Ровно год назад вышла первая заметка “Хроноскопа”, а затем статья про первый клинцовский автобус. Именно в тот день я, Павел Чирков и Михаил Воронков, полные оптимизма и планов, сели в “автобус” и отправились в удивительное путешествие, в прошлое нашего города. Выбранный нами путь не обещал быть простым, но с самого начала нас поддержали друзья. Они и стали первыми читателями проекта. Андрей Бондаренко, Алина Коленченко, Дмитрий Лейн, Ольга Ёгидэ…
Юрий Жигалов взял у нас интервью и рассказал о проекте на страницах газеты “Ваше дело”, Владимир Шик стал нашим информационным партнером и всеми силами способствует продвижению нашего проекта. Спасибо вам, ребята! Постепенно о “Хроноскопе” узнавали все больше и больше жителей Клинцов и тех, кто давно уехал, но с удовольствием интересуется историей родного города, края. Россия, Израиль, Германия, США, Канада. География наших читателей постоянно расширяется, что подтверждает статистика нашего сайта.
Путешествие продолжалось. Прильнув к окнам, мы вглядывались в горизонт. За каждым поворотом нас ждала новая, неизвестная история, которую мы спешили рассказать нашим читателям. Автобус набирал обороты. В какой-то момент мы стали понимать, что наш город уже наверно и не надеялся, что его богатую историю так основательно начнут ворошить. Казалось, что уже все написано, все сказано, но как же много еще наш город готов поведать о себе…
Небольшой поначалу коллектив авторов начинал расти. Места в просторном салоне нашего автобуса хватает всем, кому интересна и дорога история. Александр Дудников (Москва), Ромуальд Игоревич Перекрестов (Москва), Ольга Клетная (Клинцы), Елена Мацепуро (Клинцы), Наталья Тахтамышева (Москва), Андрей Шутов (Москва), Максим Мельцин (Санкт-Петербург). “Хроноскоп” стал площадкой не только для известных краеведов и историков, но и подтолкнул некоторых взяться за перо, попробовать себя в роли автора проекта, написать свою историю.
Весь год наш автобус делал частые остановки в архивах, музеях, библиотеках. В нашей работы никак не обойтись без помощи профессиональных исследователей. И мы выражаем огромную благодарность за помощь руководителю Клинцовского краеведческого музея Любови Анатольевне Полыновской и всему коллективу музея, начальнику Клинцовского архива Валерию Георгиевичу Алексееву, кравеведческой библиотеке им. Анатолия Землянского, исследователям Кириллу Гришину, Александру Городкову, Валерию Зорину, клинцовскому краеведу Юрию Тигунцеву, Андрею Харченко, кандидату исторических наук, декану исторического факультета Курского университета, Ирине Коноревой, кандидату исторических наук из Пермского университета Вере Устюговой, сербским историкам Алексею Арсеньеву, Милане Живанович, Ирине Антанасиевич.
Для многих наших изысканий были очень важны воспоминания свидетелей тех или иных событий. Эмоции, впечатления, тонкости всегда делают сухое изложение фактов живым, интересным рассказом. Много повидавшие в своей жизни люди с удовольствием делились и делятся с нами своими воспоминаниями, документами, удивительными фотографиями. Они стали нашими единомышленниками и помощниками, попутчиками в нашем увлекательном путешествии. Михаил Петрович Воронков, Георгий Леонидович Жигалов, Анатолий Лазаревич и Нина Моисеевна Гинзбург, Григорий Максимович Рылов, Ольга Владимировна Волошина, Владимир Викторович Беляев, Николай Федорович Андрюшин, Виктор Михайлович Пугачев …Здоровья вам и долгих лет жизни.
Впереди нас ждут новые исследования, новые статьи по истории Клинцов, Новозыбкова и нашего края, а пока, нам показалось, что это будет символично, если спустя год, мы вновь вернемся к теме клинцовских автобусов…
Листая пожелтевшие страницы “Клинцовской газеты”, мы увидели небольшую заметку “Встреча раненых” за 27 октября 1915 год. С немецкого фронта в Клинцы прибыла партия тяжелораненых. “В.А. Федотов лично руководил этим делом, как добрый гостеприимный хозяин, лично сопровождая наполненный ранеными автобус. Этот великолепный автобус был любезно предоставлен для этой цели Барышниковыми“. Интересно, подумали мы, а зачем Барышниковым понадобился автобус? Вряд ли фабриканты купили его, чтобы собирать рабочих или развозить их по домам после смены. Были предположения, что автобус куплен Барышниковыми для коммерческих целей, но никаких доказательств этому у нас не было. Спустя какое-то время, мы опять встретили упоминания об этом автобусе. На этот раз в “Отчете о деятельности думского комитета за 1915 год”.
“В деле перевозки раненых с вокзала ж.д. в госпиталь большую помощь Комитету продолжали оказывать: Ольга Владимировна Барышникова, предоставляя в распоряжение Комитета автомобиль и 14-ти местный автобус…”. Ясность в наши догадки внес специалист по истории Клинцов Ромуальд Игоревич Перекрестов. Как оказалось, в архиве Черниговской области сохранилось «Дело о разрешении доверенному Барышникова Маркерту открытия автомобильного движения между г. Суражом и п. Клинцами 28.8.1914 – 11.1.1916 г.». Переговоры с губернским начальством по этому предложению продолжались длительное время и закончились безрезультатно. Было совершено несколько пробных рейсов, но до регулярного сообщения между Суражом и Клинцами дело так и не дошло. В итоге, автобусу нашлось другое, благородное применение – перевозка раненых. Как выглядел первый автобус в Клинцах – нам доподлинно не известно, но, основываясь на материале Павла Чиркова об автомобиле Барышниковых, можно предположить, что это был автобус немецкой марки NAG.
Регулярные автобусные перевозки в Клинцах начались лишь в 50-е годы. Об одном из первых автобусов ЗИС-155 мы и рассказали в нашей первой статье. Этот массовый автобус был знаменит и “засветился” не в одном фильме того времени.
Однако, на улицах Клинцов, тогда курсировали не только ЗИСы, но и другие, без преувеличения уникальные автобусы, которые претендуют на роль первых в нашем городе. Стоило немалых усилий и поисков, чтобы опознать этого красавца, настолько он оказался редким. Знакомьтесь, РАФ-251. Да, да известные многим РАФики-микроавтобусы советских времен – это прямые потомки этой машины.
Эта машина была разработана на Рижском автобусном заводе и запущена в серийное производство в 1955 году. Всего же было выпущено около 1500 единиц этой техники. На фото выше мы видим автобус с броской, отличительной чертой – закрытыми колесными арками. Как оказалось, это экспериментальная, первая модель РАФ. Этих стиляг было выпущено совсем немного и каким -то образом один из этих автобусов попал к нам, в Клинцы.
Помимо привлекательного внешнего вида, автобус имел еще одну “фишку” – радиоприемник “Москвич” с динамиком, встроенным в перегородку между водителем и салоном. Поэтому клинчане могли перемещаться по городу с музыкой. РАФ-251 был рассчитан на короткие расстояния, имел 28 мест и прожорливый по нашим меркам мотор – 30 литров на 100км.
Спустя несколько лет автобус был немного модернизирован. Убрали пижонские элементы с колесных арок, удешевили и в целом производство этих машин. Однако, свою привлекательность рижские автобусы не утратили и вместе с “грамофонами” ЗИС-155 еще долго служили клинчанам.
© Вячеслав Федоров
Благодарим коллектив Клинцовского краеведческого музея за помощь в подготовке материала