Для связи с проектом

14 октября, 2024

Патриарх советской музыки в Клинцах. Звёздный десант  Тихона Хренникова

60 лет назад, в самом начале весны наш город посетил композитор Тихон Николаевич Хренников. Честно сказать, мы  были удивлены, узнав об этом.

Можно по-разному относиться к личности «патриарха советской музыки», но упомянуть в историческом контексте о его визите в Клинцы команда «Хроноскопа» считает своим долгом. Всё-таки наш проект не про политику, а про историю, от которой никуда не деться. Поэтому не будем разбрасываться эпитетами разной окраски, а приведём факты и только факты.

Тихон Хренников. Фото из открытых источников

Творческое восхождение Тихона Хренникова как признанного композитора началось в 30е годы. Его первый публичный концерт  состоялся в 1933 году. На основе повести Николая Вирты «Одиночество» в 1939 году Хренников написал оперу «В бурю». Одна из её особенностей состоит в том, что впервые в истории на оперной сцене появился… Ленин. Конечно же, не сам покойный к тому времени вождь пролетариата, а всего лишь его художественный образ.

В том же году при поддержке Немировича-Данченко состоялась премьера этого произведения. Кстати, опера продержалась в репертуаре Театра  Станиславского около 50 лет. Однако общенародное признание было ещё впереди.

На наш взгляд, широким массам творчество Тихона Николаевича запомнилось благодаря кино. Песни из кинофильмов «Свинарка и пастух», «В шесть часов вечера после войны», «Верные друзья», «Гусарская баллада» знала наизусть вся страна.  Многие из них прошли проверку временем и звучат до сих пор.

Песня “Ах ты зимушка-зима” из кинофильма “Свинарка и пастух”

В 1948 году с подачи Сталина Тихон Хренников становится генеральным секретарём Союза композиторов СССР. На руководящей должности он оставался вплоть до развала Советского Союза. Этот факт хорошо прокомментировал композитор Никита Богословский:

«Недавно я подсчитал, кто из деятелей всего мира и разных эпох дольше занимал руководящее положение. 1. Людовик XIV… – 72 года. 2. Австрийский император Франц Иосиф – 68 лет. 3. Английская королева Виктория – 64 года. 4. Японский император Хирохито – 62 года. 5. И наконец, наш Тихон Хренников – 42 года. Нет в нашей стране человека, который занимал бы руководящий пост так долго».

Таким образом, в 60е годы Хренников был не просто популярным композитором, но и высокопоставленным чиновником.

Что же заставило этого человека приехать в Клинцы?

С приходом 1962 года вся страна готовилась к «празднику демократии» – выборам в Верховный Совет СССР.  Типографии печатали агитки и бюллетени. Местные власти приводили в порядок избирательные участки и сочиняли тексты для выступлений.  Будущие народные избранники тоже не сидели без дела. Предвыборная кампания предусматривала живое общение потенциальных «слуг народа» со своим электоратом.

На такую встречу приехал в Клинцы кандидат в депутаты Верховного Совета СССР Тихон Николаевич Хренников.

Одно из выступлений перед избирателями проходило в ДК фабрики им. Коминтерна. Но прежде чем на сцене раздались торжественные речи, с Тихоном Николаевичем успел пообщаться репортёр клинцовского радио – Анатолий Лазаревич Гинзбург.

Анатолий Гинзбург Клинцы журналист
Легенда клинцовского радио – Анатолий Лазаревич Гинзбург

«Когда я пришел в Дом культуры фабрики имени Коминтерна, где он должен был выступать перед избирателями, его доверенное лицо встретило меня в штыки, дескать, у Тихона Николаевича время расписано по минутам и некогда ему беседовать с журналистом. Правда, перепалка с доверенным лицом продолжалось недолго: в дверях Дома культуры появился сам кандидат в депутаты Верховного совета СССР. И когда он узнал, о чем идет спор, отчитал помощника: «Ты лишаешь меня дополнительной возможности для агитации». А потом повернулся ко мне и извинился за своего помощника. Отвел его в сторонку и что-то сказал, а меня пригласил в кабинет директора для интервью. Правда, опередил мой вопрос и начал рассказывать о встрече с текстильщиками фабрики имени Ленина, на которой только что побывал. «Знаете, какие это замечательные люди. Я понял, что они влюблены в свою профессию. Но самое главное: я впервые узнал, что представители этой фабрики возили в подарок Владимиру Ильичу Ленину отрез на костюм, сотканный местными ткачами, и что Ленин принял их в своем кабинете». И дальше пошел разговор о деятельности Хренникова на музыкальном поприще, о новых произведениях, написанных им в последнее время, его увлечениях, общественной деятельности. Вспомнил он и о годах эвакуации во время Великой Отечественной войны в Сибирь.

     Словом, остались довольны и я, и он нашей беседой. И тут входит в кабинет, где шла запись,  доверенное лицо Тихона Николаевича и подает ему какой-то пакет.  

-Это  грампластинки с записями народных песен от меня в подарок. Пусть у вас останется память обо мне.

Я горячо поблагодарил Хренникова: для нашей скудной еще фонотеки это был бесценный подарок.

А интервью получилось очень интересным».

Что происходило дальше, описывает газета Труд.

«Когда Тихон Николаевич вышел на сцену, все присутствующие в зале Дома культуры фабрики имени Коминтерна встали и бурей аплодисментов встретили своего кандидата в советский парламент. Он занял место в президиуме среди самых уважаемых и почётных людей нашего города и стал внимательно рассматривать сидящих в зале».

Клинчане слушают Хренникова. Фото из газеты “Труд”, 1962 год

После образовавшейся паузы председатель горисполкома товарищ Люсин объявил собрание избирателей открытым. Сменяя друг друга, к трибуне выходили представители клинцовских заводов, фабрик, колхозов, интеллигенции. Смысл их выступлений сводился либо к успехам тружеников, либо к творчеству композитора. Но чаще всего эти две темы докладчики увязывали воедино.  Для примера приведём фрагмент речи зоотехника колхоза «Путь к коммунизму» Татьяны Желтобрюх.

«Очень хорошее имя у нашего колхоза. По пути к коммунизму идут все советские люди. Трудом и только трудом можно построить это светлое здание. И наши колхозники делают всё, чтобы Программа партии была скорее претворена в жизнь.

И как же помогает нам в этом великом деле ваша музыка, дорогой Тихон Николаевич! Ваши песни мы поём в поле, они звучат со сцены клуба, они помогают строить коммунизм. Творите, создавайте новую музыку на радость людям. А мы будем работать ещё лучше».

С ответным словом выступил и сам Хренников.

«На XXII съезде партии Н. С. Хрущёв дал высокую оценку деятельности работников советского искусства. Это обязывает артистов и художников, музыкантов и композиторов ещё настойчивее и лучше выполнять свою роль в деле воспитания человека нового коммунистического общества. Мы учитываем огромное назначение советского искусства, тягу широких масс трудящихся к культуре, и поэтому каждый музыкант-профессионал считает своим долгом, кроме основной работы, на общественных началах помогать развитию талантов в клубах и дворцах культуры».

Тихон Николаевич поблагодарил клинчан за тёплый приём и оказанное ему доверие.

На этом завершились предвыборные агитационные речи, вгоняющие зрителей в сон своей однотипностью и продолжительностью.  Но не закончился праздник, который устроил для жителей Клинцов композитор Хренников.

Кульминацией встречи с избирателями стало музыкальное выступление артистов из Москвы. Они приехали в одной команде с будущим депутатом. Ни разу до этого дня Клинцы не видели одновременно столько столичных оперных звёзд. На сцене Дома культуры кроме самого композитора выступили солисты Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Элеонора Андреева и Семён Щадилов,

Элеонора Андреева. Фото из открытых источников
Семён Щадилов. Фото из открытых источников

солисты Государственного академического Большого театра СССР Елена Шумилова и Юрий Дементьев,

Елена Шумилова. Фото из открытых источников
Юрий Дементьев

лауреат Всесоюзного и международного конкурсов Антон Григорьев,

Антон Григорьев. Фото из открытых источников

заслуженный артист Республики Георгий Дударев,

Георгий Дударев. Фото из открытых источников

киноактриса и артистка Московского театра оперетты Зоя Белая,

Зоя Белая. Фото из открытых источников

артист Московского театра оперетты Аскольд Беседин,

Аскольд Беседин. Фото из открытых источников

И все они – известные голоса страны.

Как можно догадаться, репертуар состоял полностью из произведений Хренникова. Под аккомпанемент композитора артисты столичных театров исполнили отрывки из опер «В бурю», «Мать».

 Чтобы описать реакцию зрителей, вернёмся опять к материалу  газеты.

«Все музыкальные произведения Хренникова в их исполнении буквально покорили участников собрания. Великолепные мастера, они передавали такие дивные оттенки человеческих переживаний, широту и богатство своих талантов, что зрители боялись шелохнуться, чтобы не спугнуть этого очарования. А творец всех этих произведений играл на рояле вдохновенно. Это уже был не композитор, а замечательный артист, живущий жизнью своих героев».

Тихон Хренников за роялем на сцене ДК “Коминтерна” в Клинцах. Фото из газеты “Труд”, 1962 год

16 мая 1963 года в Москве состоялось первое исполнение оперетты Хренникова «Сто чертей и одна девушка». Затем следовал показ в Одессе, Свердловске.  В Новосибирске премьера  была 18 марта 1964 года на сцене Новосибирского театра музыкальной комедии. В Ленинграде –  30 декабря 1964 года. Спектакль увидели театры Баку, Ярославля, Красноярска. Однако мало кто знает, что в Клинцах, на сцене ДК фабрики им. Коминтерна  одними из первых услышали фрагменты этой оперетты.

  Осенний ноктюрн из оперетты ” Сто чертей и одна девушка” в исполнении Майи Кристалинской

 Этот факт подтверждает всё та же статья в мартовском номере местного «Труда» за 1962год.

«Композитор предложил на суд клинчан фрагмент из своей новой, ещё нигде не поставленной оперетты «Сто чертей и одна девушка» в исполнении артистов Зои Белой и Аскольда Беседина (в газете ошибочно указана фамилия Весенин – прим. автора)».   

 Видимо, отношение  Хренникова к музыкальному выступлению в  провинциальных Клинцах было не менее серьёзным, чем к самой предвыборной компании.

Прощаясь с клинчанами, Тихон Николаевич, как и полагалось будущему народному избраннику, пообещал, что «не пожалеет сил, чтобы оправдать высокую честь, которой удостоили его трудящиеся Брянщины».

© Павел Чирков

error: Content is protected !!