Для связи с проектом

15 января, 2025

Клинчанка София Жозеффи. Звезда первого советского блокбастера

Сто лет назад, в 1923 году на экраны страны вышел первый советский фильм, который можно с полным основанием назвать современным словом «блокбастер», то есть фильм-событие, имевший колоссальный кассовый успех у зрителей. Речь о фильме «Красные дьяволята».

Афиша фильма. Иллюстрация из открытых источников

В 1922 году в России завершилась Гражданская война, однако не на экране. Бескрайние украинские степи и среднеазиатские пустыни, где все эти четыре года полыхала война, на долгие годы превратились для отечественных кинематографистов в аналог Дикого Запада, в те места, где теперь разворачивались действия многочисленных истернов (отечественных вестернов).

Причем первый киношедевр этого жанра, фильм «Красные дьяволята», ставший классикой отечественного кинематографа, появился на свет спустя всего лишь год после Гражданской войны. Фильм был снят грузинским режиссером Иваном Перестиани.

Клинцовская кинозвезда София Жозеффи

Открытка София Жозеффи, 1928 год. Из открытых источников

Главную женскую роль Дуняши в фильме сыграла уроженка посада Клинцы София Жозеффи. Каким же образом клинчанка София Липкина (это настоящая фамилия актрисы) попала на съемки фильма? Дело в том, что жанр фильма подразумевал огромное количество трюков, погонь, перестрелок, езды на лошадях и для этого нужны были специально подготовленные люди – каскадеры. Но в те годы каскадеров в отечественном кино вообще не существовало и все трюки актеры исполняли сами. Поэтому режиссер решил проблему очень просто: на три главные роли он пригласил не профессиональных актеров, а превосходных трюкачей – речь идет о цирковых артистах.

София – представительница цирковой династии Жозеффи. Уже с трёх лет она стала выступать на манеже цирка: была акробаткой, великолепной наездницей и канатоходкой. Все эти умения пригодились ей на съёмках «Красных дьяволят». Особенно запоминались зрителям выполненные Софией трюки на крыше мчащегося поезда.

Глава семейства Лев Исаакович Липкин (1872-1962) с восьми лет работал в цирке. Он рано понял, что его призвание — цирк, взял псевдоним «Жозеффи» и гастролировал по России. С силовыми акробатическими номерами Липкин ещё подростком выступал в знаменитом тогда Цирке Беллини. Циркачкой была и его жена Лили, родившая ему четверых детей: ставшую наездницей Анну (1895-?), эквилибристку на проволоке Фаину (1897-1947), силовую акробатку Софию (1906-1982) и гимнаста Семена (1910-1942). Супруга Льва Жозеффи – Лили родилась в посаде Клинцы Суражского уезда Черниговской губернии. Из всех детей Жозеффи-Липкиных именно София родилась здесь, на родине матери. Она-то, рождённая в Клинцах София, и принесла настоящую славу цирковому семейству.

Жили они в Тифлисе, столице Грузии. Именно на арене тифлисского цирка появилась на арене и трехлетняя София. Она ходила по проволоке, участвовала в жонглерских композициях, акробатических пирамидах, клоунаде.

Но давайте обо всем по порядку.

Книга «Красные дьяволята»

Обложка книги П.Бляхина “Красные дьяволята”

В начале на свет появилась книга под тем же названием, написанная Павлом Бляхиным. В 1920 году 34-летний Бляхин занимал пост председателя губревкома в районе Екатеринославля, то есть в тех самых краях, где орудовала армия батьки Нестора Махно. В 1921 году Бляхина перебросили в Кострому, а затем оттуда направили на партийную работу в Баку. Дорога заняла чуть ли не месяц и, чтобы скоротать время, Бляхин ударился в литературное творчество – стал писать приключенческую повесть для своего несовершеннолетнего сына, который ехал с ним в той же теплушке. Повесть писалась с утра до вечера огрызком карандаша на обрывках оберточной бумаги и тут же зачитывалась сыну. Сюжет книги был типично вестерновый, только с оглядкой на российскую действительность. В небольшом поселке у станции живут с отцом-железнодорожником двое смышленых подростков: Миша и Дуняша. Но в безмятежную жизнь тихого семейства внезапно врывается гражданская война. На поселок нападает отряд батьки Махно и учиняет массовый погром. Во время него погибает от вражеской пули отец подростков. Затаив на махновцев кровную обиду, дети решают пробиваться в Конармию Семена Буденного, чтобы в ее рядах мстить убийцам за смерть родителя. По дороге к ним прибивается еще один паренек – китайчонок. Добравшись до Буденного и вступив в его армию, “красные дьяволята” становятся разведчиками и проникают в штаб самого батьки Махно.

Поиск актеров на главные роли

Режиссер Иван Перестиани. Фото из открытых источников

В начале следующего года Бляхин приехал в Тбилиси с целью найти человека для экранизации своего произведения. Ему посоветовали показать книгу режиссеру Ивану Перестиани. Бляхин пришел к нему домой и вручил книгу: дескать, прочитайте. Тот взял ее без особого энтузиазма, но, едва стал читать, как тут же ушел в чтение, что называется, с головой. Написанное ему так понравилось, что он прочитал повесть два раза. Затем объявил Бляхину, что обязательно будет снимать по ней фильм. С этим он отправился к директору Тбилисской киностудии Госкинпром Амо Бек-Назарову. Однако тот быстро остудил его пыл. Он сказал, что книга, может быть, хорошая, однако, чтобы снять по ней фильм, нужны значительные материальные и технические силы, которых на студии, увы, нет. Но Перестиани и не думал сдаваться. Он предложил обратиться за помощью к Закавказскому крайкому комсомола: мол, тот не посмеет проигнорировать просьбу спонсировать фильм про героические подвиги “дьяволят”.

Открытка София Жозеффи, 1925 год. Из открытых источников

Ответ от комсомольцев еще не пришел, а Перестиани уже во всю стал думать над тем, кого пригласить на роли “дьяволят”. Ни один из тех актеров, кого режиссер снимал прежде, на эти роли не подходил – все они были староваты для роли подростков. Разрешить эту проблему помог случай. Однажды Перестиани с женой отправился в цирк. В тот вечер на его арене выступали артисты, среди которых наибольшей популярностью пользовались: клоун Паша Есиковский по прозвищу Пач-Пач, выступавший в паре с французом Лепомом, проволочные эквилибристки сестры Жозеффи, негритянский боксер Кадар Бен-Салим по прозвищу Том Джексон. Когда в антракте режиссер с женой вышли в фойе, женщина внезапно сказала:

   – София Жозеффи могла бы выполнить все трюки за девочку, что в повести. Верно?

   Перестиани эту идею не поддержал, более того – отмахнулся от супруги: мол, молчи женщина, не говори глупости! Но после представления, когда они шли пешком домой, настырная жена вновь подняла этот вопрос и между супругами завязалась жаркая дискуссия. В итоге в какой-то момент доводы жены перестали казаться Перестиани глупыми, а когда они пришли домой, он и вовсе их поддержал.

   Утром следующего дня, едва проснувшись, режиссер вызвал к себе своего помощника и попросил немедленно доставить к нему Есиковского и Софию Жозеффи. Через час этот приказ был выполнен. Согласно рассказу самого режиссера, когда Перестиани выложил перед циркачами свою идею, те сильно удивились. Но финансовые условия, которые предложила циркачам дирекция киностудии, вполне их устроили, и они дали свое согласие сниматься в картине.

Плакат Госкинпрома Грузии. Фото из открытых источников

Заминка вышла с исполнителем роли китайчонка – такого в Тифлисе, да и во всем Закавказье отыскать так и не удалось. Тогда Есиковский предложил заменить его негритенком и привел в съемочную группу бывшего сенегальского стрелка, солдата французской армии, оставшегося в России после ухода войск Антанты, а ныне боксера Кадар Бен-Салима.

«Глянец» образца 1927 года

Журнал о С. Жозеффи. Библиотека НРБ

Позволим себе в этом месте рассказать альтернативную версию знакомства режиссера с исполнительницей главной роли. В сети интернет мы нашли небольшую книгу автора Н.Шебуева с названием «София Жозеффи» изданную в 1927 году. В этой небольшой книжице (17 страниц с рекламой, броскими подзаголовками и большим количеством огромных фотографий актрисы) рассказана романтизированная биография звезды кино. Можно сказать, что это издание – предок современных глянцевых журналов, в которых рассказывают о звездах поп-музыки и кино. Например, в этом издании так рассказана история знакомства режиссера и актрисы:

«Подбирая исполнителей для «Красных дьяволят», Перестиани попал в Тифлисе в цирк. На проволоке танцевала, порхала, кувыркалась в воздухе, сверкала двойным сальто-мортале задорная, бесстрашная, грациозная девочка лет 12-13 на вид. Она заражала зрительный зал молодостью и радостью, и цирк дрожал от рукоплесканий.

Перестиани вскочил с места: «Нашел, нашел!»

Он понял, что перед ним артистка самых неограниченных возможностей. Судьба Жозеффи была решена. Оказалось, ей не 14, а почти 17 лет. Оказалась, что она дочь циркового артиста Жозеффи-Липкина. Оказалась, что она уже 14 лет выступает на арене (с 3 лет!) и уже десять лет, как является подлинной любимицей публики провинциальных цирков.

Оказалось, что она в совершенстве владеет своим гибким, крепким и упругим, как стальная пружина, телом, которое на вид производит впечатление необычайной хрупкости и детскости. О такой натурщице и мечтал Перестиани.

Об участии в кино юная циркачка никогда раньше и не думала, но с молодою, здоровою радостью ухватилась за предложение режиссера. Почему не рискнуть? Вся жизнь ее, начиная с 3-летнего возраста, сплошной риск».

Съемки фильма

Первая съемка состоялась 27 февраля 1923 года. В тот день было снято 92 полезных метра пленки. В конце марта съемочная группа перебазировалась в Батуми. Правда, там в течение недели пришлось ждать хорошей погоды и съемки удалось начать только в апреле. Потом в съемках вновь наступила недельная пауза. На этот раз из-за несчастного случая, произошедшего с исполнительницей роли Дуняши Софией Жозеффи. Снимался эпизод, когда ее героиня спускалась на руках по проволоке, натянутой через глубокий овраг. “Дьяволятам” было, конечно, легче – все они были циркачами, людьми тренированными. Но, как видим, даже их профессионализм не спасал порой от травматизма.

Кадр из фильма “Красные дьяволята”

После съемок в Батуми съемочная группа вернулась в Тбилиси, где были отсняты павильоны. Окончательно работа над двухсерийным фильмом завершилась в августе. Потом был первый просмотр, на который явилось все партийное руководство Закавказья во главе с его руководителем Серго Орджоникидзе. Увиденное произвело на них сильное впечатление – они дали “добро” на выпуск картины в прокат.

События, показанные в фильме достаточно близки к оригиналу-книге и относились к периоду недавно закончившейся Гражданской войны и происходили на Украине (Екатеринославщина) на фоне боевых действий Первой Конной армии Будённого против отрядов Махно.

Феноменальный успех фильма

Кадр из фильма “Красные дьяволята”

Прокатная судьба ленты сложилась великолепно. Зрители буквально штурмовали кинотеатры, чтобы увидеть фильм, который сама “Правда” назвала “лучшей советской картиной”. Не менее восторженно отзывались о “Красных дьяволятах” и другие издания. Так “Киногазета” в номере от 27 ноября писала: “Этот фильм – чудо советской кинематографии. Чудо, которого не ждал никто. Ибо картина совершенна не только с точки зрения кинематографического искусства, но и вполне созвучна пролетарской революции”. Пресса также отмечала, что фильм нанес удар зарубежному приключенческому кино: мол, “в свете подвигов, совершенных “дьяволятами”, померкла “романтика” похождений героев Гарри Пиля и ему подобных”.

Знакомые интонации, не так ли? Даже сто лет назад отечественный кинематограф уже стремился дать «наш ответ Голливуду».

Продолжения и ремейк «Красных дьяволят»

 В течение 1926 года Перестиани снял сразу четыре фильма, продолжавших приключения “дьяволят”: “Савур-могила”, “Преступление княжны Ширванской”, “Наказание княжны Ширванской”, “Иллан-Дили” (“Змеиное жало”). Все четыре продолжения Перестиани с теми же главными актёрами снял за один год, но они оказались слабыми подобиями первой картины и вскоре были забыты публикой, предпочитающей пересмотреть очередной раз любимый фильм-оригинал.

Кадр из фильма “Савур-могила”, 1926 год

В 1966-71 годах к этому сюжету обратился режиссёр Эдмонд Кеосаян, который снял трилогию «Неуловимые мстители», в которой были следующие новшества: негр Том Джексон заменен на Яшку Цыгана, добавлен четвертый «мститель» – Валерка, Нестор Махно заменен на Гната Бурнаша, добавлен персонаж одессит Буба Касторский.

Инстинкт циркача

Жозеффи в фильме “Красные дьяволята”, 1923 год

Мы нашли яркие воспоминания о реальных съемка в кино Софии Жозеффи, которые оставил режиссер А.И Бек-Назаров. Он рассказывал, что инстинкт циркача неоднократно спасал Софию на съемках фильмов тех лет:

В ВОДОПАД!Вблизи Ново-Афонского монастыря есть водопад. София Жозеффи должна была над этим водопадом исполнить опасный трюк. Для «безопасности» к ней привязали веревку. Во время съемки веревка лопнула, и артистка полетела с десятисаженной высоты в воду. Инстинкт подсказал ей – она сделала сальто-мортале в воздухе и в воде стала на ноги. Даже не ушиблась, даже не испугалась. Она улыбнулась и послала товарищам воздушный поцелуй.

НА КОНЯ! Жозеффи должна была прыгнуть с моста на бежавшую под мостом лошадь. Высота моста – 4 сажени. Жители окрестностей проведали о таком невиданном зрелище. И раньше съемки Бек-Назарова собирали громадное количество любопытных, а в этот день зрителей собралось видимо-невидимо. Толпа шумела, гоготала, ждала зрелища с нескрываемым нетерпением, может быть, втайне надеясь даже на то, что артистка сломает шею.

Жозеффи рассчитала прыжок так, чтобы встать ногами на спину лошади. Однако, лошадь, в нужный момент, испугавшись криков толпы, шарахнулась в сторону. Жозеффи уже налету инстинктивно изменила характер прыжка, как-то особенно изогнулась и … невредимо стала на ноги. Мало того, она потребовала, чтобы трюк с лошадью был немедленно повторен.

Когда артистка появилась на мосту, восторженные крики толпы потрясли воздух. Лошадь, прекрасная цирковая лошадь, снова испугалась и Жозеффи, вторично спрыгнув с четырехсаженной высоты, встала на ноги. Только в четвертый раз трюк удался.

ЛУЧШИЙ ТРЮК. Лучший трюк Жозеффи не попал в картину по вине кинооператора. А как чисто он был проделан! Артистка перебралась по протянутой веревке с поезда на полном ходу на автомобиль тоже на полном ходу. Вися на руках, безо всяких приспособлений.

Кадр из фильма “Ханума”, 1926 год

После успеха фильма «Красные дьяволята» Софию Жозеффи стали приглашать и другие режиссёры. С 1923 по 1934 гг. она сыграла ещё в десяти фильмах студии «Госкинпром», из которых наиболее значимыми были «Легенда о Девичьей башне» и «Савур-могила».

Кадр из фильма Ханума 1926г. В начале 1930-х гг. София Липкина-Жозеффи вышла замуж за снимавшего её режиссёра Моисея Абрамовича Вахнянского (1899—1964), заслуженного деятеля искусств Грузинской ССР, режиссёра Тбилисского ТЮЗа. После распада СССР в 1992 году София Львовна эмигрировала в США вместе с дочкой. Умерла в 1997 году, похоронена в Хьюстоне, штат Техас.

© Михаил Воронков

error: Content is protected !!