Поиски в архивах каждый раз открывают новые и удивительные факты из истории нашего города. Оказывается ровно 60 лет назад, в далеком 1961 году, в Клинцах появился прокат автомобилей, как его сейчас называют – каршеринг.
Первый советский прокат автомобилей появился во времена хрущевской оттепели, в Москве в 1957 году. Желающие могли взять в прокат “Победу”, “Москвич” и “Волгу”. Чтобы покататься на престижном авто с оленем на капоте нужно было совершить не менее десяти безаварийных поездок на “Москвиче” или “Победе”.
Услуга пользовалась популярностью и уже в начале 60-х годов прокат автомобилей работал в 40 крупных городах СССР, в том числе и курортных. Получается, что наши Клинцы не хотели плестись в списке захолустных райцентров и активно перенимали столичный опыт в сфере оказания услуг населению. В мае 1961 года администрацией города были приобретены 4 автомобиля “Москвич” 402 и 407 модели и переданы на баланс Клинцовского АТП. На заднем плане дивного фото мы видим небольшой фрагмент строения. Это здание в стиле “модерн” на Стодоле, прямо за забором бывшего здесь долгое время транспортного предприятия.
Кто же пользовался в Клинцах услугами советского каршеринга и сколько это удовольствие стоило? По воспоминаниям Григория Максимовича Рылова в Клинцах основными любителями брать машины на прокат были офицеры клинцовских воинских частей. Арендовали машины чаще всего для путешествий на море. Как в старой кинокомедии “К Черному морю”, где герои фильма едут отдыхать на “Москвиче-407”. И хотя акцент в кино на этом не делали, но действительно – особой популярностью прокат машин пользовался именно у автотуристов.
Стоимость клинцовского каршеринга была относительно невелика. “Москвич” стоил 1 рубль 20 копеек за сутки аренды и 24 копейки стоили 10 километров пробега. Съездить на выходные порыбачить куда-нибудь на Ипуть – это одно, а если махнуть на Кавказ, счетчик наматывал уже совсем другие суммы. Учитывая, что средняя зарплата в Клинцах в те годы была на уровне 70-80 рублей, становится понятно, почему очередь из простых работяг в пункте проката не выстраивалась. Предпочитали обходится собственными велосипедами, мопедами и мотоциклами. В больших городах услугами проката пользовались охотнее, особенно летом, но и в Клинцах, и во всех остальных городах к концу 60-х идея каршеринга сошла на нет.
Одной из причин (о ней говорит и Г.М. Рылов) было элементарное превращение автомобилей в хлам. Принципа “Не свое – не жалко” придерживалось большинство любителей эксплуатации государственного имущества. В итоге АТП, таксопарки получали существенные убытки на ремонт и содержание автомобилей. Дотаций от государства на поддержание этой затеи не предусматривалось.
В качестве еще одной причины закрытия по всей стране пунктов каршеринга приводят хитрость советских граждан. С запчастями в те времена было совсем плохо, поэтому арендованный автомобиль отправлялся не в путешествие, а в гараж, где с него снимали исправную деталь и ставили чуть живую с родной ласточки. Конечно такие случаи были, но не в тех объемах, чтобы погубить целое направление в сфере услуг. К тому же на многих автобазах, зная натуру русского человека (сами такие), пломбировали агрегаты. В случае подмены нарушителя ждал внушительный штраф.
Так или иначе, прекрасная идея автопроката заглохла. “Москвичи” клинцовского каршеринга были проданы частникам. Скорее всего работникам АТП.
В середине 70-х советский каршеринг в СССР возродился, но был доступен теперь лишь для иностранцев. Героиня всем известной комедии “Невероятные приключения итальянцев в России” как раз колесит на ВАЗ-2103 из проката. С иностранцами в Клинцах дефицита в те времена не было. Официальные делегации из города – побратима Кюстендила, некоторых капстран приезжали к нам с завидной регулярностью, но возили их исключительно за государственный счет на автомобилях горкома и райкома.
© Вячеслав Федоров