“Хроноскоп” не раз уже рассказывал о выдающихся уроженцах Клинцов. В сегодняшней нашей статье мы расскажем о удивительном человеке, родившимся в нашем городе и проведшем в Клинцах детство и юность и уехавшем в столицы (сначала в Москву, а затем в Ленинград) за исполнением мечты. Попав еще школьником в гастролирующий в 1927 году в Клинцах столичный театр, он влюбился в него, и как показала дальнейшая история, влюбился на всю оставшуюся жизнь. Пройдя вместе со страной невзгоды военного времени, через много лет, он воплотил в жизнь свою мечту – он придумал и реализовал нечто невиданное в нашей суровой и непраздничной стране – ленинградский Мюзик-Холл.
Формально, это было возобновление деятельности музыкального театра под старым названием, так как с 1928 по 1937 год в Ленинграде уже был Мюзик-Холл, музыкальным руководителем которого был И.Дунаевский и коллективом которого было подготовлено несколько эстрадно-песенных программ, в которых выступали легендарные певцы-солисты Л.Утесов и К.Шульженко. С Мюзик-Холлом сотрудничал даже Д.Шостакович. Это был расцвет не долгого века довоенного советского джаза. В 1937 году Московский и Ленинградский мюзик-Холлы были закрыты как носители буржуазного искусства.
Илья Яковлевич Рахлин воссоздал этот легендарный театр под старым названием, но по сути это был абсолютно новый театр с совершенно новой концепцией «Театра радости». Именно И.Я. Рахлин – автор идей и создатель всех спектаклей Мюзик-Холла. Каждый новый спектакль возрожденного Мюзик-Холла – это совершенно оригинальное произведение, в котором использованы хореография, вокал, оригинальные номера самого высокого класса и всё это – единый и ни на что не похожий сплав искусств, созданный с высоким профессионализмом, оригинальным образным решением в сочетании великолепных красок, костюмов, декораций и световых решений. Каждая постановка – это яркое красочное зрелище, утверждающее вновь и вновь неисчерпаемое жизнелюбие, и молодость. С полным правом можно сказать, что Эстрадный театр – как жанр – создал Илья Яковлевич Рахлин. Он называл Мюзик-Холл театром всех жанров, которые объединяются в музыкальном спектакле на сюжетной основе.
Вскоре после открытия Мюзик-Холла при театре была создана студия, выпустившая не одно поколение эстрадных исполнителей. Достаточно вспомнить, что из труппы и студии Мюзик–Холла вышли Сергей Захаров и Филипп Киркоров, Татьяна Буланова и Марина Капуро. С коллективом театра в разные годы выступали Муслим Магомаев, Эдита Пьеха, Иосиф Кобзон, Бен Бенцианов, Альберт Асадуллин, Вячеслав Полунин, Сергей Рогожин, Юрий Гальцев, Геннадий Ветров, бит-квартет «Секрет» и другие известные исполнители.
В период с 1967 года было создано свыше 30 программ – «Нет тебя прекрасней», «Вологодские кружевницы», «Миллион новобрачных», «От всего сердца», «Балтийский ветер», «Всегда со мной», «Новоселье» и другие. Во всех этих спектаклях Илья Яковлевич Рахлин выступал в качестве автора идеи, сценариста, режиссера–постановщика.
И.Рахлин получил звание народного артиста РСФСР, объехал с Мюзик-Холлом не только СССР, но и весь мир – театр гастролировал в десятках зарубежных стран, включая США, Японию, Австралию, часто был в Европе. Но при этом он никогда не забывал своей малой родины – город Клинцы. Если его театр гастролировал относительно недалеко от Клинцов (например, в Киеве), то он находил возможность и на машине приезжал в свой город детства и юности, который очень любил, и в котором у него было довольно много родственников. Мы нашли замечательные воспоминания Ильи Яковлевича о Клинцах 1920-х- 30-х годов полные любви и теплоты. Прочитав их, мы поняли, что у него был еще один талант – талант замечательного рассказчика, которого просто интересно читать. Эти воспоминания мы опубликуем в конце нашей статьи, а сейчас расскажем о нем и его жизненном и творческом пути.
Биография И.Я.Рахлина
Закончив институт театральных искусств в 1939 году, он поступил в Ленинградский драматический театр, где за талантливое исполнение ведущих ролей ему была присвоена первая актерская категория.
С первых дней войны молодой артист И.Я. Рахлин в рядах добровольных защитников Родины. Ни Великая Отечественная война, ни контузия и госпиталь не помешали ему продолжить творческую работу. После контузии и госпиталя – капитан флота И.Я. Рахлин руководит театром Тихоокеанского флота и выступает в качестве ведущего артиста. Демобилизовавшись из армии в 1946 году, он поступил в Ленинградский театр драмы и комедии, позже в Новом театре и затем в Республиканском русском драматическом театре Эстонии работает артистом высшей категории. С 1950 года – на ленинградской эстраде, сначала артист, а затем художественный руководитель ансамбля Комедии, главный режиссёр массовых представлений, С I960 года – И.Я. Рахлин назначен главным режиссёром Бюро пропаганды советского киноискусства, в 1962 – главный режиссёр массовых представлений Всероссийского гастрольно-концертного объединения, в 1963 – директор и художественный руководитель Театра массовых представлений в Москве.
В 1965 году И.Я. Рахлин создает в Ленконцерте Мюзик-Холл и с 1966 года он художественный руководитель, а с 1995 года и административный руководитель Санкт-Петербургского государственного театра “Мюзик-Холл”. Понимая всю важность кадров для Мюзик-Холла, т.к. ни одно учебное заведение таких кадров не готовило, И.Я. Рахлин создает в 1976 году школу-студию при Мюзик-Холле и на протяжении 20 лет является бессменным художественным руководителем и педагогом этой школы-студии, из стен которой вышли многие известные ныне артисты, среди них немало народных и заслуженных. Большинство артистов Мюзик-Холла в настоящее время – это тоже выпускники этой школы.
Вот что сам Илья Яковлевич написал о главном деле своей жизни:
«Идея создания Мюзик-Холла вызревала несколько лет. Понадобилось много сил, упорства, искусства убеждать, чтобы эта идея воплотилась в жизнь, но еще больше сил и энергии потребовалось, чтобы получить пригодное здание и полностью капитально его восстановить. Параллельно нужно было подбирать артистов, придумывать и ставить спектакли. Позже создал свою школу и сами готовим кадры для Мюзик-Холла. Работал сутками… Сегодня, оглядываясь назад, думаю: откуда брались эти силы, энергия, упорство… И понимаю, что движущей силой была цель – создать “ТЕАТР РАДОСТИ”, который всегда остаётся молодым; создать спектакли, которые впитают в себя всё богатство русского народного искусства, и каждый спектакль играть как премьеру!».
И.Я. Рахлин – первый организатор и постановщик массовых театрализованных представлений. Он поставил более 150 программ на площадках и стадионах городов нашей страны. Это праздники в Одессе, Москве, Севастополе, Минске, Ленинграде и других городах, посвященные юбилейным датам. Им осуществлена знаменитая феерия “150 лет Бородинскому сражению”. И.Я. Рахлин возглавил эстафету искусств “Ленинград – Тихий океан”. И.Я. Рахлин – организатор и постановщик Первого Международного кинофестиваля в Москве и первого Дня Кино. Им поставлены все торжественные программы в Ленинграде, посвященные 30-летию, 35-летию, 40-летию победы в ВОВ, к 50-ой годовщине – создан в Мюзик-Холле спектакль по оригинальному сценарию “Весна Победы”. И.Я. Рахлин – главный режиссёр праздника-феерии “290 лет Санкт-Петербургу”.
Являясь создателем и бессменным художественным руководителем Мюзик-Холла на протяжении более 30 лет, он поставил более 20 совершенно оригинальных программ (спектакли, ревю, шоу, мюзиклы).
Под руководством И.Я. Рахлина Санкт-Петербургский Мюзик-Холл снискал славу не только в России, но и во всём мире. Гастролируя во Франции, Италии, США, Японии, Греции, Мексике, Австралии, Германии и многих других странах, Мюзик-Холл получил по праву всеобщее признание.
Именно спектаклем Мюзик-Холла Санкт-Петербурга открывался сезон 1969 г. в знаменитом зале “Олимпия” в Париже. Санкт-Петербургский Мюзик-Холл открывал зал “Россия” в Москве и зал “Октябрьский” в Ленинграде. И.Я. Рахлин – постановщик известного спектакля “Вместе”, поставленного двумя труппами мюзик-Холлов Ленинграда и Берлина (Фридрихштадтпалас) в ознаменование 750-летия Берлина.
Заслуги И.Я. Рахлина в постановке массовых праздников к юбилейным датам городов отмечены присвоением званий Почетного гражданина гг. Севастополя и Брянска, заслуженного деятеля искусств Казахстана и Северной Осетии.
По итогам Санкт-Петербургского театрального сезона 1995-1996 гг. И.Я. Рахлин удостоен высшей театральной премии “Золотой софит”.
Воспоминания И.Я. Рахлина о Клинцах
«Мне суждено было появиться на свет в очаровательном провинциальном городке по имени Клинцы. Боюсь, большинству читателей название это мало что говорит, но, поверьте, мои родные места заслуживают того, чтобы сказать о них самые добрые слова.
В годы моего детства это был поистине райский уголок, буквально утопавший в яблоневых садах, окруженный великолепным сосновым бором. Лежит городок на Брянщине, а, значит, от него рукой подать и до Украины, и до Белоруссии. Вот и хлебнули горя Клинцы ив военную пору, когда город оказался под фашистским сапогом, и сорок пять лет спустя, когда его опоганило смрадное дыхание чернобыльской заразы…
Но вернемся на семьдесят лет назад. Ведь именно тогда, 10 октября 1922 года, родился автор этих строк. Родился, повторяю, в городке, примечательном во многих отношениях. Ну, во-первых, при всего-то четырех-пяти десятках тысяч населения в Клинцах работало несколько – пусть небольших, зато своих – промышленных предприятий. Тут была и отличная кожевенная фабрика, и текстильный комбинат, и даже металлический завод. Во-вторых, в ту пору город с добрым юмором называли «уголком Москвы», потому что немало столичных жителей ежегодно ездило сюда на отдых. В-третьих, в городке нашем – так уж испокон веку сложилось – бок о бок жили еврейские, русские, украинские семьи. Причем жили мирно и дружно, никому и в голову не приходило заострять внимание на национальной принадлежности соседей. Во всяком случае, я такого припомнить не могу, а вот интернациональная «закваска» осталась у меня навсегда
И, наконец, самое главное – в Клинцах был собственный, постоянно действующий театр! Если бы не это, кто знает, какая бы выпала мне судьба? Да разве одному мне?.. Ведь именно наш городок – и вправду «уголок Москвы»! – украсил оперную сцену Большого театра лирическим меццо-сопрано Марии Петровны Максаковой и подарил прославленным подмосткам Малого театра драматический талант Елены Митрофановны Шатровой.
Театр в Клинцах жил всегда интересно, насыщенно, его зрительный зал на 700 мест, что для провинциального городка, согласитесь, немало, – никогда не знал пустых кресел. С полной отдачей работала труппа, все время приглашались гастролеры. И какие!..
He могу не рассказать о том ошеломляющем потрясении, что испытал я, семилетний мальчишка с домашним именем Люсик, ничем, кроме лошадей, тогда не интересовавшийся, попав на ибсеновские «Привидения», где Освальда играл не кто-нибудь, а сам… Павел Николаевич Орленев. В театре я, в тот «роковой» для меня вечер, оказался не случайно – мой дядя, Павел Рахлин, был его директором; это он, собственно говоря, и устроил в Клинцах гастроль Орленева.
Так вот, после того как я услышал из уст великого артиста финальную реплику Освальда: «Мама, дай мне солнце», со мной, по-видимому, произошло что-то невероятное. Я… исчез. Меня двое суток искали, а нашли в саду возле театра. Не могу припомнить никаких подробностей, однако одно знаю твердо – именно с тех пор я вступил в свою настоящую, осознанную жизнь. И театр в этой жизни занял главенствующее место.
Очень скоро мне вдруг крупно повезло. Уже неизлечимо заболевший сценой, я в один прекрасный день стал… актером.
Тогдашний художественный руководитель театра Василий Васильевич Познанский пригласил первоклассника Рахлина сыграть роль мальчика в спектакле по пьесе Островского «Гроза». Это ли не было счастьем! И, что греха таить, я «с легкостью необыкновенной» быстро променял школу на театр. Однажды, удирая из школы в театр, я лихо перемахнул через вешалку с ученическими пальто и внезапно угодил в объятия самого директора школы, некоего Смоленского. Он схватил меня за ногу и тоном, не терпящим возражений, заявил: «Чтоб ноги твоей больше здесь не было!» Пришлось переходить в другую школу, однако этот эпизод моего отношения к сценическому искусству, разумеется, не изменил…
Где-то в конце 20-х – самом начале 30-х годов при городском театре был создан первый драматический кружок, и я, конечно же, в него записался. Руководили этим кружком Петр Федорович Демидов и его жена, замечательная актриса и редкостной души человек Елена Константиновна Северская. Внешне удивительно соответствующая своему амплуа героини, это была еще и по-настоящему интеллигентная женщина. Сказывались и традиции школы московского Малого театра, которую она окончила, и атмосфера семьи Саввы Ивановича Мамонтова – основателя знаменитой оперной антрепризы, куда Елена Константиновна входила на правах близкой подруги его жены. Для меня Северская навсегда осталась своего рода эталоном актрису пленяющей подвижническим отношением к Театру. Когда рядом зеленым юнцом, влюбленным в сцену, оказывается такой человек, это, конечно же, редкая удача!..
Вспомнился кружок и сразу же всплывают другие кадры киноленты памяти – лица людей искусства, чьи судьбы так или иначе связаны с моими Клинцами. Люди эти, пусть не столь знаменитые, как уже упоминавшиеся Максакова и Шатрова, всю жизнь честно, преданно служили своему делу, и уж хотя бы потому их имена не должны предаваться забвению. Вот они.
Евгений Беляев – народный артист СССР, когда-то ведущий солист-тенор в Краснознаменном ансамбле песни и пляски имени А. В. Александрова.
Павел Будяк — в свое время известный провинциальный трагик, заслуженный артист.
Михаил Киржиневич — тоже заслуженный артист, долгие годы игравший в Тбилиси на сцене Русского драматического театра имени А. С. Грибоедова.
Иосиф Слуцкер — одаренный балетмейстер, заслуженный деятель искусств, некогда работавший вместе с Игорем Моисеевым в его прославленном ансамбле.
Воспоминания о первых моих сценических впечатлениях, о театре и его людях так захлестнули меня, что даже пришлось ненадолго отложить разговор о самых дорогих и близких — об отце, маме, брате.
Родители мои – милые скромные люди. Папа с утра до вечера трудился на довольно ответственном посту заместителя директора техникума, он был, что называется, работягой. Я и родился-то в общежитии его техникума. А потом мы переехали в новенький, собственный дом, который отец, можно сказать, своими руками выстроил. Дом стоял на улице, гордо носившей в то время наименование Красной. Сейчас и улица иначе называется, и дом наш снесли… Грустно все это.
Так вот мама стала подлинной Хозяйкой Дома, именно в этом оказалось ее призвание, здесь в полной мере проявился ее незаурядный человеческий талант. Она бережно хранила тепло семейного очага, домашний уют и будто излучала душевную гармонию и доброту. Она, в полном смысле этого слова, была Красивым человеком. И, конечно же, к ней тянулись люди. В наш дом шли за советом, за помощью, потому что знали — мама для каждого найдет ободряющие слова, слова надежды. А скольким обязан ей я?
Когда мама поняла, что театром я увлечен всерьез, она стала сдавать самую удобную комнату в доме артистам, приезжающим в Клинцы на гастроли. Причем не просто предоставляла жилье, а еще и очень вкусно кормила (это она великолепно умела делать)! И, добрейшая душа! — непременно усаживала меня к артистическому столу.
Много чудесных актеров перебывало под нашей гостеприимной крышей. Особенно полюбился всей семье Георгий Августович Новицкий — блестящий опереточный «простак». Ныне в театрах оперетты «размываются» традиционные амплуа, и это вовсе не идет на пользу жанру. А в прежние времена «героиню», например, никак нельзя было спутать с «субреткой» или «комической старухой». Георгий Августович блистал на опереточных подмостках в амплуа «фрачного простака».
Я все еще не рассказал о едва ли не самом близком мне человеке. Так всегда, о том, кого особенно любишь, говорить нелегко. Я имею в виду своего младшего брата Борю, родившегося в нашем доме на Красной, с которым довелось вместе идти по жизни, быть рядом и в горе в радости. Сразу же после войны я позвал его, тогда совсем еще мальчика, к себе, и с тех времен мы уже не расставались.
В жизни каждого человека наступает момент, когда нужно принять, как говорят, судьбоносное решение. У меня такой час пробил лет в четырнадцать. Все, – решил я, – пора действовать, ведь каждая минута промедления отдаляет меня от служения Театру.
И я уехал из родных Клинцов. На прощанье отец, вовсе не одобрявший мою тягу к сцене, откровенно сказал: «Сынок, если ты станешь учиться на врача или юриста, я обязательно буду тебе помогать. Но если ты пойдешь в Театральный — помощи не жди». Я ему тоже прямо ответил: «Ни в какой другой институт, кроме театрального, ни за что не пойду!» С тем и отбыл в Москву. Правда, на второй месяц моей учебы отец стал присылать деньги.» (Из книги И.Я.Рахлина «Всегда со мной», 1993г.).
Хотелось бы добавить, что И.Рахлин очевидно обладал еще одним важным качеством – продюсерским талантом. В СССР и слова такого не было, но руководитель любого крупного театра по умолчанию должен был быть и продюсером.
Помимо того, что надо было придумать оригинальную идею для нового спектакля или мюзикла, Рахлину прежде всего было необходимо найти самые главные музыкальные ресурсы – композиторские, исполнительские и хореографические. Он смог добиться того, что с театром работали ведущие ленинградские композиторы, хореографы и балетмейстеры. Когда возникла проблема отсутствия необходимого количества певцов и танцоров, Рахлин создает школу-студию при Мюзик-Холле, которая несколько десятилетий выпускает специально подготовленных танцоров и певцов.
Кроме того, все спектакли были шикарно оформлены, у артистов были умопомрачительные по тем временах костюмы. Всё это было совершенно не свойственно советской сцене 1960-х-70-х годов, а скорее напоминало бродвейские постановки или парижские кабаре. Даже удивительно, что ленинградскому Мюзик-Холлу все это было позволено и что его не закрыли, как советский джаз в 1937 году. Несомненно, в этом большая заслуга И.Я. Рахлина, который смог поднять статус Мюзик-Холла на самый высокий уровень.
В завершении статьи нам бы хотелось опубликовать воспоминания о И.Я. Рахлине человека далекого от искусства, врача-оториноларинголога, профессора, д.м.н., Александра Леонидовича Левина (1991 год):
«Илья Яковлевич Рахлин, с которым я впервые встретился в послевоенные года в Таллине, где он играл в театре Балтфлота, был стройным горластым и красивым юношей. Особенно хорош он был в шиллеровской «Коварство и любовь», где исполнял роль Фердинанда. Зычный голос, красивый тембр, обаятельная внешность – всё это способствовало неизменному успеху спектакля.
Прошли годы. Рахлин сменил Таллин на Москву, где стал главным режиссёром массовых зрелищных мероприятий, сыскав на этом поприще признание не только как организатора оригинальных представлений на многолюдных стадионах, но и опытного администратора.
Затем последовал переезд в Ленинград. Сначала руководство и участие в небольшом гастрольном театре, и, наконец, главная цель жизни – создание Ленинградского мюзик-Холла.
Это было время, когда само упоминание таких слов, как «джаз», «шоу» вызывало неадекватную реакцию. Нужно было говорить: «музыкальный коллектив», «эстрадное представление». А здесь – «Мюзик-Холл», да ещё громко, на весь город, на страну!
Я присутствовал при истоках рождения этого ныне прославленного коллектива. Вслед за ленинградским, с лёгкой руки Рахлина, как «грибы», стали расти подобные театры в разных городах страны. Но, пройдя все трудности, выжил и выстоял только ленинградский. И в этом несомненная заслуга И.Я. Помню, как на «голом месте», не имея ни помещения, ни достаточных материальных средств, располагая только благосклонным отношением Ленсовета, И.Я. вместе с единомышленниками, горевшими его идеями, директором Л. Сарочаном и его помощником В. Пашковым, собирали по стране будущих известных солисток и солистов.
Первая программа «Нет тебя прекрасней!» в постановке которой принимал деятельное участие выдающийся балетмейстер М. Годенко, превзошла все ожидания. Действие отличалось великолепными танцами, интересным оформлением художника С. Каплана и мелодичной музыкой Г. Портнова. Программа имела грандиозный успех. Коллектив «проснулся» знаменитым. Последовали новые постановки, гастроли по стане и за рубежом. Иностранная пресса отмечала успех: «русские красавицы», «советские секс-бомбы», «великолепный герлс» и т.д.
Имея теперь один из самых больших залов города, расположенный в перестроенном помещении бывшего кинотеатра «Великан», Рахлин за последние годы поставил спектакли: «Колокола», «Америка, Америка», «Нам -25». Он творчески неугомонен. Очень упорен в своих поисках и всегда знает, чего хочет добиться. Результат не всегда оправдывает ожидания, нередко актёры не могут найти с ним общий язык, но его цель оправдывает его средства. Его уверенность поддерживается тем, что Мюзик-Холл сегодня один в стране, и он должен жить и совершенствоваться, не меняя стиля и направления.
Рахлин – не ординарный человек: в быту – это гостеприимный, радушный и заботливый хозяин, на работе – требовательный, подчас «взрывающийся», и тогда не стесняющийся в выражениях и не обращающий на многое внимание, руководитель «звёздного» коллектива, называющего его «папа».
В нём действительно развито «отцовское» отношение к своему театру. Он знает всё о каждом актёре, в курсе их житейских проблем, постоянно следит за тем, чтобы кто-то не потерял формы, не изменил определённого цвета волос. Он вникает в каждую мелочь быта и работы. В то же время готов упорно и бескомпромиссно бороться за интересы театра и любого члена коллектива….
Все, кто любит этот вид искусства, должны с благодарностью помнить, что возродил, развил и продолжает совершенствовать его Илья Яковлевич Рахлин».
© Михаил Воронков