Каждому историческому периоду присущи свои отличительные особенности. Дух времени творит себе формы. И эти формы создаются посредством труда рядовых мастеров. Абсолютно любой памятник архитектуры – результат их, казалось бы, рутинной работы. Личности простых рабочих мало интересуют исследователей, поэтому в большинстве случаев эти люди остаются в тени забвения. Некоторые имена таких мастеров нам удалось обнаружить внутри бывшего храма Великомученицы Варвары в селе Туросна.
Часто в поисках какого-либо исторического факта или личности приходится перелопатить массу документов. Могут пройти годы, пока отыщутся нужные сведения. Бывает и так, что поиски окажутся безрезультатны. Время безжалостно уничтожает не только материальные и письменные источники, но в первую очередь, с годами тускнеет память о далёких событиях, о людях из прошлого. Однако встречаются редкие исключения из правил, когда информация лежит прямо на поверхности, никем не замеченная и как будто случайно находит своих исследователей.
Похожая ситуация произошла с участниками команды Хроноскопа при посещении села Туросна Клинцовского района. Это некогда крупное селение за каких-то три десятилетия превратилось в вымирающую деревню. К концу 19 века здесь проживало около 700 человек, а в годы советской власти уже более 2000. На сегодняшний момент Федеральной службой государственной статистики на территории села зафиксировано всего 320 жителей.
Первое упоминание этого населённого пункта относится к 18 веку. Но люди жили в этой местности и раньше. Выдающийся исследователь древностей нашего края П. М. Ерёменко, которому была посвящена статья на страницах Хроноскопа, в 1896 году сообщал о наличии в окрестностях Туросны курганного могильника (предположительно времён Киевской Руси). Следовательно, территорию эту человек осваивал порядка 1000 лет назад. Это ни в коем случае не означает, что село зародилось в те годы, как некоторые могут подумать. Древнее поселение имело своё название, которое мы, к сожалению, никогда не узнаем.
А. М. Лазаревский про основание села Туросна написал так:
«С. Туросна при вершине рч.Туросны, поселено Ломиковским, по универсалу Мазепы 1708 г .- «Просил нас п. Иван Ломиковский… позволения на реце Туросне, в сотне Топальской, на властном грунте своём, прозываемом Немченки… рудню построити и при ней ведлуг потребы, рудников посадити; а для помочи всякой работизны в той рудне … в вершине той же речки Туросны… едну слободу, а другую там же близко, у речки, прозываемой Мостки, в грунте немченском осадити»… Осадчим Туросны был Василий Страхов, пришедший сюда в октябре 1708 г. из с. Кириковки. Туросна вместе с Топалью отдана была Савве Рагузинскому, от которого досталась племяннику его гр. Гавриле Рагузинскому; по завещанию последнего Туросна перешла к жене его Анне Ив. Бороздниной, а от неё – к ген. Бунч. Ив. Бороздне».
Сын Ивана Ивановича Бороздны, Петр Иванович в 1788 году выстроил в селе взамен старой новую церковь во имя Великомученицы Варвары.
В февральском выпуске газеты «Правило веры» за 2009 год была опубликована статья «Храм в честь Вмч. Варвары в с. Туросна», основанная на материалах Государственного архива Брянской области. Вот небольшая выдержка из неё:
«Построена 1788 года стараниями умершего помещика Петра Ивановича Бороздны ( 1805 достраивалась), а в 1853 г. обновлена иждивением действительного статского советника Василия Петровича Бороздны со пристройкою новой колокольни. Зданием деревянная на каменном фундаменте, с такой же колокольнею, крепка.
Престол в ней один во имя Великомученицы Варвары.
Утварью достаточна. Притча по штату, высочайше утверждённому 1843 года, положено: священник, дьячок и пономарь. Земли при сей церкви: усадебной и огородной 5 десятин, пашенной 36 десятин и сенокосной 6 десятин».
В 1937 году храм закрыли. Колокольня и боковые прирубы были разобраны. А само здание церкви новые власти приспособили под колхозный склад. Судя по тому, что мы увидели, здесь хранили удобрения и зерно.
По какой-то причине церковь Св. Варвары не вошла в Свод памятников архитектуры и монументального искусства России (Брянская область).
Приехав в Туросну, мы не могли пройти мимо этой постройки. Невзирая на то, что само здание находится в полуразрушенном состоянии, оно до сих пор необъяснимым образом привлекает путешественников. На просторах интернета можно найти множество фотографий этого места, сделанных любопытными посетителями заброшенной Варваринской церкви. Основная часть снимков подчёркивает разруху и запустение.
Мы же в большей степени уделили внимание другим деталям.
Нам удалось выяснить, что на внутренних стенах храма сохранилась родная краска. Как известно, большинство пигментов выгорают при регулярном попадании на них солнечного света. В тех местах, где располагались образа, краска потускнела заметно меньше, чем на открытых участках. Поэтому на стенах от икон остались прямоугольные контуры. Видно, что советская администрация не обременяла себя капитальным ремонтом этого здания.
Внутренняя часть стен церкви была выкрашена в два цвета с горизонтальным разделением ниже серединной линии.
Такой способ покраски был известен в 19 веке, но массово его применяли в нашей стране на протяжении всего следующего столетия. Кстати, в этой же стилистике и похожей цветовой гамме в 1913 году была окрашена церковь Михаила Архангела в селе Крапивна (современный Климовский район).
Наверняка многие помнят, как выглядели стены в подъездах советских домов. Нижняя часть залита одним цветом (синим или зелёным), верхняя – другим (белым либо голубым). А граница между ними выделялась узкой яркой полосой.
Подобным образом в СССР оформляли интерьер на кухнях и в санузлах коммуналок, общежитий и квартир. Такой метод до сих пор применяют современные дизайнеры.
Для малярных работ в храме мастера использовали, так называемую, клеевую краску. В её состав входил столярный клей, мел и цветовой пигмент. Обычно мастера сами готовили её. Это было гораздо дешевле, чем покупать готовую масляную краску. Но у такого материала имелись и свои минусы. Из-за неустойчивости к влаге клеевым составом можно было покрывать только внутренние части сооружений. К тому же цвет таких красок мог меняться под воздействием солнечного света. Поэтому в разных по освещённости частях храма цвета заметно разнятся.
Но самым настоящим подарком для нас стала надпись на стене с правой стороны от главного входа в церковь:
“Окраш. Въ 1902 г. Малярами А.И. Томышевымъ П.П. Губенком Д.А. Томышевым“
Фамилии Губенок и Томышев не раз встречаются в списках жителей села Великая Топаль, которое вместе с селом Туросна в то время относилось к Новозыбковскому уезду. Поэтому с уверенностью можно сказать, что покраской занимались местные мастера. И вероятно, это был не первый объект в их послужном списке.
Не берёмся утверждать, что маляры, которые красили стены, принимали участие в росписи храма. Для такой работы, скорее всего, прибегали к услугам других специалистов. Но имена и тех и других одинаково важны для истории родного края.
© Павел Чирков