Для связи с проектом

19 февраля, 2025

Клинцовский текстильный техникум. Начало истории

Памяти учебного заведения, памяти исторического здания техникума посвящаем…

История текстильного техникума описана краеведами как-то однобоко. Советская идеология диктовала свои рецепты и подачу, в том числе и в краеведении, поэтому из исторического пирога техникума полностью выпал большой и очень вкусный кусок, а именно – дореволюционный этап становления и жизни учебного заведения. Погрузившись в изучение документов, мы порой не скрывали свое удивление, восторг, чем явно смущали консервативных по природе работников архива. Мы понимали, что касаемся забытых и нетронутых кусочков смальты, которых нам так не хватает для полной картины. Красочной, насыщенной, счастливой и трагической картины прошлого учебного заведения, которое сыграло значимую роль в жизни города.   

Встречаются разные даты открытия учебного заведения, которое в будущем станет текстильным техникумом. Одни считают, что это 1895 год, другие – 1903.   Не раз менялись название и статус, место нахождения, что и породило некую сумятицу в определении точной даты рождения. Как говорится, смотря от чего плясать.  Давайте начнем танцевать от самого начала.

Руководитель Клинцовского краеведческого музея Л.А. Полыновская в сборнике научных статей “Деснинские древности” описывает ситуацию с системой образования посада в середине XIX века.

 “В 40-х годах в Клинцах открывает свою школу Иван Акимович Пагельс, из отставных унтер-офицеров. Детей обучали чтению, письму, грамматике, арифметике, счетоводству, географии, священной истории и катехизису. Сначала старообрядцы считали учебу у Пагельса грехом, но потом убедились, что гражданское образование не грех, а необходимость, продиктованная жизнью.

Надпись на обороте “Школа Пагельса в посаде Клинцы”. Архив ККМ

В 1863 году правительство делает попытку открыть школы в слободах, и с этой целью в Стародубье командируется профессор Сухомлинов. В поездке его сопровождает клинцовский общественный деятель и почетный мировой судья Н.В. Филатов. Посады от правительственных школ отказываются, а Клинцы заявляют, что школы И.А. Пагельса им вполне достаточно.

Профессор Сухомлинов Михаил Иванович. Фото Википедия

В 50-60-х гг. в посаде появляется еще ряд частных школ, где обучали “по-граждански”: школа Константина Трофимовича Сенякина, Кахановича и женская школа Севастицкой с 12 ученицами, которых обучали письму и чтению по-французски, грамматике, арифметике, географии, рукоделию и модным танцам. Кроме заведений официальных, в посаде работали и подпольные школы “мастериц”, которые пользовались большой популярностью в среде старообрядцев. В то время особенно славились две келейницы-мастерицы: Ефросинья и Ираида, устроившие в Клинцах нечто вроде старообрядческого пансиона для детей обоего пола”.

Постепенно до клинчан начинает доходить, что келейницы и отставные унтер-офицеры не могут обеспечить  грамотными специалистами растущий промышленный посад.

В газете “Черниговское слово”, от 21 апреля 1907 года читаем:

“Об устройстве и ходатайстве иметь училище с более обширной программой для Клинцов начинают рассуждать и на общественных собраниях.

Наконец, делается постановление общества, выбираются члены общественной управы для ходатайств и депутация от посада лично представляется попечителю Киевского учебного округа господину Антоновичу и просит открыть у них городское училище.

В августе месяце 1877 года, при торжественной обстановке, в Клинцах открыто было городское 2-х классное училище в принадлежащем посаду фабричном корпусе купца Степунина. (На территории Зубовской фабрики. На тот момент фабрика Акима Васильевича Степунина бездействовала и находилась под конкурсным правлением посадской Управы. прим. автора).

Но через несколько времени училище переходит в специально для него устроенное прекрасное здание, в котором по общественному постановлению решено было ввести ремесленные отделения и училищу присваивается наименование Александровское… С открытием городского училища клинчане как бы успокаиваются на целых полтора десятка лет. Зажиточное купечество обучает детей в соседнем с Клинцами Новозыбковском реальном училище, торговое и среднее сословие в своем городском училище, менее состоятельное в школе Пагельса; но ремесленные классы при городском училище так и остались еще в проекте, хотя нужда в осуществлении постановления об их открытии и выдвигала этот насущный вопрос на сцену.

Такой фабричный посад, как Клинцы, сильно нуждался в мастерах при фабриках и должен был довольствоваться или самоучками, или выписывать из других мес
т”.

Вот здесь мы остановимся. Так как не совсем понятно, куда и в каком статусе переехало училище.

Р.И. Перекрестов в статье для нашего проекта “Клинцовский Посадский голова И.П. Машковский” дает такую информацию: “А через два года Машковский вошел в ходатайство перед Министерством народного образования о выделении средств на преобразование 2-х классного Городского училища в 4-х классное с ремесленными классами. Дожидаясь разрешения на столь нужное для промышленного посада училище, клинцовское Общественное Управление самостоятельно приступило к строительству на улице Кумпановка (Пушкинская) здания для 4-х классного училища, вложив в него до 30 тысяч рублей, и в 1881 г. готовое здание было представлено членам Губернской Управы. С 1882 г. начались многолетние ходатайства клинчан о принятии училища на баланс Земства и Министерства Народного просвещения.

В протоколах Суражского Уездного Земского Собрания от 13 октября 1882 г. запечатлен момент рассмотрения ходатайства клинцовского Посадского общества о выделении Губернским Земством средств на содержание будущих классов. Фрагмент выступления Машковского был занесен в протокол Собрания. Иван Патрикиевич сказал: “Желание открыть ремесленное училище в Клинцах обусловлено тем, что в настоящее время отрасль технических и механических работ на клинцовских фабриках сосредоточено в руках иностранных специалистов, которые при своих ограниченных знаниях получают каждый по 500 рублей в год. Желательно, чтобы эти деньги поступали в руки русских людей”.

Из этого следует, что уже в 1881 году построено или перестроено здание на Пушкинской, но оно пустует. Где же располагалось в это время упомянутое Александровское училище?

А училище в 1882 году перебирается к Барышниковым. Встречается информация, что городские власти арендуют помещение у фабриканта. В нашем распоряжении есть уникальнейшие снимки конца ХIX века, на которых изображено фабричное училище Барышникова.

Фабричное училище на Стодоле при фабрике Барышникова. Фото конец XIX века. Архив проекта “Хроноскоп”

Чаяниями Барышниковых на Стодоле была открыта церковно-приходская школа – это факт, а вот про училище мы ничего пока не встречали. Возможно, оно действительно у них было, а городу фабрика сдавала помещение в аренду где-то в черте посада. Достоверной информацией по этому вопросу мы пока не располагаем. На фото фигурируют надписи именно “Фабричное училище”. Однако, фото сделаны в рекламных целях и Барышниковы вполне могли “опустить” лишнюю информацию и приукрасить, представив училище исключительно фабричным, то есть своим свобственным.

Фабричное училище на Стодольской суконной фабрики. Фото конец XIX века. Архив проекта “Хроноскоп”

Можно сделать осторожное предположение, что Барышниковы не просто сдают помещение в аренду и представляют училищу “специально для него устроенное прекрасное здание”, а берут учебное заведение под свое крыло.  Доказательством может является и тот факт, что именно Дмитрий Васильевич Барышников становится попечителем учебного заведения после переезда на улицу Пушкинскую. Если наше предположение верно, тогда на фото то самое Александровское училище.


“Наконец, общество приступает к осуществлению давно проектированной мысли о ремесленных отделениях при городском училище, но пошло с этим вопросом шире.

Городское училище переводится в другое общественное здание, а на месте этом решено открыть специальное ремесленное училище с слесарным и столярным отделениями при четырехгодичном курсе. 24 сентября 1895 года в присутствии начальника губернии открывается давно желанное училище”.
(“Черниговское слово”, от 21 апреля 1907 года).

Открытие ремесленного училища в Клинцах, 1895 год. Архив ККМ

Даже столичная газета “Новое время” разместила по этому поводу заметку. “Вчера, в 12 часов утра, в присутствии попечителя киевского учебного округа, черниговского губернатора, предводителя дворянства Суражского и Новозыбковского уездов, представителей судебного и учебного ведомств, посадского общественного управления, местных фабрикантов и при значительном стечении посадского населения, торжественно освящены здания Клинцовского ремесленного училища”.

Газета “Новое время” об открытии в Клинцах ремесленного училища. 25 сентября 1895 год

1 июля по старому стилю 1903 года учебное заведение преобразовывается в среднее семиклассное техническое училище с низшей ремесленной школой.

Общую информацию о техническом училище нам дает архивный документ 1917 года “Опросный лист относительно училищных зданий и классной обстановки”.

С 1895 года училище находится в зданиях, известных всем клинчанам. Усадьба учебного заведения, отведенная Клинцовским Общественным Управлением и частью приобретенная на специальные средства училища, была немалой. По документам –  2 157 квадратных сажень. Для прогулок и игр учащихся было выделено 200 квадратных сажень. Своего сада училище не имело.

План территории технического училища в Клинцах с авторскими пояснениями. 1916 год. ГАБО

В главном корпусе на улице Пушкинской, который был перестроен из производственного помещения бывшей фабрики Михаила Кубарева (Строительству и перестройке здания мы посвятим отдельную статью), находились учебные, рисовальный и чертежный классы. Фундаментальная и ученическая библиотеки. Химическая лаборатория, физическая аудитория, кабинеты директора и инспектора. Актовый зал для торжественных мероприятий, общих собраний и рекреационный зал для отдыха учеников на переменах. Помещения служителей, “раздевальная” и туалеты. Подкрепиться дети могли в ученической чайной. Спортзалом училище не располагало. Гимнастику и военный строй преподавали только ученикам первых трех классов. Далее учащиеся всецело посвящали себя учебе в классах и отработке практических навыков в мастерских.

Клинцовское техническое училище. 1903 год. Архив ККМ

 По соседству с основным зданием находился двухэтажный дом директора, потом перестроенный, но сохранивший основные черты. О первом директоре технического училища, Иване Маркиановиче Волковиче, (до 1907 года) мы так же расскажем отдельно.

Дом директора технического училища в Клинцах. Фото 60-х годов XX века. Архив ККМ

В центре комплекса в двухэтажном здании располагались производственные мастерские: слесарно-сборочная, столярно-модельная, механическая, слесарно – кузнечная, токарная по дереву.  Здесь же находились паровая машина и котел, склад материалов и низшая двухклассная ремесленная школа. Общая стоимость оборудования и инструментов  мастерских (8 547 предметов) на январь 1916 года составляла 38 860 рублей.

 На территории “кампуса” были и другие строения. Дровяной сарай,  склад мастерских, конюшня и отхожие места. В “Опроснике” обслуживанию туалетов был уделен отдельный вопрос, на который был дан следующий ответ: “Нечистоты удаляются раз в месяц простым вычерпыванием и наливкой в бочку, при этом бывает зловоние”.  В противовес этому, согласно того же опросного листа, училище находилось в тихом месте, не имея по соседству фабрик и заводов, высоких зданий, затемняющих окна. В графе “Другие условия, имеющие гигиеническое значение” отмечено: “Посад Клинцы окружен сосновым лесом”.

Во дворе находились два артезианских колодца, водопровода училище на тот момент не имело. Освещались свечами, керосином и электричеством. Отопление было как паровое, так и печное.

Современный вид на комплекс Клинцовского технического училища. Фото Владимир Шик

Со стороны Писаревки (проспекта Ленина) стоял двухэтажный дом для служащих училища: инспектора, письмоводителя, двух помощников, классных наставников, двух мастеров-техников. Со стороны Петропавловской улицы (Кюстендилская) было несколько участков, которые училище выкупило у  посадских мещанок Гумницкой и Колоникиной.

Ни пансиона, ни общежития для размещения приезжих учеников училище не имело. А таковых было, между прочим, немало. Авторитет технического училища и уровень даваемых знаний были настолько высоки, что в посад на учебу приезжали дети не только из окрестных уездных городов, но даже из губернского Чернигова и Москвы. Этой темы мы еще коснемся в наших дальнейших публикациях по истории техникума. “Иногородние ученики, не имеющие в посаде Клинцы родных, помещались на квартирах у местных обывателей, каждый раз с разрешения и одобрения начальства училища…”.

Число “технических мальчиков”, как их называли в посаде, от года к году колебалось в районе 200 человек. На 1 января 1917 года числилось 183 ученика. Из них 121 – православные (старообрядцы, единоверцы, никонианцы. прим. автора) (66%), иных христиан – 27 (15%), иудеев – 22 (12%), римско-католиков – 13 (7%).

Интересную информацию дает распределение того же года по сословиям. Детей потомственных дворян – 5 (3%), личных дворян и чиновников – 4 (2%), духовного звания – 1 (0,5%), почетных граждан и купцов – 5 (2,7%), казаков – 10 (5%), мещан и цеховых – 102 (59%), крестьян – 56 (30,6%). Таким образом, преобладающим сословием в техническом училище посада были  мещане и крестьяне. Историческая литература советских времен утверждает, что дети рабочих и крестьян могли учиться максимум в церковно-приходских школах. Хорошее образование было им не по карману. Отчасти так и было.  Скорее всего  этими мещанами и цеховыми были не простые работяги, жившие в бараках при фабриках и реально работавшие за копейки, а торговцы, лавочники, мастера и высококвалифицированные рабочие с хорошими зарплатами. Это же касается и крестьян. Зажиточные, крепкие хозяева вполне могли себе позволить оплату обучения своего отпрыска.

Во всех классах училища была установлена плата за обучение 50 рублей в год. В низшей ремесленной школе – 4 рубля. Причем, согласно §28 Устава средних технических училищ, только в 1917 году были освобождены от уплаты за обучения, по тем или иным причинам, 41 ученик и 2 потомка севастопольцев. Еще 7 детей получили стипендию от городской думы. А это почти треть от общего числа учеников.

Плата за обучение составляла всего лишь 15% от суммы бюджета училища. Основную роль в содержании учебного заведения играла государственная казна. Что-то поступало от города, земских сборов и даже в виде выручки от продажи ученических изделий на ярмарках. Только за 1917 год бюджет технического училища составил более 44 тысяч рублей. Деньги шли на многочисленные хозяйственные нужды, закупку учебников, канцтоваров, мебели, приобретение материалов для мастерских, оплату труда служащих.

Учебный процесс технического училища обеспечивал достаточно внушительный штат сотрудников. Директор, инспектор, учителя, классные наставники и их помощники, заведующие мастерскими, инженеры-техники,  мастера и подмастерья, письмоводитель, писцы, врач, фельдшер, рабочие по найму. Весь сложный механизм  учебного заведения подчинялся строгим правилам для средних технических училищ, утвержденных  министерством просвещения Российской империи. За нарушение этих правил неминуемо следовало взыскание. От личного замечания классного наставника или мастера до крайней меры – отчисления. О поведении “технических мальчиков”, как и о многом другом, мы обязательно еще расскажем.  История, которую мы открываем спустя 145 лет, только начинается…

©Вячеслав Федоров

Благодарим за помощь в подготовке материала сотрудников Клинцовского краеведческого музея, историка Кирилла Гришина и главного редактора портала “Клинцы-Инфо” Владимира Шика.

error: Content is protected !!