Особое место в истории округи Клинцов занимают легенды, которым, по нашему мнению, уделяют незаслуженно мало внимания. Большая часть из них безвозвратно забыта, а те немногочисленные рассказы, что дошли до нас, немногословны либо сильно искажены. Сейчас уже никто не скажет, откуда берут своё название урочища Церковище, Уваровщина, Чёрная Гора и другие. Иногда, кажущиеся на первый взгляд небылицы, отражают реальные исторические события.
Байка, о которой пойдет речь, связана с образованием озера Заломенье. Этот водоём находится в пойме реки Ипуть на границе Гордеевского и Клинцовского районов и является гидрологическим памятником природы. Его средняя глубина достигает в среднем двух метров, а площадь составляет 35 гектар. Таковы скупые цифры статистики. Вроде бы ничего необычного, но легенда утверждает обратное.
Мы слышали два варианта этой истории, и оба, судя по всему, в упрощенном виде. Первая версия говорит о том, что когда-то на озере был остров, а на острове стояла церковь. По неизвестным причинам церковь вместе с островом ушли под воду. В безветренную погоду можно услышать звон колоколов, доносящийся из самой глубины.
По второй версии, со слов жительницы деревни Петраковка, там, где сейчас находится водоем, было поселение, которое постепенно залили подземные воды, образовав на этом месте озеро.
Сами по себе рассказы о провалившихся церквях и селах не уникальны и широко распространены в разных интерпретациях на территории Европейской части России и в Белоруссии. В своей основе они близки к знаменитой «Повести и взысканию о граде сокровенном Китеже». В 18 веке эта легенда была любима в среде старообрядцев-беспоповцев. А уже в 19 веке «Повесть» в переработанной форме прижилась в устном творчестве по всем уголкам Российской Империи.
Однако, очень часто легенды не берутся из ниоткуда. В данном случае мы не говорим о том, что действительно на месте озера Заломенье когда-то жили люди или стояла церковь. Какое же обстоятельство легло в основу предания?
Недалеко от этого водоема, возле реки Ипуть ещё в 18 веке существовало поселение, о чем свидетельствуют находки в размывах берега и у прибрежной полосы многочисленных обломков керамической утвари с характерным для этого времени орнаментом.
В списках Румянцевской описи и Генерального следствия местностей Стародубского полка мы не нашли других населенных пунктов в этих краях, кроме существующих в настоящее время. Поэтому можно предположить, что поселение прекратило свое существование до переписи, либо оттуда люди перебрались подальше от реки, сохранив за собой название деревни. Второй вариант, на наш взгляд, более вероятен. Возможной причиной прекращения жизни на старом месте явились последствия так называемого «малого ледникового периода», который завершился к середине 19 века. В ту пору участились погодные аномалии. Не редкостью стали снежные и морозные зимы и продолжительные холодные дожди весной, летом и осенью, в результате чего уровень воды существенно поднялся и пологие берега рек оказались затоплены.
Одним из свидетельств последствий изменения погоды в 18 веке на территории современной Брянской области стало затопление Предтеченской Яменской пустыни известной с 17 века, которая изначально располагалась на берегу реки Нерусса (современный Суземский район).
В 1758 году игумен монастыря иеромонах Герман пишет Преосвященнейшему Тимофею, митрополиту Московскому и Севскому: «Яменская пустынь… в весеннее время подвергается большому наводнению …к ней нет сухопутной дороги». Далее игумен с братией просят дозволения перенести все постройки на новое, высокое место. И в 1761 году, учитывая пожелания монахов, пустынь переносят дальше от реки.
Приблизительно тогда же заканчивает свое существование деревня на берегу Ипути. Факт подтопления и прекращения жизни на поселении и отразила легенда, связанная с озером Заломенье. Реальное событие вошло в местный фольклор в сокращенном, приукрашенном, сказочном виде на волне популярности в 18 – 19 веках легенды о потерянном земном рае, какой в частности является «Повесть и взыскание о сокровенном граде Китеже».
© Павел Чирков