«Иди в баню после работы» – это не способ послать вас куда подальше, а один из лозунгов страны Советов, призывающий соблюдать личную гигиену. Такая пропаганда впоследствии повлияла на быт и традиции советских людей. Разумеется, до Октябрьской революции тоже существовали бани, но по доступности и посещаемости они не идут ни в какое сравнение с помывочными комплексами Советского государства.
В коммунальные бани ходили семьями, в компании друзей и даже известны обязательные коллективные посещения сотрудниками предприятий, по аналогии с массовым посещением кинотеатров и музеев. (Мелочи жизни. Быт современной молодёжи. Зудин И., Мальковский К., Шалашов П. 1929г.) Требование личной гигиены было одной из составляющих «культурной революции».
А всё началось с декрета СНК «Об обеспечении населения республики банями», подписанного Лениным 30 сентября 1920 года.
«В целях решительной борьбы с эпидемиями сыпного и возвратного тифов и в целях широкого проведения в население навыков чистоты Совет Народных Комиссаров постановил:.. Поручить Народному Комиссариату Внутренних Дел принять через местные Коммунальные отделы и при ближайшем участии Отделов Здравоохранения меры к обеспечению на местах всего трудящегося населения банной помощью путём устройства, переустройства, ремонта и приспособления для этой цели всех указанных выше бань».
Однако, эта самая «банная помощь» не особо спешила помогать гражданам. В 1921 – 1922 гг. в Советской республике было построено всего 30 коммунальных бань. В масштабах страны это более чем скромный результат. Даже разрешение в годы НЭПа организации частных помывочных комплексов не решало эту задачу. К 1925 году половина городов СССР оставалась без государственных общественных бань. В среднем на одного жителя приходилось 9-10 помывок в год вместо положенных 52 (Строительство бань и прачечных. Зудин Е.Н. 1931г.). И в 30-е годы не каждый мог похвастать наличием общественной бани.
Клинцам в этом плане крупно повезло. В 1927 году в бывшем Филатьевском переулке (улица Льва Толстого) начинается строительство коммунальной бани, пропускная способность которой составляла 600 человек в сутки. На тот момент в городе уже существовала баня, однако ведомственную принадлежность и её точное место расположения установить не удалось. Новую помывочную собирались возводить, как писала газета, «по последней технике устройства бань».
Само здание строилось с использованием передовых, по тем меркам, материалов – силикатного кирпича и бетона. Это был ещё один образец городской архитектуры, выполненный в стиле конструктивизма. Никаких излишеств и украшательств не допускалось. Только функционализм и строгие геометрические формы. Есть предположение, что авторство проекта бани (как и Дома Рабочих) принадлежит архитектору Гринбергу, но точных подтверждений этому мы не нашли. Почти через четыре года банно-прачечный комплекс был готов принять первых посетителей.
Одно время рабочим в Клинцах давался Билет на право пользования баней, который представлял собой небольшую книжку с отрывными талонами.
Правила его использования гласили:
- Билетом может пользоваться каждый рабочий, служащий и семья, находящаяся на его иждивении.
- При входе в баню отрывается один купон, по которому рабочий имеет право пользоваться таковой.
- Иждивенцы имеют также право пользоваться баней при отрыве соответствующего купона.
- Передача книжек посторонним лицам не допускается. При обнаружении билетов у посторонних лиц билеты будут задерживаться и в дальнейшем выдаваться не будут.
- При потере билета утерявший объявляет в газете, после чего ему выдаётся новый.
- Если билет небрежным отношением будет приведён в негодность, то новый будет выдаваться за плату.
- Пользоваться баней разрешается не более 50 минут.
Перед Великой Отечественной войной тариф на одну помывку по РСФСР был в пределах от 50 коп до 1 руб. 10 коп.
В послевоенное время стремительно росли предприятия города, а вместе с ними увеличивалось население Клинцов. Новых сотрудников заводов и фабрик селили в многочисленных коммуналках и общежитиях, где не были предусмотрены ни душевые, ни тем более ванные комнаты. В 60е годы ХХ века для почти пятидесятитысячного города одной общественной бани явно не хватало. Редкие счастливчики, проживающие в квартирах, оборудованных титаном, и обладатели бань в частном секторе могли полноценно помыться горячей водой.
Настоящим подарком для клинчан было открытие бани по ул. Урицкого (проспект Ленина) на Стодоле.
Возведением нового банно-прачечного комплекса занимался строительный отдел фабрики им. Ленина. Рабочие досрочно сдали объект в 1960 году, о чём с гордостью сообщается в местном «Труде». Особо отличились «стахановскими темпами» бригада плотников под руководством Василия Мельникова и штукатур Демьян Молодов.
Здание строилось по типовому проекту № А – 156620, созданному в Гипроавиапроме архитекторами А.С.Вишняком, А.В. Тарасовым и инженером В.И. Федориным в 1948 году.
После утверждения соответствующей документации Комитетом по делам архитектуры при Совете Министров СССР, начиная с 1949 года, братья-близнецы этой бани стали появляться по всей стране вплоть до 60х годов.
В состав банного комплекса входили общее отделение, душевые номера, номера с ванной, прачечная, парикмахерская и буфет. Заведение могло обслужить одновременно 95 человек в час. Очень быстро баня буквально стала центром притяжения клинчан, особенно по выходным. Чтобы попасть хоть в общее отделение, хоть в душевые, приходилось отстоять очередь. Сюда шли не только те, кто не имел возможности нормально помыться дома, но даже те, у кого были в своих квартирах газовые нагревательные колонки и ванные комнаты. Жильцы верхних этажей жаловались на слабый напор воды из крана, из-за чего нагреватели просто отказывались включаться. И людям волей-неволей приходилось брать веники и отправляться в баню.
Здесь заводили знакомства, травили байки, узнавали новости, спорили, рассказывали анекдоты, коротали время за бутылочкой спиртного и договаривались о совместных делах. Для советского человека баня стала чем-то большим, чем коммунально-бытовое учреждение. Она поддерживала, в первую очередь, культуру живого общения и объединяла разные социальные слои населения.
© Павел Чирков