Документы, архивы, артефакты, конечно же незаменимы при изучении истории. Но особую ценность имеют воспоминания людей. Они всегда наполнены удивительными деталями, подробностями, жизненными красками. Всем тем, чего не увидишь в официальных документах или отредактированной периодике интересующего времени. Специально для нашего проекта Елена Мацепуро записала воспоминания своего дедушки – Григория Максимовича Рылова 1929 года рождения. Они полны ярких, необыкновенно интересных моментов из жизни клинцовских детей, подростков и юношей до и послевоенного времени.
ИГРЫ
Чем же заполняли досуг тогдашние мальчишки помимо кино и лазания по чужим садам? Конечно же, как и все дети всех времен – играми. Играли в «Ярки-боярки», в «Попа», в футбол, в «ножички».
Игра в «Попа» похожа на «Городки». Ставишь «городок», пытаешься его разбить. Тот, кто водит, должен догнать того, кто разбил «городок». После погони, игра начинается сначала.
«Ярки-боярки». Смыл игры простой и увлекательный. Катишь мяч и пытаешься закатить его в ямочку. Кто остается с «незакатанным» мячом, становится к стенке и его этим мячом футболят куда попадут.
Игру в «ножички» наверняка знают все. Но в варианте моего дедушки проигравший должен был съесть комок земли, заботливо вырезанный ему друзьями все тем же ножичком.
« А чего стоил дворовый футбол в довоенном клинцовском детстве! Мяч у футболистов был самодельный. Сорванная на Пожне трава набивалась в женский чулок, все это закручивалось, обшивалось – вот это был мяч. Настоящий мяч был только у Евгения Беляева, но он им играть не давал. «Женьке тогда мать купила конструктор металлический, это была новинка. Она старалась ему доставать что-то хорошее ».
(Евгений Михайлович Беляев (1926-1994). Народный артист СССР. Солист ансабля песни и пляски Советской армии имени А.В. Александрова. Почетный гражданин города Клинцы. Прим. автора)
КИНО
« Еще во время моего детства в Клинцах уже был кинотеатр. Назывался он «РотФронт». Располагался он в здании по проспекту Ленина, знакомом среднему поколению, как кинотеатр «Юность».
« Первый раз я попал в этот кинотеатр в 1938 году. В те годы были популярны такие картины, как «Александр Пархоменко», «Александр Невский», «Кармелюк», «Котовский». Мальчишки собирались компанией и шли смотреть новый фильм. Билет на сеанс стоил 25 копеек. У каждого мальчишки были свои карманные деньги, мне их давал папа. Каждый новый фильм, выходящий на экраны, тут же посещался в компании друзей.
Помню, заходишь в кинотеатр – кассы, вход в вестибюль, слева эстрадная площадка. Все время играл джаз. Можно было и потанцевать.
Когда моя мама работала в буфете Ленинского клуба, я все время ходил туда смотреть кино. Как-то шла кинокартина «Чайка» и этот фильм я смотрел несколько раз подряд. По сюжету фильма командир подводной лодки любил девушку-летчицу. И когда во время военных действий немцы захотели потопить подлодку любимого человека, девушка с самолета разбомбила вражескую субмарину.
Вообще, в кино раньше ходили так: смотришь – афиша сменилась – пошли в кино. Каждую неделю менялась афиша и все шли на новый фильм. После войны эта традиция вернулась.
В войну и после нее еще один кинотеатр был в здании спортзала текстильного техникума. Бывало, билеты возьмем, только усядемся – кина не будет, света нет! Билеты остаются на завтра. А билеты брали так: пристройка там с окошечком стояла, народу тьма перед ней. У нас на улице был Юлик, пацан такой верткий. Так мы его за руки, за ноги бросаем наверх на головы очереди, он в окошко пробирается, берет билеты и вылезает довольный с билетами ».
Когда я с родными вернулся из эвакуации из Мелекеса, кинотеатр «РотФронт» стоял сгоревший. И только по возвращению из армии, я участвовал в восстановлении бывшего культурного центра города. После восстановления кинотеатр обрел новые стены и название «Октябрь».
Жизнь спортивная
До войны мой дедушка с друзьями постоянно катались на лыжах, коньках, играли в футбол, плавали в водоемах. Практически все из этого проходило прямо на улицах города.
«Валька Татаринова выкатывала сани большие, и мы гурьбой на эти сани. И с горки! На углу штаба булыжник был такой огромный. В этот булыжник – бух! – и все врассыпную». (В здании штаба сейчас располагается столовая завода поршневых колец – прим. автора).
«1 мая 1941 года (Международный день трудящихся – прим.) была праздничная демонстрация. Через город шли колонны рабочих разных предприятий, фабрик, заводов города. Колонны шли на стадион. Перед стадионом стояла трибуна, с нее депутат Верховного совета СССР Ксения Захаровна Шуршина приветствовала всех и колонны проходили на стадион. Все рассаживались по местам и начинались спортивные выступления. Вдруг, летит самолет, «кукурузник», над полем снижается и сбрасывает листовки поздравительные. Это было так изумительно!
А как отлично «Трудовые резервы» шли! Во-первых, форма у них была такая, голубая, а во-вторых, знамена, на высоких таких древках. Еще после войны эти древка были. И все ребята рослые такие, здоровые несли знамена красиво.
Еще на стадионе, помимо скульптур, чудом сохранившихся до наших дней, был бюст Сталина. Он стоял возле дома, в котором были раздевалки, директор там находился. У меня на фотографии есть.
А трибуны были какие! Южная трибуна была и как трибуна и к ней надстроен был балкон такой, где сверху все правительство сидело. И оркестр играл. В футбол играют – вальсок играет оркестр. Вообще, было колоссально. Буфеты кругом.
Бывало, со стадиона начинают идти, так, понимаешь, масса идет, масса народа. Так незаметно вроде на стадионе, а как начинают идти… Туда же идут, так собираются понемногу, а оттуда … И каждый выходной: футбол, волейбол, баскетбол, буфеты, соревнования. Вся жизнь вот так вот протекала. На тот момент мне было 12 лет.»
«Изначально стадион «Труд» назывался «Красный Шерстяник», потом «Красное Знамя», а потом уже «Труд». На входе на стадион ворота какие были, арка, колонны круглые, ворота, калитки и красиво так было. А уже, когда снесли наши фабричные, это было в 60-е года, и стадион назвали «Труд». Сделали металлические ворота. У стадиона история очень старая, я помню еще застал, велотрек был. Так часть велотрека уже была поросшая зеленым мхом, велосипедов не было, а трек остался.»
«В Пеньковом техникуме мама брала, она в буфете работала, коньки мне. У них каток во дворе был, где радиозавод этот. А я брал коньки, и мы с хлопцами на стадионе катались. Не считали за труд и ходить и ездить… А то цеплялись – машина едет, крючком цепляешься и, зимой, на лыжах или даже на коньках, потому что снег укатан уже был. Машина едет 20 километров в час и по нашей улице, по Дзержинке. Мы как-то с Женькой Беляевым зацепились так за машиной и поехали, на Дурни нас привезли. До Дурней ехали».
С 1944 по 1946 год мой дедушка работал в Спецторге, мастерской, обслуживавшей милицию, пожарную службу, тюрьму, военную цензуру. Спецторг располагался за современным зданием ЦУМа, там тогда стояли дома, во дворах стоял дом, в нем и была мастерская. В ней находились и пошивочная, и сапожная. Григорий работал сапожником. Военная цензура находилась в доме, напротив Собеса (ПФР – прим.). Потом в этом доме была почта, его называли Почтовый дом.
Сама милиция, а точнее НКВД располагалась в старом здании милиции по улице Октябрьской, перед парковочной площадкой рядом с почтой. К сожалению, этого здания уже нет. Его снесли и построили пока пустующий бесцельный торговый объект. В то время физруком при НКВД работала Ольга Садовская, она занималась общей физподготовкой. Селезнева Ева работала секретарем начальника милиции. Дедушка, как работник одного из отделов милиции, мог брать у физрука лыжи для подготовки и участия в соревнованиях. В 1944 году Гриша взял у Садовской лыжи и отдавать их нес спустя год, в 1945 году, 9 мая.
«Меня встречают, говорят – ты куда? Знакомые… Я говорю – да лыжи сдавать несу. Так сегодня ж, говорят, день Победы! И я за эти лыжи и домой назад!»
Если до этого занятия спортом носили исключительно любительский характер, то уже с 1946 года мой дедушка стал заниматься спортом всерьез. Глушаков Афанасий Сергеевич, заменивший на посту Ольгу Садовскую, стал его первым наставником. Волейбол, лыжи – то, чем наставник заполнял досуг паренька.
«У меня вот на фотографии Петя Иванцов на лыжах. Он как раз только пришел с армии. Это был самый лучший лыжник города. Мы с ним все время тренировались. Участвовали в городских соревнованиях, областных. В волейбол тоже были городские и областные соревнования.»
Тренировки по волейболу проходили на стадионе. А на лыжах, как только выпадал первый снежок, юноши ходили на Солодовку, на лужок возле речки Московки.
Помимо соревнований в городе проходили спортивные праздники. В день Советской армии по городу проходила лыжная эстафета. Летом – легкоатлетическая.
Всю зиму на стадионе был залит каток. Все выходные с утра до вечера Гриша с друзьями проводил на этом катке. Вернувшись с катка, они приходили домой, переодевались и шли на танцы.
Таким образом, мы плавно переходим к следующему пункту культурного досуга в Клинцах.
Танцы
«Во время войны в 1944 году мы собирались у Зинки Храмцовой и ходили на танцы в Драмтеатр. Вот что сгорела церковь, так там подсобное помещение было, склады вроде. Там было что-то вроде театра. Спектакли артисты ставили. (Сгоревшая церковь находилась на улице Карла Маркса, там, где сейчас стоят девятиэтажки – прим. автора). Там раздевалок не было, поэтому мы приходили, раздевались и вешал одежду и на стулья. А я одёжу караулил. Мне было 15 лет.»
В октябре 44-го года мой дедушка с другом Митей «Горбатым» Жилинским (он хоть и был старше, 24-го года рождения, но так как жили рядом, то дружили – прим. автора), находясь у Мити дома попробовали спирт из каких-то колбочек. А вечером пришли как обычно, к Храмцовым. Храмцовы были соседями через стенку с Беляевым Евгением. В квартире Беляева тогда жили две сестры. Одна из них работала районным судьей. У второй сестры было две дочери – Люба и Лида. У них в кладовочке на веранде стояло два бидона со спиртом. Накрыли стол.
«Я прихожу. Они уже веселенькие. Мне наливают стакан. Ну я водку уже пробовал, а спирт ни разу не пил. И вот, я хватил – и дышать нечем. Они смеются! Спустя какое-то время пошли мы на танцы. Помню, что меня вроде не пускали на контроле. Но ребята меня провели. Обратно – меня положили на выходе из клуба и пошли за тележкой. Привезли тележку, меня – на нее. А на тележке, двухколесной, большой, ось посередине. Ни посадить, ни положить. Вроде приладили, везут, везут – хватились – меня нету. Подняли, опять положили. Довезли-таки. Очнулся я под хохот.»
Потом начал работать Дом культуры. На территории Ремзавода, если спускаться по улице 9 Января вниз к речке, было двухэтажное здание, в нем и был Дом культуры. Там играл воинский оркестр. Вот там-то и начали знакомые девчата учить Григория танцам. Что танцевали в послевоенное время? Танго, фокстрот, вальс.
Фокстрот был «просто» и был «впритирочку», в зависимости от близости расположения партнеров в танце.
«Оркестр играл так: Лейкин играл на трубе, на трубе играл и Петя Страшнов. А когда был антракт – Петя играл на баяне. И вот как антракт, я подхожу и говорю – «Петь, «Дождливым вечером»!». Как раз «Небесный тихоход» прошел… И только он начинает «парам-пам-пам-па-рам», как пошли впритирку, только пыль столбом!»
Такие танцы Григорий посещал до самой армии. Потом ДК закрыли.
Еще на улице Пушкина, 31 на первом этаже в недостроенной квартире был клуб завода имени Калинина. Каждый выходной дедушка с друзьями ходил туда на танцы.
Во время танцев ребята уже намечали, кого из девчат они сегодня пойдут провожать.
«Была вот Мила Курочкина. Она жила по улице Калининской. Провожал ее. Еще по Союзной Аня жила, тоже ходил провожал.»
«В 47-м году мы так танцевали, что не видели и не слышали, что в городе делается. Прошла гроза. Повалило деревья, на крыши домов деревья падали. Выходим, а провожать надо Аню на Союзную, идем через провода переступаем. По Свердлова идем: там дерево свалилось, там дерево свалилось. На один дом вообще упало и стену пробило. Но все-таки проводил.»
Еще одним из танцевальных центров Клинцов была площадка в парке имени Воровского. Тут юноши умудрялись провожать домой девушек, живущих в ближайших районах, возвращаться к последнему вальсу и провожать уже других девчат.
«Вообще, морально, духовно мы были подняты. Жили такой светлой жизнью. Голод, холод, есть было нечего. Но душой горели.»
“В доме на Пушкина состоялась знаменательная для меня встреча. С друзьями вышли на площадку. Ребята курили и болтали. А в комнате напротив компания девушек зашла попить воды. И когда девушки собирались выходить, юноши как раз стояли возле дверей. Одна из девушек открыла резко дверь и попала мне по спине. Девушка извинилась и ушла с подружками дальше танцевать. Так я встретил свою Лизу, с которой прожил 52 года”.
“Танцплощадки располагались в Клинцах повсеместно: в Осовиахиме, ДОСААФЕ (теперь здесь здание полиции улица Пушкина, 40 – прим.), на Зубовке, в парке возле фабрики имени Коминтерна.
Танцы сопровождала живая музыка. Рояль, баян, труба или целый оркестр.
Самыми популярными были композиции «На сопках Маньчжурии», «Дунайские волны». «Вечер на рейде». Исполняли музыку из кинофильмов. «Небесный тихоход», «Истребители». Повторюсь, несмотря ни на что, скучать тогда было некогда. Жизнь была наполнена увлечениями, делами, интересными событиями”…
© Елена Мацепуро © Вячеслав Федоров
Благодарим Григория Максимовича за воспоминания и желаем ему крепкого здоровья. Не все воспоминания вошли в эту статью, поэтому на страницах “Хроноскопа” мы расскажем еще много интересного из прошлого нашего города.