В лице Петра Митрофановича Ерёменко, скончавшегося в Новозыбкове Гомельской губернии 27 февраля 1926 года, мы лишились одного из выдающихся краеведов провинции и одного из преданнейших деятелей в области народного образования.
Д. Струнин
В 1925 году в городе Новозыбкове (сегодня в составе Брянской области) было напечатано первое пособие по краеведению для школ, изб-читален и кружков самообразования под названием «Новозыбковский уезд». Автором этой работы выступил Пётр Ерёменко – интереснейший и образованнейший человек своего времени, стоявший у истоков создания в нашем городе первой официальной организации исследователей прошлого – Новозыбковского бюро краеведения.
Его имя тесным образом связано с развитием народного просвещения и образовательными учреждениями на Новозыбковщине. Он являлся одним из активных членов действовавшего в городе до революции благотворительного общества и инициировал перед местными властями вопрос об организации общедоступного музея. И, наконец, Ерёменко был первым, кто в конце XIX столетия на профессиональном уровне провёл археологические раскопки древних городищ и курганов славянских племён на территориях Черниговской, Полтавской, Могилёвской и Орловской губернии. Результаты своих трудов он подробнейшим образом описал, систематизировал и передал в распоряжение Императорской Археологической комиссии для опубликования и дальнейшего использования.
Пётр Ерёменко родился 23 августа 1860 года в Дунайской слободке Глуховского уезда Черниговской губернии (сегодня Сумская область Республики Украина). О детских годах Петра сведения практически не сохранились. Известно, что его отец, Митрофан, и мать происходили из крестьян, имели своё небольшое хозяйство и участок земли, которые составляли материальную основу семейства. Маленький Пётр неоднократно бывал с отцом в уездном центре – Глухове, куда приезжал на праздники и в дни проведения торгов. Этот древнейший город Киевской Руси с его многовековой историей, духом гетманщины, меценатства и просвещения будет формировать Петра Ерёменко как личность и навсегда останется для него той сердцу любимой сторонкой, где хотелось бы обрести покой.
В XVIII веке Глухов – столица украинских гетманов. Здесь находилась уникальная по своей архитектуре православная церковь в честь Святой Живоначальной Троицы, в которой предадут анафеме гетмана Мазепу (в 1962 году будет разобрана). После упразднения в 1764 году гетманской системы правления в городе по инициативе генерал-губернатора Малороссии графа Петра Румянцева построят здание Малороссийской коллегии, названное современниками «восьмым чудом света». В те годы Глухов занимал исключительное значение как административный и культурный центр Левобережной Украины. Здесь развивалось и своё производство: отливали пушки и церковные колокола, изготавливали медную посуду, кирпич, кафель. Вторая половина XIX века связана с бурным образовательным процессом в Глухове, на фоне которого будет основан учительский институт, а затем женская и мужская гимназии.
Именно в Глуховской гимназии для мальчиков, в её бытность с приставкой «про», Пётр Ерёменко получит первоначальное образование. Родители, наблюдая у ребёнка светлый ум, пытливое сердце и живой интерес к познанию, предпримут необходимые меры для его обучения.
Затем юноша уезжает в Киев, где, желая продолжить своё развитие, поступает в самое авторитетное среднее учебное заведение юго-западного края – Коллегию Павла Галагана. Среди выпускников Коллегии значатся видные деятели науки и искусства – историк литературы Нестор Котляревский, член-корреспондент Академии наук СССР Владимир Липский, академик Дмитрий Петрушевский, юрист (брат знаменитого художника и реставратора) Владимир Грабарь, российский правовед Иосиф Покровский и другие. Пребывая в стенах этого учебного заведения, Ерёменко в полной мере использует его книжный ресурс – уникальную библиотеку, основу которой составляли более 4 300 томов философских, исторических, статистических и других сочинений на русском и иностранных языках, в том числе рукописей, приобретённых Галаганом из личной коллекции историка и этнографа Малороссии Николая Маркевича.
Становление Петра Ерёменко в те годы проходило на фоне взбудоражившего местное общество слов литературного критика В. Белинского о вышедшей в 5 томах «Истории Малороссии» под редакцией Н. Маркевича: «История Малороссии – это побочная река, впадающая в большую реку русской истории. Малороссияне всегда были племенем и никогда не были народом, а тем менее – государством. Они умели храбро биться и великодушно умирать за свою родину, им не в диковинку было побеждать сильного врага с малыми средствами, но они никогда не умели пользоваться плодами своих побед. Разобьют врагов в пух, покажут чудеса храбрости и геройства и – разойдутся по домам пить горилку…». Ерёменко уже тогда влекло желание узнать о своём происхождении, в деталях разобраться в прошлом родного края в период развития и становления Московского Царства. По этой причине он с большим интересом посещает учебные занятия, и в первую очередь по истории и географии, с вниманием слушает лекции, постоянно читает дополнительную литературу, расширяя свой кругозор и сферы познания.
Поскольку Коллегия Павла Галагана находилась под покровительством руководства Императорского университета св. князя Владимира в Киеве, Ерёменко, пользуясь соответствующими льготами, с 1881 года продолжит там своё обучение на историко-филологическом факультете.
В 1884 году, во время празднования 50-летнего юбилея университета, произошли студенческие волнения, вылившиеся в беспорядки. Это послужило поводом к закрытию учебного заведения и отчислению учащихся на неопределённый срок. После восстановления нормальной работы университета Ерёменко получает диплом молодого специалиста и в 1887 году приезжает в Новозыбков, где с 3 октября начинает преподавать любимые ему историю и географию в реальном училище. Эти же предметы одновременно он преподаёт в Новозыбковской женской гимназии, получая более 1 650 рублей годового жалования за свой труд.
Учитывая высокий уровень преподавательского мастерства, насыщенные новыми и интересными фактами уроки, повсеместное уважение среди учеников и их родителей, Ерёменко избирают членом попечительского совета гимназии. В результате чего он активно участвует не только в образовательном процессе, но и в вопросах организации учёбы, улучшения быта учащих и учащихся, их финансовой поддержки, стимулирования и поощрения.
В этот период Ерёменко пишет статью о постановке библиотечного дела в Новозыбковском реальном училище, которая будет опубликована в издававшемся до революции журнале «Филологические записки» под редакцией А.А. Хованского и С.Н. Прядкина.
После учреждения в Новозыбкове благотворительного общества Петра Ерёменко единогласно включают в состав руководящего совета названной организации. Данное общество было создано в конце XIX столетия по инициативе и при непосредственном участии супруги уездного предводителя дворянства – княгини Марии Павловны Долгоруковой (1859-1914). Основной его целью являлось оказание материальной помощи нуждающимся, распространение грамоты среди бедняков, приискание им мест для проживания либо работы. Общество также содействовало воспитанию детей из малоимущих семей, помещая их в школу и мастерские для изучения ремёсел.
Будучи членом благотворительной организации, Ерёменко в 1898 году единовременно жертвует 150 рублей из личных средств в общий капитал для постройки собственного дома для общества (дом этот сохранился, располагается на углу улицы Красной и Соборной площади).
После того, как при обществе была создана библиотека, Петра Ерёменко, уже известного в городе специалиста по образованию, избирают заведовать ей. В связи с этим он сразу же выделяет 50 рублей на библиотечные нужды. Постоянно печётся о приобретении книг, учебников и пособий, настенных карт, картин, приборов для объяснения физических явлений, канцелярских принадлежностей. Благодаря его стараниям к началу 1899 года в библиотеке насчитывалось 636 различных книг по истории, мироведению, богословию, а также 618 томов периодических изданий. Услугами библиотеки пользовалось 340 читателей.
Когда Ерёменко покинет Новозыбков, по предложению попечителей общества будут созданы «Научный имени Петра Митрофановича Ерёменко отдел Новозыбковской бесплатной народной библиотеки» и специальный денежный фонд его имени в размере 1 213 рублей.
Также при обществе была открыта школа для мальчиков и девочек, которая имела собственный музей с множеством различных пособий. Особое место в его фондах занимала переданная Ерёменко коллекция предметов, обнаруженных им в ходе исследования древних курганов в Могилёвской губернии (выполненные из железа, стекла, бронзы и золота серьги, браслеты, подвески, бляхи, бусы, пряжки, крестики, кольца, наконечники стрел, топоры, скребки и др.).
В сформированных при благотворительном обществе классах для взрослых Ерёменко давал самостоятельные уроки с учётом своей специализации. В 1901 году при этих классах им будут организованы курсы по рукоделию.
Летом того года Ерёменко читает лекции по русской истории на общеобразовательных курсах для учителей Новозыбковского уезда.
В 1902 году принимает активное участие в организации курса по черчению и рисованию для рабочих ремесленных предприятий, железнодорожных и механических мастерских при спичечных фабриках города.
В 1902-1903 годах Ерёменко участвует в создании драматического кружка из слушателей классов для взрослых при школе благотворительного общества.
В 1903-1904 годах, благодаря приобретению на частные средства музыкальных инструментов, организует народный духовой оркестр.
За безупречную 12-летнюю службу в должности преподавателя в январе 1898 года Пётр Митрофанович будет удостоен ордена Св. Анны 3 степени.
Будучи в Новозыбкове, в начале 90-х годов позапрошлого века Ерёменко совместно с учителем математики реального училища Климентом Берученко-Мусиенко начинает свои первые археологические поиски.
Из 4-го номера Черниговских губернских ведомостей за 1891 год: «…В августе и сентябре, на основании полученного разрешения, были разрыты в окрестностях Новозыбкова (в селах: Людкове, Внуковичах, Перевозе и около хутора Карховка) несколько курганов (до 20), оказавшихся принадлежащими к эпохе древнейших поселений во времена язычества».
В то время Новозыбковский уезд наряду с другими районами Черниговщины практически не был исследован в археологическом отношении. Первые упоминания о памятниках археологии (курганах и городищах) на территории современного Новозыбковского района содержатся в сведениях Императорского центрального статистического комитета за 1873 год, собранных археологом и историком права Дмитрием Самоквасовым (1843-1911), а также в его исследованиях «Древние города России» и «Могильные древности северянской Черниговщины». В 1903 году эти сведения будут опубликованы в «Известиях Императорской Археологической комиссии» с предисловием археолога Александра Спицына.
Приступая к анализу и систематизации проделанной археологической работы, Пётр Ерёменко напишет: «Новозыбковский уезд далеко не беден как городищами, так и курганами, свидетельствующими, что и здесь среди лесов и болот на тощей почве из супеска когда-то в давнюю пору жило население если не особенно богатое, то сравнительно плотное.
Сведения о памятниках, оставленных этим населением, мною были добыты в три приёма. Прежде всего были получены сведения, собранные для какой-то цели волостными правлениями ещё в 1878 году, но так как они оказались недостаточно полными, то в 1891 году были собраны через местного исправника по всему уезду новые сведения. Причём на этот раз они собирались через урядников по особой составленной мной программе. Эти сообщения дали о местонахождении курганов и городищ более многочисленные и точные указания, чем те, которые уже имелись в сообщениях волостных правлений.
Когда же с двойными списками в руках пришлось объезжать уезд чтобы произвести раскопки, лично осмотреть городища и могильники и нанести их на карту, оказалось много неучтённых пунктов в одном и втором списках. Желая привести в известность все сохранившиеся от разрушения могильники и городища и выяснить их распределение меж бассейнами реки Снови, впадающей в северянскую Десну, и реки Ипути, впадающей в радимичскую Сожь, я должен был исходить и изъездить почти весь уезд и осмотреть более двух третей всего числа могильников и городищ, нанося на карту лично не осмотренные памятники древности лишь в том случае, когда и сведения волостей и показания крестьян близлежащих сел совпадали друг с другом».
Исследовав земли Новозыбковского уезда, Ерёменко пришёл к выводу о наличии в этой местности свыше 1800 курганов, расположенных неподалеку от Малой Топали, Большого Кривца, Сытой, Гетманской и Лакомой Буд, Сачкович, Карпиловки и Больших Щербинич, под Вороновой Гутой, между Старыми и Новыми Бобовичами, недалеко от Нового Места, Туросны, Манюков, Тростани, Тимошкина Перевоза, а также других сёл и деревень.
При этом, по мнению Ерёменко, действительное число курганов должно быть гораздо больше, поскольку многие из них к тому времени были распаханы либо развеяны ветром.
Вот что он напишет по этому поводу: «О степени сохранности курганов можно судить по следующим цифрам: из 46 осмотренных мной могильников вполне уцелели курганы лишь в 12; во всех этих местах могильники находятся под прикрытием лесов. Из остальных 34 могильников иные почти совершенно уничтожены, и о месте курганов свидетельствуют лишь предания (например, о курганах близ Каташинского городища) или невысокие выпуклости из жёлтого песка, как это наблюдается на полях крестьян села Рославич, Лакомой Буды и Журавки, и в лучшем случае один-два осиротелых кургана, как под Брахловом и близ Рудни.
Прочие же могильники сохранились то в большей, то в меньшей степени; так, близ Медвёдовки из 18 курганов полураспахано до основания 11, близ Сачкович – из 28 полураспахано и распахано до основания 16, близ Гетманской Буды из 38 испорчено 8, близ Больших Щербинич из 127 испорчено 105.
Распашка курганов, сопряжённая с некоторыми трудностями, усиленно производится, главным образом, в последние десятилетия, когда крестьяне, вследствие малоземелья, стали гнаться за всяким клочком земли. Пройдёт ещё два десятилетия, и с уверенностью можно сказать, что от многих из могильников в составленном списке не останется и следа».
Ерёменко установил, что основная масса курганов расположена в бассейнах рек Снови и Ипути. Они встречались как на открытых, так и на ровных участках, в низинах и среди холмов. Но в большинстве своём располагались на спусках у ручьёв и рек, на незначительном расстоянии от воды.
Ерёменко фиксирует размеры курганов (25-40 аршин в окружности). При этом указывает, что по внешней форме они схожи со славянскими курганами в Могилёвской, Минской и Волынской губерниях, а также «малыми курганами», обнаруженными археологом Самоквасовым в Подесенье Черниговщины.
Хорошо сохранившиеся курганы имели форму купола, стороны которого спускались к основанию под углом в 45 градусов. Курганы больших размеров встречались редко и всегда находились в группах среди других средней величины.
Наибольший курган, в 84 аршина в окружности основания, был обнаружен Ерёменко в Гулёвке.
Он сопоставил число обнаруженных древних могильников в пределах Новозыбковского уезда с количеством находившихся в начале XVII века на этой территории поселений. При этом исходил из того, что на Генеральной карте Лазаревского в указанный период было отмечено 34 поселения. Тогда как могильников обнаружено 56. Учитывая их предположительный возраст, археолог пришёл к выводу, что до принятия христианства поселений в обследованных местах было больше по сравнению с XVI-XVII столетиями.
Также в ходе исследований Ерёменко обнаружил 13 городищ: в районах Тимонович, Лобановки, Курознова, Великой и Малой Топали, Каташина, Большого Кривца, Замишева, в 3 верстах юго-западнее Новозыбкова. Остатки городищ были найдены между Старыми и Новыми Бобовичами и над рекой Каменкой недалеко от Рылович.
По территории уезда эти городища распределялись неравномерно, в основном вдоль течения реки Снови. Ерёменко постарался максимально возможно описать их внешний вид и привести основные характеристики.
В частности, городище близ Новозыбкова отделялось с двух сторон ручьями, вымывшими глубокие, но узкие русла. По мнению Ерёменко, вдоль этих ручьёв когда-то стоял частокол или иное деревянное сооружение, пришедшее в негодность от времени.
Обнаруженный под Побожеевкой «городец», как называли его местные крестьяне, располагался среди болота на едва поднимающейся над общим уровнем косе.
На реке Каменке в дачах села Рылович во времена Ерёменко было урочище, именуемое «Городец». Однако низменная и болотистая местность с густой зарослью и топкой почвой не дали возможность археологу отыскать там какие-либо сооружения.
Возле 5 исследованных городищ обнаружены курганы – близ Малой Топали, Курознова, Каташина, в Большом Кривце, между Старыми и Новыми Бобовичами.
На поверхности распаханных городищ встречались фрагменты глиняных горшков. На месте городища близ Малой Топали найден рог лося, части стеклянных браслетов, три медных нательных креста и некоторые другие предметы.
Ерёменко отметил плохую степень сохранности городищ близ Лобановки, Оптени, Тимонович, Бобович и Замишева, где уже тогда были распаханы валы, а следы от рвов едва заметны.
Всего Ерёменко произвёл раскопки в 14 могильниках и 105 курганах. В 87 обнаружены скелеты людей. В одном из захоронений кости взрослого человека и подростка лежали вместе.
Исследования показали, что в большинстве случаев покойников клали прямо на землю. Ямы для погребения выкапывались редко. Иногда для умершего делалось особое возвышение. Таких насыпей различной высоты обнаружено 19. В 29 курганах со скелетами возле костей имелись следы гробовищ.
Одной из принадлежностей погребального обряда, как установил Ерёменко, было наличие золы и угля под скелетами и над ними.
Не определив точно по найденным вещам время происхождения могильников, Ерёменко всё же пришёл к твёрдому убеждению, что их следует отнести к периоду радимичей.
В 1891-1894 годах Ерёменко произвёл раскопки в 15 курганных группах Суражского уезда. Исследованию были подвергнуты 160 курганов (в Высоком, Влазовичах, Ляличах, Казаричах, Голубовке и других населённых пунктах). В трёх древнейших обнаружены признаки обряда трупосожжения.
Способ сооружения Суражских курганов был следующим. На площадке диаметром от 3 до 5 саженей разводился костёр, который доводили до полного сгорания. На образовавшийся остывший слой золы укладывали тело умершего, присыпали его землёй и остатками от костра до желаемой высоты.
В районе села Великое в лугах реки Ипути на удлинённом возвышении Ерёменко исследовал свыше 60 курганов, 11 из которых были с распаханными боками, 3 целые, другие распаханы до основания. Раскопанные курганы оказались поздними и настолько бедными, что из 7 исследованных насыпей незначительные вещи найдены лишь в одном.
Обнаруженные Ерёменко курганы по реке Снови по времени их происхождения исследователь также отнёс к периоду радимичей, проживавших в тех местах в XI-XII веках.
Самой древней вещью, найденной Ерёменко в ходе раскопок в одном из погребений близ Казарич, стала диргема (монета ряда арабо-говорящих государств), датируемая 913 годом.
Наиболее распространённым предметом в радимичских захоронениях были медные семилопастные височные кольца. Серьги находились редко. В 50 Суражских курганах Ерёменко обнаружил ожерелья из бус (позолоченных, посеребренных, янтарных, аметистовых, хрустальных, агатовых и т.д.) и разные подвески. Найдены были разнообразные кресты – четырехконечные с выступами в средокрестии с жёлтой эмалью и плоские больших размеров. Встречались нагрудные украшения – крупные бубенчики, тонкие костяные коньки или птицы с изогнутой шеей, медные собачки, ложечки и гребешки.
Также обнаружены различные браслеты – проволочные сложно-витые с завязанными концами, обыкновенного типа с петлями на концах и без них, витые простые с завязанными концами, гладкие с расплющенными орнаментированными концами, пластинчатые орнаментированные с суженными концами, украшенными изображениями змеиных головок, пластинчатые с головками человека на концах и продольными бороздками. При 41 останках найдены перстни.
В некоторых могилах имелись небольшие железные ножи, топор, точильные камни, железные огнивы и другие предметы.
В письме от 24 сентября 1895 года в адрес руководства Императорской Археологической комиссии Ерёменко напишет: «Предметы раскопок, произведённых в Новозыбковском и Суражском уездах на мои личные средства, представляю поместить комиссии в один из музеев по её собственному выбору».
Названная комиссия 19 декабря 1895 года передаст пожертвованную Ерёменко коллекцию курганных древностей в Московский Исторический музей вместе с письмом следующего содержания: «Императорская Археологическая комиссия препровождает для коллекций Исторического музея коллекцию предметов из раскопок Ерёменко 1890 и 1891 годов в Новозыбковском и Суражском уездах в количестве: 56 таблиц разного размера, 11 шейных гривн, 25 браслетов, 1 экземпляра железных удил, 6 горшков, 15 коробочек с вещами и нескольких свёртков, вложенных в один из горшков».
Вторая коллекция, состоящая из 187 курганных предметов с раскопок Ерёменко 1894 года, 4 ноября 1896 года будет передана в музей Киевского университета св. князя Владимира.
В 1896 году Ерёменко проводит полевые исследования на территориях Брянского (в бассейне реки Десны), а затем Елецкого уездов Орловской губернии. На основании полученного «Открытого листа», дававшего право на проведение раскопок, в Брянском уезде Ерёменко исследует 36 курганов и 6 могильников. Производит раскопки трёх курганов эпохи бронзы у села Новоселицкого Елецкого уезда.
Полученные сведения о курганах и городищах Брянского уезда Ерёменко также передаст в Императорскую Археологическую комиссию.
Председатель Орловской учёной архивной комиссии Шульгин А.Н. напишет статью о результатах раскопок Ерёменко на территории названного региона.
Заключительным этапом в археологической деятельности Ерёменко станут проведённые им в 1905 году обследования городищ и курганов в родном Глуховском уезде. После чего он прекратит заниматься этой работой.
Есть ещё один важный факт в биографии Ерёменко во время его нахождения в Новозыбкове в начале XX столетия, который невозможно оставить без должного внимания.
В 1902 году в городе в очередной раз проводились педагогические курсы, для чего земством были приобретены книги, картины и различные учебные пособия, в том числе по физике и химии. Училищный совет 14 июня 1902 года, отмечая недостаток таких наглядных пособий и предметов в школах, постановил ходатайствовать перед Новозыбковским земским собранием о создании в городе музея для их постоянного размещения и выделении денежных средств на его содержание. Эту инициативу поддержали члены городской управы, которые также выступили с прошением перед земством об учреждении в Новозыбкове музея и организации комиссии по народному образованию с целью разрешения данного вопроса по существу.
В комиссию были избраны Пётр Ерёменко, директор реального училища Николай Исаин, учителя Марковский, Чернышёв, Радзимовский, заведующий двухклассным училищем господин Коваленко, учитель городской школы Манжалей, преподавательницы женской гимназии Богданова и Жемчужникова, а также учительницы школы благотворительного общества Зенченко, Аноколова и Анастасия Туссен. Именно эти люди стоят у истоков создания музея в Новозыбкове.
По результатам обсуждения они пришли к выводу, что музей должен быть смешанного типа с педагогическо-демонстративным, подвижным и научным отделами. Для этого был разработан подробный план организации музея, правила заведывания и пользования им, смета на найм помещения с обстановкой и оборудованием, а также определена стоимость оплаты труда обслуживающего персонала. Одновременно комиссия ходатайствовала перед земским собранием о выделении более 650 рублей для пополнения фондов новыми книгами и снабжения музея волшебными фонарями (приборы для проекции изображений).
8 ноября 1904 года Пётр Митрофанович женится на Ольге Петровне Жемчужниковой, 1875 года рождения. Их первая дочь, Наталия, родится 14 августа 1905 года, закончит Новозыбковский политехникум и Ленинградский технологический институт. Вторая дочь, Нина, появится на свет 23 августа 1906 года. В возрасте 13 лет, 14 января 1920 года, она умрёт при невыясненных обстоятельствах.
В 1904 году Ерёменко читает общеобразовательные лекции по политической географии, содержание которых, к сожалению, неизвестно. Однако Черниговский губернатор в своём докладе Попечителю Киевского учебного округа высказался о такой педагогической деятельности Ерёменко как неблагонадёжной. Вследствие чего Пётр Митрофанович вынужденно уезжает в Полтаву, где поступает на службу в реальное училище.
Находясь в Полтаве, Ерёменко примкнёт к Всероссийскому Крестьянскому Союзу – организации, объединившей крестьян и сельскую интеллигенцию в период революционных потрясений 1905 года. Члены Союза требовали предоставления женщинам права избирательного голоса, введения обязательного 5-тилетнего бесплатного обучения, национализации земли и отмену частной собственности. По своему содержанию их программа была близка к программе партии социалистов-революционеров. Итогом участия Ерёменко в Союзе станет отстранение от преподавания учебных дисциплин, судебное разбирательство и обвинительный приговор с назначением наказания в виде лишения свободы, которое он отбывает в Полтавской и Миргородской тюрьмах.
С апреля до конца 1910 года Ерёменко служит в Киевском коммерческом институте, в 1911-1913 годах – в обществе «Физико-химик» в Киеве, затем в Васильковском коммерческом училище. С 1914 по 1917 год преподает русский язык, географию, историю и арифметику в Мироцком низшем сельскохозяйственном училище. В период работы в названном учебном заведении Ерёменко пишет статьи «О руководстве чтением учеников», «Письменные работы в низших сельскохозяйственных училищах», «О внутреннем укладе школьной жизни», которые будут опубликованы в 1915-1917 годах в журнале «Сельскохозяйственное образование».
«И только летом 1917 года он снова возвращается в дорогой ему Новозыбков, где о нём вспомнили родители учащихся, пригласившие его для заведывания реальным училищем.
В возрасте 58 лет Пётр Ерёменко с юношеской лёгкостью вошёл в ряды работников новой школы как в качестве заведующего, так и в качестве рядового преподавателя. В 1919-20 годах он принимал участие в организации вечерней школы для рабочих, а с 1921 и до конца 1923 года заведовал школьным подотделом новозыбковского отдела народного образования. В последнее время состоял преподавателем политехникума, школы II ступени и школы фабзавуча», – так будет написано в опубликованном в 1926 году в журнале «Краеведение» некрологе на смерть Петра Митрофановича.
В 1922 году за особые заслуги в области народного образования Ерёменко присвоят почетное звание Героя Труда (в 1928-1938 гг. в СССР такого звания были удостоены всего 1014 человек).
В 1924 году Петр Митрофанович участвует в работе II Всесоюзной конференции по краеведению, проходившей 9-14 декабря в Москве.
В 20-е годы им будет издан очерк «Восточные уезды Гомельской губернии в прошлом», а последней работой по краеведению станет уже упомянутый в начале статьи краткий географо-экономический очерк «Новозыбковский уезд», работу над которым он закончит летом 1925 года уже будучи больным.
Ерёменко умер 27 февраля 1926 года в Новозыбкове. На прошедшем в связи с этим траурном заседании было принято решение назвать его именем центральную школу для рабочих повышенного типа.
К сожалению, остается неизвестным место захоронения Петра Митрофановича. Предпринятые в текущем году поиски его могилы положительного результата не дали.
Оценивая личность Ерёменко и его плодотворную деятельность на ниве просвещения, корреспондент «Клинцовской газеты» отметит: «…Не могу обойти молчанием память о таких личностях, как учитель Пётр Митрофанович Ерёменко, сумевший направить центр внимания общества на путь к развитию, к широкой общественности, всего себя отдавший городу и городской деятельности в области науки и воспитания масс».
Подводя итог жизнеописанию Ерёменко, следует признать его бесспорный вклад в дело накопления, систематизации и картографирования данных об археологических объектах в юго-западном крае Российской Империи. Проделанная им работа по созданию коллекций древностей послужила поводом к началу научного интерпретационного подхода к собранному более 100 лет назад уникальному материалу. По сути, Ерёменко были заложены основы региональной археологии на фоне повсеместно проводимой среди населения просветительской работы и популяризации краеведческих знаний. Предпринятые им меры по организации в Новозыбкове общедоступного музея, библиотеки и научного отдела при школе благотворительного общества, постоянное чтение лекций, публикация результатов археологических исследований и трудов по истории края – несомненно способствовали пополнению исторических знаний и развитию краеведения как научного направления в целом. В конечном итоге, активная и эффективная деятельность Петра Ерёменко заложила тот фундамент, на основе которого краеведение и исследования по археологии получат своё развитие в последующие годы.
© Александр Дудников, краевед, уроженец Новозыбкова
Библиография:
- Д.Я. Самоквасов. Древние города России. Санкт-Петербург, 1873.
- Памятная книжка Киевского учебного округа. Часть IV. Черниговская губерния. Киев, 1890.
- Памятная книжка Киевского учебного округа. Часть IV. Черниговская губерния. Киев, 1891.
- Черниговские губернские ведомости, № 4. Часть неофициальная. Чернигов, 1891.
- Черниговские губернские ведомости, № 85. Часть неофициальная. Чернигов, 1891.
- П.М. Ерёменко. Обозрение курганов и городищ Новозыбковского уезда. Записки Императорского Русского Археологического общества. Т. 8. Вып. I и II. Санкт-Петербург, 1896.
- П.М. Ерёменко. Раскопки курганов Новозыбковского уезда. Записки Императорского Русского Археологического общества. Т. 8. Вып. I и II. Санкт-Петербург, 1896.
- А.А. Спицын. Курганы, раскопанные П.М. Ерёменко в Суражском уезде. Записки Императорского Русского Археологического общества. Т. 8. Вып. I и II. Санкт-Петербург, 1896.
- А.А. Спицын. Вещи из раскопок П.М. Ерёменко в курганах Новозыбковского и Суражского уездов. Записки Императорского Русского Археологического общества. Т. 8. Вып. I и II. Санкт-Петербург, 1896.
- Черниговские губернские ведомости, № 3. Часть официальная. Чернигов, 1898.
- Отчёт Новозыбковского благотворительного общества за 1898 г. Чернигов, 1899.
- Отчёт Новозыбковского благотворительного общества за 1899 г. Чернигов, 1900.
- Отчёт Новозыбковского благотворительного общества за 1900 г. Чернигов, 1901.
- Отчёт Новозыбковского благотворительного общества за 1905 г. Чернигов, 1906.
- Каталог выставки XI-го Археологического съезда в Киеве. Киев, 1899.
- Ежегодник Коллегии Павла Галагана с 1 октября 1900 по 1 октября 1901 г. Год 6-й. Киев, 1901.
- Журналы Новозыбковского очередного уездного земского собрания сессии 1902 г. и чрезвычайного собрания 4 июня 1902 г. Чернигов, 1903.
- Журналы Новозыбковского очередного уездного земского собрания сессии 1903 г. и чрезвычайных собраний 6 февраля и 15 апреля 1903 г. Чернигов, 1904.
- А.Н. Шульгин. Минувшее Орловского края. Орёл, 1903.
- П.М. Ерёменко. Могильники и городища Глуховского и Суражского уездов. Труды Московского предварительного комитета по устройству четырнадцатого археологического съезда. Вып. I. Москва, 1906.
- А.Н. Шульгин. Раскопка П.М. Ерёменко. Труды Орловской учёной архивной комиссии за 1904-1905 гг. Орёл, 1906.
- П.М. Ерёменко. Земляные валы и курганы при м. Варве Лохвицкого уезда и его окрестностях. Труды Полтавской учёной архивной комиссии. Вып. VI. Ч. I. Полтава, 1909.
- «Клинцовская газета». Вып. № 78. Клинцы, 1915.
- П.М. Ерёменко. О руководстве чтением учеников. Сельскохозяйственное образование. № 12. Петроград, 1915.
- П.М. Ерёменко П.М. Письменные работы в низших сельскохозяйственных училищах. Сельскохозяйственное образование. № 11. Петроград, 1916.
- П.М. Ерёменко. О внутреннем укладе школьной жизни. Сельскохозяйственное образование. № 3/4. Петроград, 1917.
- Д.Я. Самоквасов. Могильные древности северянской Черниговщины. Москва, 1916.
- П.М. Ерёменко. Восточные уезды Гомельской губернии в прошлом. Сборник материалов Гомельских губернских курсов по переподготовке сельских школьных работников в г. Новозыбкове. Новозыбков, 1924.
- П.М. Ерёменко. Новозыбковский уезд. Новозыбков, 1925.
- Д. Струнин. Некролог П.М. Ерёменко. Журнал «Краеведение», № 3. Ленинград, 1926.
- Сведения о Новозыбковском уездном обществе краеведения и его музее. Устав общества. Т. 1. Вып. 1. Новозыбков, 1928.
- Деятели революционного движения в России. Био-библиографической словарь от предшественников декабристов до падения царизма. Том 3. Вып. 2. Москва, 1934.
- Г. Поляков. П.М. Ерёменко – археолог из Новозыбкова. Сборник статей «Чернигов в средневековой и раннемодерновой истории Центрально-Восточной Европы». Чернигов, 2007.
- Е.В. Свистов. Ерёменко Пётр Митрофанович: жизнь и судьба. Деснинские древности: материалы межгосударственной научной конференции «История и археология Подесенья». Вып. 8. Брянск, 2016.
- А.А. Радовская. Изучение радимичских древностей до конца XX в. Сборник научных статей студентов, магистрантов, аспирантов. Вып. 15. Минск, 2016.
- А.А. Радовская. История изучения радимичских древностей в дореволюционный период (историографический аспект). Копытинские чтения – III: сборник статей международной научно-практической конференции. Могилев, 2020.
- Дело по ходатайству вдовы П. Ерёменко о назначении пенсии. Государственный архив Российской Федерации (фонд А539, опись 3, дело 3604).