Для связи с проектом

23 марта, 2025

Трамвайный транспорт. Очередная самоделка «Кулибиных» из Клинцов

Среди множества историй и баек города Клинцы есть  такие, в которые невозможно поверить. Причём невероятность этих фактов заключается не в мистике или каком-нибудь колдовстве.  Вот кто бы мог подумать, что 63 года назад в городе появился трамвайный транспорт? И здесь снова  не обошлось без местных умельцев. Бесспорным доказательством тому служит заметка и фотография в клинцовской газете «Труд» за 1958 год.

 Долгие годы на промышленных предприятиях города существовали свои котельные. Доставка топлива к ним отнимала много сил и рабочего времени, что в свою очередь тормозило производительность труда. Каждая организация в борьбе за высокие показатели, старалась по-своему решить этот вопрос. О том, как справились с этой задачей на фабрике им. Октябрьской революции, вкратце сообщает корреспондент газеты.

«Тяжёл был труд подвозчиков топлива на фабрике имени Октябрьской революции. Им приходилось вручную передвигать вагонетки с торфом. На помощь рабочим пришли рационализаторы. По предложению электрика Якубсона и начальника электроотдела Володина подвозка топлива была электрифицирована (по типу трамвая)».

Клинцовский «трамвай». Фото: Клинцовская газета «Труд»

Как видно на снимке, клинцовский «трамвайчик» совсем не похож на своих современных собратьев. Автор статьи даже называет его «электрифицированной вагонеткой». Но размеры первого экспериментального электрического трамвая Сименса тоже были не велики и вполне сравнимы с размерами нашего транспортного средства.   

Трамвай Сименса. Фото из открытых источников

Возможно клинцовские «Кулибины» позаимствовали идею у немецкого изобретателя. Косвенно это подтверждает и бугельный (от немецкого слова Bügel – дуга) токоприёмник (это та самая штанга, которая возвышается над трамваем)  на фабричной вагонетке. Точно такой же впервые разработал Вернер фон Сименс в конце 19 века. Эта конструкция в послевоенное время считалась уже архаичной и не удобной, но зато простой в изготовлении и эксплуатации.

С развитием производства по всей стране в 50е – 60е годы совершенствовалась и транспортная инфраструктура. В том числе такие изменения коснулись и небольших промышленных населённых пунктов. Тогда же открылись трамвайные линии в таких городах, как Усолье-Сибирское (Иркутская обл.), Осинки (Кемеровская обл.), Волчанск (Свердловская обл.). Причем последний даже внесён в Книгу рекордов Гиннеса России, как самый маленький город в стране с трамвайным движением. А трамвай Кисловодска в первое время, как и «электрифицированная вагонетка» в Клинцах, занимались только грузовыми перевозками. Изначально это был ведомственный транспорт, который выполнял задачи только местного производства, и лишь, спустя некоторое время, он стал общественным.

По аналогичной схеме вполне могла развиваться и трамвайная линия в Клинцах. Тем более предпосылки для этого были, и даже, как видим, существовал действующий образец электрического транспорта. Но почему-то идея не вышла за рамки фабрики и не получила соответствующего продолжения. Клинцовский трамвай так и остался атрибутом легендарных Нью-Васюков.

© Павел Чирков

error: Content is protected !!