом “Богоедения”. Блин был символом древнерусского бога весеннего солнца Ярило. Уплетая его, человек вкушал само божественное, становился с ним единым и неделимым. Вам это что-то напоминает?
Но есть и другая научная версия, что у славян блин был исконно поминальным хлебом, имеющим очень глубокую символику. Он круглый (намек на вечность), теплый (намек на земную радость), сделан из муки, воды и молока (намек на жизнь). Обоснованием поминального происхождения всем знакомого лакомства может служить, к примеру, такой обычай: В первый день Масленицы блины клали на чердачное слуховое окошко – «угостить покойников», либо же отдавали непосредственно нищим, чтобы те помянули усопших. Так и говорили: «Первый блин за упокой».
“Проводы русской зимы”пришлись клинчанам по душе. Свежий воздух, прекрасный повод отдохнуть с семьей, родственниками, друзьями. Опять же угощения, чай или что-то покрепче. На архивных фото не видно постановки. Искренне веселые лица. Улыбки счастливых клинчан 1967 года…
Газета “Труд” так описала Масленицу в том году: “Тысячи клинчан пришли в минувшее воскресенье на Солодовку, чтобы проводить зимушку. Песни вспыхивали, как костры. С веселым смехом катились с горок и дети и взрослые. Работники торговли потрудились на славу. Столы ломились от аппетитных яств и напитков. Казалось, и погоду специально заказали. До позднего вечера веселились горожане. Это был праздник радости, счастья и мирного труда”.
© Вячеслав Федоров