Жители Клинцов никогда не чувствовали себя культурной провинцией, а наоборот, были скорее лидерами и новаторами в этой сфере. Этому способствовала развитая инфраструктура, сложившаяся в городе в начале XX века: в 1909 году в посаде работали два кинотеатра, с 1915 года стала выходить своя «Клинцовская газета», работали почта, телефон, две типографии, народная библиотека. Клинцовский народный театр пользовался огромной популярностью, все премьеры которого горячо обсуждались на страницах «Клинцовской газеты» и в кругах театралов. В 1923 году началось работа первого на территории современной Брянской области радиовещания. Сотни семей имели собственные домашние библиотеки. Помимо материальной базы, в городе сложился особый тип клинчанина с высокими культурными запросами.
Культурная жизнь города Клинцы на протяжении XX века била ключом. В городе были созданы и активно выступали коллективы художественной самодеятельности на фабриках, заводах, в артелях, в коллективах служащих, в школах. В городе возникло большое количество народных хоров, танцевальных и вокально-инструментальные ансамблей, симфонических и духовых оркестров, был даже свой джаз-оркестр.
Неудивительно, что с Клинцами были связаны творческие судьбы сотен выдающихся деятелей культуры: музыкантов-инструменталистов, эстрадных и оперных певцов, хореографов, танцоров и балетмейстеров, актеров и режиссеров театра и кино, журналистов, художников и скульпторов, создателя крупнейшего в стране музыкального театра, генерального директора – художественного руководителя московского Кремлевского дворца!
Ярких представителей культурной жизни Клинцов, заслуживающих отдельных рассказов, было много, но в нашей статье мы сделаем акцент только на клинцовских певцах, хорах и хормейстерах, т.е. расскажем об истории клинцовских песен, хотя от музыки они неотделимы.
Начнем с XIX века. В клинцовской краеведческой литературе XIX века одно из самых первых и ярких описаний посада оставил черниговский губернский механик Александр Гутман, который в 1851 году находился с инспекцией в Клинцах и посетил Зубовскую фабрику. По результатам своей поездки в Клинцы он опубликовал в газете «Черниговские губернские ведомости» не только данные о техническом оснащении Зубовской фабрики, но и дважды упомянул рабочих, которые во время работы «пели песни, далеко разносимые эхом окрестных лесов».
В то время пение было распространено настолько, что не вызывало ни удивления, ни раздражения, скорее — интерес и уважение. Пели крестьяне в поле, пели рабочие за станком, пели учащиеся на переменах между занятиями, пели старики и молодежь, сидя теплыми вечерами на скамеечке перед домом, пели на посиделках парни и девушки, пели одинокие прохожие. Пение во время работы встречалось до начала 1930-х годов. Но потом эта традиция петь на рабочем месте была утеряна. Выросла интенсивность производства, изменились требования, повысился уровень шума от станков, рабочему человеку стало не до песен.
Тогда крестьяне были очень голосистые. Идут на работу или с работы — обязательно поют во весь голос. Утром, часов в пять, клинчан, живущих на Зубовке, будили песнями смолевицкие крестьяне. Они шли на смену на Зубовскую фабрику и пели. Песни были старинные, в них слышались то веселые, то заунывные нотки и беспредельная ширь полей и лугов. Песня бодрила людей, они забывали усталость и долгую дорогу. Жаль, что эти бесценные песни утеряны.
Скажем пару слов о других уличных певцах. До войны в Клинцах было много нищих. В базарные дни они собирались у входа на торговое место, в праздники, во время обедни, стояли у паперти храма, а в будние дни с сумой через плечо растекались за мирским подаянием по городу. Подойдет нищий к окну, постучит: «Подайте милостыньку, Христа ради!». Выносят, кто кусочек хлеба, кто пятачок. Нищий с поклоном благодарит: «Спаси Христос!», — и идет к следующей хате.
А слепые «кобзари» или «лирники», те обычно медленно идут с поводырем посреди улицы, по дороге, вращая ручку лиры, другой рукой перебирая несколько деревянных клавиш. Под гудение лиры поют какую-то жалобную стихиру, чаще всего религиозного содержания. Подаяние нищим обычно поручалось детям. Лирник в этот момент останавливается, прерывает пение, благодарит и снова мелкими шагами идет по улице, продолжая пение с того места, на котором его прервали.
Хороводы
Радостно встречали люди наступление весны. В такое время мужчины и женщины водили посереди улицы хороводы. Люди брались за руки и с песней ходили по кругу. Главной хороводной песней была «Как по морю»:
Как по морю, как по морю, морю синему, по синему, по Хвалынскому,
Плыло стадо, плыло стадо лебединое, а другое, а другое соколиное,
А третье, а третье – Лебедушка белая…
Песня отличалась неторопливой, спокойной плавностью, чистым звучанием, особой задушевной народной мелодичностью и никого не оставляла равнодушным. Песня далеко-далеко при вечерней тишине разносилась по окрестностям.
У молодежи было свое развлечение: становились в две шеренги, одна против другой на некотором расстоянии. Руки клали друг другу на плечи — получалась сплошная цепь. Первая шеренга напевает песню и в такт ей подходит к неподвижной второй шеренге, и так же, с песней, задним ходом возвращается на старое место, и в это время поет:
«А мы просо сеяли, сеяли,
Ай да лада сеяли, сеяли».
Тогда вторая шеренга таким же порядком подходит к первой и затем отходит обратно с песней:
«А мы просо вытопчем, вытопчем,
Ай да лада вытопчем, вытопчем».
Такими же двумя шеренгами певали и вот эту песню:
«А бояре, а бояре, а мы к вам пришли,
Молодым, молодым, а мы к вам пришли».
Другая шеренга отвечала:
«А бояре, а бояре, а зачем вы к нам пришли?
Молодым, молодым, а зачем вы к нам пришли?».
Эти песни дошли до нас из далекой седой старины и имели какое-то символическое значение у наших предков земледельцев-хлеборобов.
Гармонисты
Нужно вспомнить добрым словом гармонику. Немало было в то время гармонистов-самоучек, а среди них — настоящих самородков. В исполнении таких музыкантов мастерство, порой, граничило с виртуозностью. Гармоника в их руках играла сочно, с красочными переборами, аккордами. Два человека могут сыграть одну и ту же мелодию, но один тронет душу — и заслушаешься, а другой оставит равнодушным.
В 1920-е годы популярны и часто исполняемы были следующие песни: «Раскинулось море широко», «Хасбулат удалой», «Последний нынешний денечек», «Ванька-ключник», хороводная «Как по морю», «Потеряла я колечко», «Коробушка», «Посылала меня мать», «По Дону гуляет», «Помнишь ли, милая, ветви тенистые», «Ой, да ты, Калинушка», «Златые горы», «Среди долины ровныя», «Хуторок», «Во поле береза стояла» и другие.
Крестьянские песни
Крестьянские песни чаще были заунывные, с какой-то грустью. Пели на несколько разных голосов, пели мужчины и женщины. От песен этих порой становилось жутко так, что мороз «продирал» по коже, особенно, когда пели бабы с «подвыванием». После грустных песен в круг певцов врывалась взрывная, залихватская песня про Нюру и Танюшу, про парубка-гуляку. И так – до темноты. В каждой деревне были свои старинные песни. Знаток мог с точность сказать, что этот певец из деревни Смяльч или Писаревки, или Залиповья.
Регент хора храма Христа Спасителя М.В.Карпов
В 1937 году по всей стране стали создавать Дома народного творчества. Народным творчеством должны были быть охвачены все города, включая районные центры. Главной задачей столь разветвленной организации должна была стать пропаганда советской песни и советской драматургии.
В 1938 году по всем клинцовским предприятиям был объявлен набор желающих заниматься в драматическом или в вокальном коллективе. Желающих заниматься пением собралось около сотни человек. Первое прослушивание проходило в доме на углу Большой улицы и Ковалевки (ул. Карла Маркса). Это здание стоит и по сей день. В 1938 году на первом этаже здания была аптека, а на втором этаже — Дом народного творчества. Директором Дома народного творчества был назначен Фейгин. Вокальным отделом руководил Михаил Васильевич Карпов, драматический отдел возглавил Борис Самуилович Орлов. Помещение для занятий было тесное, поэтому спевки хора вскоре перенесли в клуб фабрики им. Коминтерна (бывший Дом общественного собрания), а вокальные дуэты, трио, квартеты собирались в Доме народного творчества по Большой улице.
Первое прослушивание вокалистов проводил незнакомый пожилой мужчина лет семидесяти. Говорили, что его прислала Москва. Михаил Васильевич Карпов внимательно прослушал каждого, кто пришел на прослушивание, и всех принял в хор. Первое время в хоре было около ста человек. Позже, когда определились настоящие любители пения, хор сократился до 70 человек.
Педагог из Москвы оказался человеком необыкновенным. Несмотря на возраст, он прекрасно пел красивым высоким и широким тенором. Мог показать, как исполнить ту или иную партию. А когда садился за рояль, играл легко любую мелодию. На первом занятии он предложил пропеть по нотам. Оказалось, что никто из пришедших в хор не знаком с вокальной нотной грамотой. Начался упорный труд. Занятия проводились два раза в неделю. Распевали по нотам гаммы, упражнения, легкие музыкальные предложения. На этом этапе отсеялись все, кому учение показалось неинтересным и трудным. Затем начались спевки на два, на три, на четыре голоса. Занятия проходили насыщенно, интересно. Учитель добивался, чтобы каждая партия исполнялась на самом высоком уровне. Певцы сами ощущали, как растет их исполнительское мастерство, как прекрасно начинают звучать разучиваемые произведения.
Выделилась группа солистов, образовались дуэты, трио. После общей спевки хор расходился по домам, оставались только солисты и участники вокальных ансамблей. Занятия вокалом продолжались до позднего вечера. Вечерами под открытыми окнами классов собирались прохожие послушать красивое и слаженное пение почти профессионального звучания. Люди стояли под окнами на тротуарах и на той, и на этой стороне Большой улицы и слушали пение.
Через два месяца участники хора впервые выступили с концертной программой в клубе фабрики им.Коминтерна и сразу завоевали любовь зрителей. После этого началось «турне» по фабричным клубам города. Певцы выступали на праздничных концертах, а по воскресеньям — на открытой сцене в городском парке.
Репертуар хора и солистов постоянно менялся, поэтому зрителей всегда встречали новой программой. В исполнении хора зазвучали отрывки из опер П.И. Чайковского «Евгений Онегин», Бородина «Князь Игорь», мелодичные песни из оперы Дзержинского «Тихий Дон». Солисты исполняли романс «Я встретил Вас» на слова Ф. Тютчева, «Не шуми ты, рожь» Гурилева для альта, «Взошел на небо месяц ясный» М. Балакирева, «Сладко пел душа соловушка» Р. Глиэра, «Элегия» Ж. Массне на слова Л. Галле, «Элегия» Яковлева на слова Дельвига, «Выхожу один я на дорогу» Е. Шашина на слова М. Лермонтова, «Комическая песня» А. Даргомыжского и многое другое.
М.В.Карпов проделал колоссальную работу – в исполнении хора и вокалистов Дома народного творчества прозвучало за три года около 400 произведений.
Обратимся к воспоминаниям П.М.Храмченко, одно из самых активных участников того хора: «Моя дружба с Михаилом Васильевичем Карповым вызревала постепенно. С первых занятий я попал в группу вокалистов, которых заметил и отобрал учитель. Чтением нот я овладел быстро и легко читал с листа первые и вторые партии вокала. Я чувствовал на себе взгляд учителя, он чаще других обращался ко мне с разъяснениями, просил пропеть и показать другим, как должна звучать вокальная партия.
Однажды, было это в конце 1939 года, я проводил Михаила Васильевича домой после удачного выступления нашего хора. Был он в приподнятом настроении, много говорил, предавался воспоминаниям. Я рассказал Михаилу Васильевичу, что у отца хранятся старинные пластинки для граммофона, среди которых есть записи духовных сочинений русских композиторов в исполнении хора под руководством М.В. Карпова и спросил, не знаком ли он с этим человеком…
Михаил Васильевич положил передо мной большую фотографию на картонной паспарту. «Посмотрите внимательно, может вам кто-то покажется знакомым», — сказал Михаил Васильевич. Я начал всматриваться в лица людей. Они были сфотографированы в помещении большого храма. Это был церковный хор. Мужчины, одетые в черные костюмы-тройки, стояли в два или три ряда. Впереди них стояли мальчики — альты и дисканты, одетые в белые рубашки и черные курточки. А перед хором в креслах восседали два пожилых человека: регент и субрегент. В одном из них я узнал Михаила Васильевича Карпова. «Да, это я. Здесь я сфотографирован вместе со своим хором храма Христа Спасителя в Москве». Старик произнес эти слова, расстроился и замолчал.
Я был поражен увиденным и испытывал страшное волнение от того, что судьба свела меня с регентом хора главного храма России. Михаил Васильевич рассказал, что руководил хором с самого его основания и до революции, что в его хоре пели знаменитые русские голоса, и показал на фотографии нескольких певцов из Большого театра. Рассказал, что хор сделал несколько записей на граммофонные пластинки. Рассказал, что он сам написал много произведений для церковного хора, и они звучали в храме Христа Спасителя, в Елоховской церкви и других храмах Москвы и города Владимира.
Встреча с М.В. Карповым сыграла значительную роль в моей судьбе. За неполных три года под руководством Карпова я получил высшее музыкальное образование. Я всегда гордился тем, что был учеником регента хора храма Христа Спасителя – композитора М.В.Карпова. Память об этом замечательном человеке я всегда ношу в своем сердце.»
Клинцовские хоры в 30-50-х годах XX века
На бывшей Зубовской фабрике (фабрика им. Дзержинского) был очень колоритный четырехголосый хор в составе 30 человек. Руководил хором Григорий Михайлович Дядечко. Музыкальное воспитание Дядечко получил в церковном хоре Петропавловской церкви. Вокалисты работали под его руководством с удовольствием, не считаясь со временем. Был подготовлен огромный репертуар. Женская часть хора разучила старинные песни для участия в спектакле по пьесе Островского «Бедность — не порок», поставленном драматической труппой фабрики. Хоровая группа, приданная к драматическому коллективу, оживляла и украшала постановку пьесы.
Хор фабрики всегда в полном составе шел в колонне демонстрантов 1 Мая или 7 Ноября. Звучали специально подобранные советские песни революционного содержания, походные песни, веселые русские и украинские песни. Плясовые мелодии всегда зазывали в круг заядлых танцоров.
Хор часто выступал в цехах во время перерывов перед рабочими, такой отдых поднимал настроение и производительность труда. На фабрике было также два оркестра: струнный (домбры) и духовой.
Хорошие коллективы художественной самодеятельности были на фабрике им. Ногина (Дурняцкая) и в артели «Красный мебельщик».
Ежегодно в клубе Стодольской фабрики им. Ленина проводилась олимпиада самодеятельного искусства города и района. В течение недели продолжался праздник песни, музыки и танца. Яркими коллективами были самодеятельные хоры деревень: Синьковки (хор Зайцева), Коржовки, Ущерпья, Оболешева. Но незабываемое впечатление оставлял хор села Душкино. Это был четырехголосый хор с мощными басами. Создала и воспитала коллектив учительница Дарья Ивановна Стегно. Хор исполнял, в основном, украинские песни.
Из школьных коллективов выделялся хор Первой средней образцововой школы. Хор находился под присмотром директора школы Александра Михайловича Смоленского, обладавшего сильным и красивым баритоном широкого диапазона. Александр Михайлович любил петь, присоединялся к школьному хору и нередко солировал в сопровождении хора. Участие директора в хоре поднимало авторитет педагога и увлекало молодых исполнителей.
Музыкальная и культурная жизнь в городе была насыщенной и богатой. В 1938 году по предложению директора музыкальной школы в городе был создан постоянно действующий симфонический оркестр. В его составе играли педагоги музыкальной школы, ученики старших классов. Руководил оркестром директор школы Яков Иосифович Лебский. В репертуаре оркестра была музыка Исаака Дунаевского, вальсы Штрауса, Чайковский, Дворжак, Шуберт, Бетховен и другие композиторы. Музыкальная школа выставляла на концертах игравший в унисон ансамбль скрипачей под руководством преподавателя Л.Э. Плоткина. В их исполнении звучали произведения Сен-Санса, Грига, Чайковского.
Музыкальные кружки в школах и на предприятиях возглавлял Николай Меркулов. Сам он был прекрасным трубачом, играл на всех духовых инструментах. Под руководством Меркулова работали руководители музыкальных кружков. Перед музыкальной олимпиадой Меркулов собирал несколько кружков в один коллектив, который выступал с интересной музыкальной программой, составленной из народных и современных произведений. В годы оккупации Н. Меркулов собрал симфонический оркестр из клинцовских музыкантов и выступал в кинотеатре перед сеансами. После освобождения города от немецких оккупантов Меркулов ушел на фронт, потерял одну руку, а возвратившись в город, руководил оркестром фабрики. В 1950-х годах, когда подросли молодые музыканты, Н. Меркулов задумал возродить довоенную традицию и организовал симфонический оркестр, пригласил туда лучших учеников музыкальной школы. К сожалению, никто из преподавателей музыкальной школы не поддержал Меркулова, так как не было в школе играющих педагогов, и хорошее начинание само прекратилось.
Кроме того, с 1942 года была возобновлена работа церковного хора Петропавловской церкви. Традиции дореволюционного церковного хора еще не были забыты, более того, мастерство исполнителей достигло очень высокого уровня. Это стало возможным благодаря управлению грамотных регентов и подбору опытных вокалистов. В церковном хоре пели знаменитые клинцовские голоса: С.Ф.Медков – бас, М.Н.Улезко – бас. Ремнев – редкой красоты бас, Лапиков – бас, П.И.Беззубенко – тенор, О.Н.Шаповалова – альт, О.В.Евмененко – альт, Е.К.Дмитроченко – сопрано, М.П.Бруева – сопрано, Е.И.Куленко – сопрано, Шура Прохоренко – солистка с превосходным сопрано, А.П.Пригоровская – альт, Л.Д.Маковейская – сопрано, В.Г.Смоляков – тенор.
Зиновий Львович Лейкин
Рассказывая о клинцовских хорах послевоенной поры, нельзя не рассказать о человеке, который внес большой вклад в развитии клинцовских вокальных коллективов и завоевал с ними многие награды на областном и всесоюзном уровне. Речь идет о Зиновии Львовиче Лейкине, знаменитом клинцовском музыканте и хормейстере, который к 23 годам умудрился прожить такую насыщенную и необыкновенную жизнь, какую по интенсивности событий мало кто успевает прожить и к преклонным годам. Можно смело сказать, что его биография – готовый сценарий к остросюжетному фильму. А затем, в возрасте 23 лет он приезжает жить и работать в Клинцы и прожил в нашем городе более 40 лет жизни так, что о нем до сих пор добрым словом вспоминают его многочисленные зрители, ученики и просто знавшие его люди.
Проработав с самодеятельными коллективами различных клинцовских предприятий, в 1964 году он начал руководить художественной самодеятельностью в ДК фабрики им.Коминтерна и задумал создать хор массовой песни с академическим уклоном. Вместе с коллективами дома культуры он добился значительных успехов – выступал по всему СССР, несколько раз на ВДНХ в Москве на крупнейших фестивалях, в Звездном городке перед отрядом космонавтов, в Польше. Коллектив под его руководством занимал первые места на областных смотрах. В 1967 году, коллектив под руководством Лейкина принял участие в первом всесоюзном конкурсе «Алло, мы ищем таланты» и получил звание «Лауреата». В дальнейшем хоровой коллектив неоднократно становился лауреатом Всесоюзных и Всероссийских смотров художественной самодеятельности, выступал на одной сцене с О.Фельцманом, Т.Гвердцители, А.Пахмутовой, Н.Добронравовым и многими другими выдающимися артистами. 14 декабря 1987 года З.Л.Лейкину было присвоено звание «Заслуженный работник культуры РСФСР».
Подробно изучив биографию этого незаурядного человека, мы решили посвятить отдельную статью рассказу о его жизни и творчестве.
Хор художественной самодеятельности Калинзавода
Мы уже упоминали о широком распространении коллективов художественной самодеятельности на клинцовских предприятиях. О том, как была организована работа хора на примере Клинцовского завода текстильного машиностроения имени Калинина в 70-80-х годах прошлого века нам рассказала Алевтина Васильевна Воронкова, работавшая в детском саду завода музыкальным работником:
«В коллективе у нас был около 30 человек, в хоре пели и мужчины, и женщины. Участники хора были работники завода, у всех семьи, дети. Тем не менее, они находили время для репетиций два раза в неделю. Музыкальным руководителем хора был Алексей Кошман, он аккомпанировал на баяне. Для удобства певцов, репетиции хора были организованы сразу в нескольких местах – в детском саду Калинзавода, где значительная часть педагогического женского коллектива участвовала в хоре, и непосредственно на территории завода, а затем, уже в полном составе, хор репетировал в здании клуба завода на улице Пушкина.
Часть репертуара составляли патриотические песни о Родине, часть – народные. Для певцов были подготовлены красивые концертные костюмы: у женщин были длинные синие платья с орнаментом в народном стиле, а у мужчин – рубахи навыпуск такой же расцветки и черные брюки.
Хор выступал в клубе завода перед работниками на праздники, например, на День машиностроителя – профессиональный праздник завода «Текмаш». В этот день в клубе проводилось официальное мероприятие с подведением итогов работы и вручением наград лучшим работникам. Выступал не только хор, но и вокалисты, сольно или дуэтами. На праздники (1 мая, День Победы, 7 ноября) заводской хор выступал на центральной городской площади или на других площадках перед всеми клинчанами в рамках большой культурной программы, которую готовили ведущие коллективы самодеятельности города. Профсоюзная заводская организация ежегодно поощряла певцов хора туристическими поездками в Волгоград, Ленинград, Киев и другие города.»
Надо отметить, что тогда не только в самодеятельности, но в быту были очень сильны песенные традиции. На любом семейном празднике, будь то свадьба, новоселье, Новый год или день рождения, люди обязательно пели песни. Причем это были не те песни, которые пели в хоре, а другие, более лиричные, о любви: «Каким ты был, таким ты и остался», «Ой цветет калина в поле у ручья», «Зачем вы девочки красивых любите», «Огней так много золотых», «Виновата ли я», «По Дону гуляет», «Распрягайте, хлопцы, кони» и другие. Пели хорошо, громко и часто с надрывом, с душой.
Традиция домашнего хорового пения к концу 90-х постепенно утратилась, частично перейдя к следующему поколению к пению под гитару. Но это была уже совсем другая музыка и другие песни, о которым мы обязательно расскажем отдельно. Как расскажем и о певцах, которые прославляли и прославляют наш город на ведущих площадках и сценах страны.
© Михаил Воронков