Для связи с проектом

24 июля, 2024

Как песня в Клинцах строить и жить помогала

Жители Клинцов никогда не чувствовали себя культурной провинцией, а наоборот, были скорее лидерами и новаторами в этой сфере.  Этому способствовала развитая инфраструктура, сложившаяся в городе в начале XX века: в 1909 году в посаде работали два кинотеатра, с 1915 года стала выходить своя «Клинцовская газета», работали почта, телефон, две типографии, народная библиотека. Клинцовский народный театр пользовался огромной популярностью, все премьеры которого горячо обсуждались на страницах «Клинцовской газеты» и в кругах театралов. В 1923 году началось работа первого на территории современной Брянской области радиовещания. Сотни семей имели собственные домашние библио­теки. Помимо материальной базы, в городе сложился особый тип клинчанина с высокими культурными запросами.

Культурная жизнь города Клинцы на протяжении XX века била ключом. В городе были созданы и активно выступали коллективы художественной самодеятельности на фабриках, заводах, в артелях, в коллективах служащих, в школах. В городе возникло большое количество народных хоров, танцевальных и вокально-инструментальные ансамблей, симфонических и духовых оркестров, был даже свой джаз-оркестр.

Джаз-оркестр клинцовского рабфака 1940г. Фото из газеты “Труд”

Неудивительно, что с Клинцами были связаны творческие судьбы сотен выдающихся деятелей культуры: музыкантов-инструменталистов, эстрадных и оперных певцов, хореографов, танцоров и балетмейстеров, актеров и режиссеров театра и кино, журналистов, художников и скульпторов, создателя крупнейшего в стране музыкального театра, генерального директора – художественного руководителя московского Кремлевского дворца!

Коллектив ДК фабрики им.Коминтерна. 80-е годы. Архив В.М.Пугачева

Ярких представителей культурной жизни Клинцов, заслуживающих отдельных рассказов, было много, но в нашей статье мы сделаем акцент только на клинцовских певцах, хорах и хормейстерах, т.е. расскажем об истории клинцовских песен, хотя от музыки они неотделимы.

Начнем с XIX века. В клинцовской краеведческой литературе XIX века одно из самых первых и ярких описаний посада оставил черниговский губернский механик Александр Гутман, который в 1851 году находился с инспекцией в Клинцах и посетил Зубовскую фабрику. По результатам своей поездки в Клинцы он опубликовал в газете «Черниговские губернские ведомости» не только данные о техническом оснащении Зубовской фабрики, но и дважды упомянул рабочих, которые во время работы «пели песни, далеко разносимые эхом окрестных лесов».

В то время пение было распространено настолько, что не вызывало ни удивления, ни раздражения, скорее — интерес и уважение. Пели крестьяне в поле, пели рабочие за станком, пели учащиеся на переменах между занятиями, пели старики и моло­дежь, сидя теплыми вечерами на скамеечке перед домом, пели на посиделках парни и девушки, пели одинокие прохожие. Пение во время работы встречалось до начала 1930-х годов. Но потом эта традиция петь на рабочем месте была утеряна. Выросла интенсивность производства, изменились требования, по­высился уровень шума от станков, рабочему человеку стало не до песен.

Тогда крестьяне были очень голосистые. Идут на работу или с работы — обязательно поют во весь голос. Утром, часов в пять, клинчан, живущих на Зубовке, будили песнями смолевицкие крестьяне. Они шли на смену на Зубовскую фабрику и пели. Песни были старинные, в них слышались то веселые, то заунывные нотки и беспредельная ширь полей и лугов. Песня бодрила людей, они забывали усталость и долгую дорогу. Жаль, что эти бесценные песни утеряны.

Климентий Феоктистович Шматов, 1891г.р. слепой лирник из села Мишковка, Стародубского района 1953г. Фотофонд Московской консерватории им.П.И.Чайковского

Скажем пару слов о других уличных певцах. До войны в Клинцах было много нищих. В базарные дни они собирались у входа на торговое место, в праздники, во время обедни, стояли у паперти храма, а в будние дни с сумой через плечо растекались за мирским подаянием по городу. Подойдет нищий к окну, постучит: «Подай­те милостыньку, Христа ради!». Выносят, кто кусочек хлеба, кто пятачок. Нищий с поклоном благодарит: «Спаси Христос!», — и идет к следующей хате.

А слепые «кобзари» или «лирники», те обычно медленно идут с поводырем по­среди улицы, по дороге, вращая ручку лиры, другой рукой переби­рая несколько деревянных клавиш. Под гудение лиры поют ка­кую-то жалобную стихиру, чаще всего религиозного содержания. Подаяние нищим обычно поручалось детям. Лирник в этот момент останавливается, прерывает пение, благодарит и снова мелкими шагами идет по улице, продолжая пение с того места, на котором его прервали.

Хороводы

Радостно встречали люди наступление весны. В такое время мужчины и женщины водили посереди улицы хороводы. Люди брались за руки и с песней ходили по кругу. Главной хороводной песней была «Как по морю»:

Как по морю, как по морю, морю синему, по синему, по Хвалынскому,

Плыло стадо, плыло стадо лебединое, а другое, а другое соколиное,

А третье, а третье – Лебедушка белая…

Народные гуляния. Фото из открытых источников

Песня отличалась неторопливой, спокойной плавностью, чис­тым звучанием, особой задушевной народной мелодичностью и никого не оставляла равнодушным. Песня далеко-далеко при ве­черней тишине разносилась по окрестностям.

У молодежи было свое развлечение: становились в две шеренги, одна против другой на некотором расстоянии. Руки клали друг другу на плечи — получалась сплошная цепь. Первая шеренга на­певает песню и в такт ей подходит к неподвижной второй шеренге, и так же, с песней, задним ходом возвращается на старое место, и в это время поет:

«А мы просо сеяли, сеяли,

Ай да лада сеяли, сеяли».

Тогда вторая шеренга таким же порядком подходит к первой и затем отходит обратно с песней:

«А мы просо вытопчем, вытопчем,

Ай да лада вытопчем, вытопчем».

Такими же двумя шеренгами певали и вот эту песню:

«А бояре, а бояре, а мы к вам пришли,

Молодым, молодым, а мы к вам пришли».

Другая шеренга отвечала:

«А бояре, а бояре, а зачем вы к нам пришли?

Молодым, молодым, а зачем вы к нам пришли?».

Эти песни дошли до нас из далекой седой старины и имели ка­кое-то символическое значение у наших предков земледельцев-хле­боробов.

Гармонисты

Нужно вспомнить добрым словом гармонику. Немало было в то время гармонистов-самоучек, а среди них — настоящих само­родков. В исполнении таких музыкантов мастерство, порой, граничило с виртуозностью. Гармоника в их руках играла сочно, с красочными переборами, аккордами. Два человека могут сыграть одну и ту же мелодию, но один тронет душу — и заслушаешься, а другой оставит равнодушным.

В 1920-е годы популярны и часто исполняемы были следую­щие песни: «Раски­нулось море широко», «Хасбулат удалой», «Последний нынешний денечек», «Ванька-ключник», хороводная «Как по морю», «Потеряла я ко­лечко», «Коробушка», «Посылала меня мать», «По Дону гуляет», «Помнишь ли, милая, ветви тенистые», «Ой, да ты, Калинушка», «Златые горы», «Среди долины ровныя», «Хуторок», «Во поле береза стояла» и другие.

Крестьянские песни

Крестьянские песни чаще были заунывные, с какой-то грустью. Пели на несколь­ко разных голосов, пели мужчины и женщины. От песен этих по­рой становилось жутко так, что мороз «продирал» по коже, особен­но, когда пели бабы с «подвыванием». После грустных песен в круг певцов врывалась взрывная, залихватская песня про Нюру и Танюшу, про парубка-гуляку. И так – до темноты. В каждой деревне были свои старинные песни. Знаток мог с точность сказать, что этот певец из деревни Смяльч или Писаревки, или Залиповья.

Регент хора храма Христа Спасителя М.В.Карпов

В 1937 году по всей стране стали создавать Дома народного твор­чества. Народным творчеством должны были быть охвачены все города, включая районные центры. Главной задачей столь развет­вленной организации должна была стать пропаганда советской песни и советской драматургии.

В 1938 году по всем клинцовским предприятиям был объявлен набор желающих заниматься в драматическом или в вокальном коллективе. Желающих заниматься пением собралось около сотни человек. Первое прослушивание проходило в доме на углу Большой улицы и Ковалевки (ул. Карла Маркса). Это здание стоит и по сей день. В 1938 году на первом этаже здания была аптека, а на втором этаже — Дом народного творчества. Директором Дома народного творчества был назначен Фейгин. Вокальным отделом руководил Михаил Васильевич Карпов, драматический отдел возглавил Борис Самуи­лович Орлов. Помещение для занятий было тесное, поэтому спевки хора вскоре перенесли в клуб фабрики им. Коминтер­на (бывший Дом общественно­го собрания), а вокальные дуэ­ты, трио, квартеты собирались в Доме народного творчества по Большой улице.

Регент хора Храма Христа спасителя М.В.Карпов с женой. Фотография нач. XX в.

Первое прослушивание во­калистов проводил незнакомый пожилой мужчина лет семиде­сяти. Говорили, что его присла­ла Москва. Михаил Васильевич Карпов внимательно прослушал каждого, кто пришел на про­слушивание, и всех принял в хор. Первое время в хоре было около ста человек. Поз­же, когда определились насто­ящие любители пения, хор сократился до 70 человек.

М.В.Карпов во время работы в Клинцах. 1940г. Архив Р.И. Перекрестова

Педагог из Москвы оказался человеком необыкновенным. Не­смотря на возраст, он прекрасно пел красивым высоким и широ­ким тенором. Мог показать, как исполнить ту или иную партию. А когда садился за рояль, играл легко любую мелодию. На первом за­нятии он предложил пропеть по нотам. Оказалось, что никто из пришедших в хор не знаком с вокальной нотной грамотой. Начался упорный труд. Заня­тия проводились два раза в неделю. Распевали по нотам гаммы, уп­ражнения, легкие музыкальные предложения. На этом этапе отсея­лись все, кому учение показалось неинтересным и трудным. Затем начались спевки на два, на три, на четыре голоса. Занятия проходили насыщенно, интересно. Учитель добивался, чтобы каждая партия исполнялась на самом высоком уровне. Певцы сами ощущали, как рас­тет их исполнительское мастерство, как прекрасно начинают зву­чать разучиваемые произведения.

Выделилась группа солистов, образовались дуэты, трио. После общей спевки хор расходился по домам, оставались только солис­ты и участники вокальных ансамблей. Занятия вокалом продол­жались до позднего вечера. Вечерами под открытыми окнами классов собирались прохожие послушать красивое и слаженное пение почти профессионального звучания. Люди стояли под окнами на тротуарах и на той, и на этой стороне Большой улицы и слушали пение.

Здание ДК фабрики им.Коминтерна до войны

Через два месяца участники хора впервые выступили с концертной программой в клубе фабрики им.Коминтерна и сразу завоевали любовь зрите­лей. После этого началось «турне» по фабричным клубам города. Певцы выступали на праздничных концертах, а по воскресеньям — на открытой сцене в городском парке.

Репертуар хора и солистов постоянно менялся, поэтому зрите­лей всегда встречали новой программой. В исполнении хора зазвучали отрывки из опер П.И. Чайковского «Евгений Онегин», Бородина «Князь Игорь», мелодичные песни из оперы Дзержинс­кого «Тихий Дон». Солисты исполняли романс «Я встретил Вас» на слова Ф. Тютчева,  «Не шуми ты, рожь» Гурилева для альта, «Взошел на небо месяц яс­ный» М. Балакирева, «Сладко пел душа соловушка» Р. Глиэра, «Элегия» Ж. Массне на слова Л. Галле, «Элегия» Яковлева на сло­ва Дельвига, «Выхожу один я на дорогу» Е. Шашина на слова М. Лермонтова, «Комическая песня» А. Даргомыжского и многое другое.

М.В.Карпов проделал колоссальную работу – в исполнении хора и вокалистов Дома на­родного творчества прозвучало за три года около 400 произведе­ний.

Обратимся к воспоминаниям П.М.Храмченко, одно из самых активных участников того хора: «Моя дружба с Михаилом Васильевичем Карповым вызревала постепенно. С первых занятий я попал в группу вокалистов, кото­рых заметил и отобрал учитель. Чтением нот я овладел быстро и легко читал с листа первые и вторые партии вокала. Я чувствовал на себе взгляд учителя, он чаще других обращался ко мне с разъяс­нениями, просил пропеть и показать другим, как должна звучать вокальная партия.

Грамофонная пластинка с записью хора Храма Христа Спасителя под управлением М.В.Карпова

Однажды, было это в конце 1939 года, я проводил Михаила Васи­льевича домой после удачного выступления нашего хора. Был он в приподнятом настроении, много говорил, предавался воспоминани­ям. Я рассказал Михаилу Васильевичу, что у отца хранятся старин­ные пластинки для граммофона, среди которых есть записи духов­ных сочинений русских композиторов в исполнении хора под руко­водством М.В. Карпова и спросил, не знаком ли он с этим человеком…

Михаил Васильевич положил передо мной большую фотографию на картонной паспарту. «Посмотрите внимательно, может вам кто-то покажется знакомым», — сказал Михаил Васильевич. Я начал всматриваться в лица людей. Они были сфотогра­фированы в помещении большого храма. Это был церковный хор. Мужчины, одетые в черные костюмы-тройки, стояли в два или три ряда. Впереди них стояли мальчики — альты и дисканты, одетые в белые рубашки и черные курточки. А перед хором в креслах вос­седали два пожилых человека: регент и субрегент. В одном из них я узнал Михаила Васильевича Карпова. «Да, это я. Здесь я сфотогра­фирован вместе со своим хором храма Христа Спасителя в Моск­ве». Старик произнес эти слова, расстроился и замолчал.

Храм Христа Спасителя до революции. Фото из открытых источников

Я был поражен увиденным и испытывал страшное волнение от того, что судьба свела меня с регентом хора главного храма России. Михаил Васильевич рассказал, что руководил хором с самого его основа­ния и до революции, что в его хоре пели знаменитые русские голо­са, и показал на фотографии нескольких певцов из Большого теат­ра. Рассказал, что хор сделал несколько записей на граммофонные пластинки. Рассказал, что он сам написал много произведений для церковного хора, и они звучали в храме Христа Спасителя, в Ело­ховской церкви и других храмах Москвы и города Владимира.

Встреча с М.В. Карповым сыграла значительную роль в моей судьбе. За неполных три года под руководством Карпова я получил высшее музыкальное образование. Я всегда гордился тем, что был учеником регента хора храма Христа Спасителя – композитора М.В.Карпова. Память об этом замечательном человеке я всегда ношу в своем сердце.»

Клинцовские хоры в 30-50-х годах XX века

На бывшей Зубовской фабрике (фабрика им. Дзержинского) был очень колоритный четырехголосый хор в составе 30 человек. Руко­водил хором Григорий Михайлович Дядечко. Музыкальное воспи­тание Дядечко получил в церковном хоре Петропавловской церк­ви. Вокалисты работали под его руководством с удовольствием, не считаясь со временем. Был подготовлен огромный репертуар. Жен­ская часть хора разучила старинные песни для участия в спектак­ле по пьесе Островского «Бедность — не порок», поставленном драма­тической труппой фабрики. Хоровая группа, приданная к драмати­ческому коллективу, оживляла и украшала постановку пьесы.

Хор фабрики всегда в полном составе шел в колонне демонст­рантов 1 Мая или 7 Ноября. Звучали специально подобранные со­ветские песни революционного содержания, походные песни, весе­лые русские и украинские песни. Плясовые мелодии всегда зазы­вали в круг заядлых танцоров.

Хор часто выступал в цехах во время перерывов перед рабочими, такой отдых поднимал настроение и производительность труда. На фабрике было также два оркестра: струнный (домбры) и духовой.

Хорошие коллективы художественной само­деятельности были на фабрике им. Ногина (Дурняцкая) и в артели «Красный мебельщик».

Хор ДК им.Ленина. 60-е годы. Архив ККМ

Ежегодно в клубе Стодольской фабрики им. Ленина проводи­лась олимпиада самодеятельного искусства города и района. В те­чение недели продолжался праздник песни, музыки и танца. Яр­кими коллективами были самодеятельные хоры деревень: Синьковки (хор Зайцева), Коржовки, Ущерпья, Оболешева. Но незабы­ваемое впечатление оставлял хор села Душкино. Это был четырехголосый хор с мощными басами. Создала и воспитала коллектив учительница Дарья Ивановна Стегно. Хор исполнял, в основном, украинские песни.

Из школьных коллективов выделялся хор Первой средней образцововой школы. Хор находился под присмотром ди­ректора школы Александра Михайловича Смоленского, обладав­шего сильным и красивым баритоном широкого диапазона. Алек­сандр Михайлович любил петь, присоединялся к школьному хору и нередко солировал в сопровождении хора. Участие директора в хоре поднимало авторитет педагога и увлекало молодых исполни­телей.

Музыкальная и культурная жизнь в городе была насыщенной и богатой. В 1938 году по предложению директора музыкальной школы в городе был создан постоянно действующий симфоничес­кий оркестр. В его составе играли педагоги музыкальной школы, ученики старших классов. Руководил оркестром директор школы Яков Иосифович Лебский. В репертуаре оркестра была музыка Исаака Дунаевского, вальсы Штрауса, Чайковский, Дворжак, Шуберт, Бетховен и другие композиторы. Музыкальная школа выставляла на концертах игравший в унисон ансамбль скрипачей под руководством преподавателя Л.Э. Плоткина. В их исполнении звучали произведения Сен-Санса, Грига, Чайковского.

Ансамбль джаз Клинцы
Ансамбль Джаз под руководством Н.Меркулова. Архив ККМ

Музыкальные кружки в школах и на предприятиях возглавлял Николай Меркулов. Сам он был прекрасным трубачом, играл на всех духовых инструментах. Под руководством Меркулова работа­ли руководители музыкальных кружков. Перед музыкальной олим­пиадой Меркулов собирал несколько кружков в один коллектив, который выступал с интересной музыкальной программой, состав­ленной из народных и современных произведений. В годы оккупа­ции Н. Меркулов собрал симфонический оркестр из клинцовских музыкантов и выступал в кинотеатре перед сеансами. После осво­бождения города от немецких оккупантов Меркулов ушел на фронт, потерял одну руку, а возвратившись в город, руководил оркестром фабрики. В 1950-х годах, когда подросли молодые музыканты, Н. Меркулов задумал возродить довоенную традицию и организовал симфонический оркестр, пригласил туда лучших учеников музы­кальной школы. К сожалению, никто из преподавателей музыкаль­ной школы не поддержал Меркулова, так как не было в школе играющих педагогов, и хорошее начинание само прекратилось.

Кроме того, с 1942 года была возобновлена работа церковного хора Петропавловской церкви. Традиции дореволюционного церковного хора еще не были забыты, более того, мастерство исполнителей достигло очень высокого уровня. Это стало возможным благодаря управлению гра­мотных регентов и подбору опытных вокалистов. В церковном хоре пели знаменитые клинцовские голоса: С.Ф.Медков – бас, М.Н.Улезко – бас. Ремнев – редкой красоты бас, Лапиков – бас, П.И.Беззубенко – тенор, О.Н.Шаповалова – альт, О.В.Евмененко – альт, Е.К.Дмитроченко – сопрано, М.П.Бруева – сопрано, Е.И.Куленко – сопрано, Шура Прохоренко – солистка с превосходным сопрано, А.П.Пригоровская – альт, Л.Д.Маковейская – сопрано, В.Г.Смоляков – тенор.

Зиновий Львович Лейкин

Хор ДК им.Коминтерна. Худ.руководитель З.Л.Лейкин 1965г. Архив автора

Рассказывая о клинцовских хорах послевоенной поры, нельзя не рассказать о человеке, который внес большой вклад в развитии клинцовских вокальных коллективов и завоевал с ними многие награды на областном и всесоюзном уровне. Речь идет о Зиновии Львовиче Лейкине, знаменитом клинцовском музыканте и хормейстере, который к 23 годам умудрился прожить такую насыщенную и необыкновенную жизнь, какую по интенсивности событий мало кто успевает прожить и к преклонным годам. Можно смело сказать, что его биография – готовый сценарий к остросюжетному фильму. А затем, в возрасте 23 лет он приезжает жить и работать в Клинцы и прожил в нашем городе более 40 лет жизни так, что о нем до сих пор добрым словом вспоминают его многочисленные зрители, ученики и просто знавшие его люди.

А.Никитин и З.Л.Лейкин. Архив В.М.Пугачева

Проработав с самодеятельными коллективами различных клинцовских предприятий, в 1964 году он начал руководить художественной самодеятельностью в ДК фабрики им.Коминтерна и задумал создать хор массовой песни с академическим уклоном. Вместе с коллективами дома культуры он добился значительных успехов – выступал по всему СССР, несколько раз на ВДНХ в Москве на крупнейших фестивалях, в Звездном городке перед отрядом космонавтов, в Польше. Коллектив под его руководством занимал первые места на областных смотрах. В 1967 году, коллектив под руководством Лейкина принял участие в первом всесоюзном конкурсе «Алло, мы ищем таланты» и получил звание «Лауреата». В дальнейшем хоровой коллектив неоднократно становился лауреатом Всесоюзных и Всероссийских смотров художественной самодеятельности, выступал на одной сцене с О.Фельцманом, Т.Гвердцители, А.Пахмутовой, Н.Добронравовым и многими другими выдающимися артистами. 14 декабря 1987 года З.Л.Лейкину было присвоено звание «Заслуженный работник культуры РСФСР».

Хор ДК им.Коминтерна. Конец 70-х .Архив ККМ

Подробно изучив биографию этого незаурядного человека, мы решили посвятить отдельную статью рассказу о его жизни и творчестве.

Балетмейстер П.А.Шелоп и руководитель хора ДК им.Коминтерна З.Л.Лейкин. Из архива В.М.Пугачева

Хор художественной самодеятельности Калинзавода

Музыкальный работник детского сада завода им.Калинина “Белочка” А.В.Воронкова (в девичестве Глухих) . Фйото из архива автора

Мы уже упоминали о широком распространении коллективов художественной самодеятельности на клинцовских предприятиях. О том, как была организована работа хора на примере Клинцовского завода текстильного машиностроения имени Калинина в 70-80-х годах прошлого века нам рассказала Алевтина Васильевна Воронкова, работавшая в детском саду завода музыкальным работником:

Хор завода им.Калинина. Худ.руководитель – А.Кошман. 1986г. Фото из архива автора

«В коллективе у нас был около 30 человек, в хоре пели и мужчины, и женщины. Участники хора были работники завода, у всех семьи, дети. Тем не менее, они находили время для репетиций два раза в неделю. Музыкальным руководителем хора был Алексей Кошман, он аккомпанировал на баяне. Для удобства певцов, репетиции хора были организованы сразу в нескольких местах – в детском саду Калинзавода, где значительная часть педагогического женского коллектива участвовала в хоре, и непосредственно на территории завода, а затем, уже в полном составе, хор репетировал в здании клуба завода на улице Пушкина.

Клуб завода им.Калинина. Фото из архива автора

Часть репертуара составляли патриотические песни о Родине, часть – народные. Для певцов были подготовлены красивые концертные костюмы: у женщин были длинные синие платья с орнаментом в народном стиле, а у мужчин – рубахи навыпуск такой же расцветки и черные брюки.

Хор выступал в клубе завода перед работниками на праздники, например, на День машиностроителя – профессиональный праздник завода «Текмаш». В этот день в клубе проводилось официальное мероприятие с подведением итогов работы и вручением наград лучшим работникам. Выступал не только хор, но и вокалисты, сольно или дуэтами. На праздники (1 мая, День Победы, 7 ноября) заводской хор выступал на центральной городской площади или на других площадках перед всеми клинчанами в рамках большой культурной программы, которую готовили ведущие коллективы самодеятельности города. Профсоюзная заводская организация ежегодно поощряла певцов хора туристическими поездками в Волгоград, Ленинград, Киев и другие города.»

Хор завода им.Калинина выступает на городском празднике. Фото из архива автора

Надо отметить, что тогда не только в самодеятельности, но в быту были очень сильны песенные традиции. На любом семейном празднике, будь то свадьба, новоселье, Новый год или день рождения, люди обязательно пели песни. Причем это были не те песни, которые пели в хоре, а другие, более лиричные, о любви: «Каким ты был, таким ты и остался», «Ой цветет калина в поле у ручья», «Зачем вы девочки красивых любите», «Огней так много золотых», «Виновата ли я», «По Дону гуляет», «Распрягайте, хлопцы, кони» и другие. Пели хорошо, громко и часто с надрывом, с душой.  

Традиция домашнего хорового пения к концу 90-х постепенно утратилась, частично перейдя к следующему поколению к пению под гитару. Но это была уже совсем другая музыка и другие песни, о которым мы обязательно расскажем отдельно. Как расскажем и о певцах, которые прославляли и прославляют наш город на ведущих площадках и сценах страны.

© Михаил Воронков

error: Content is protected !!