Об этом памятнике мы уже как-то писали. Поводом для исследования стала уникальная фотография из архива Виктора Владимировича Воронкова, на которой запечатлено открытие монумента в парке Воровского. Тогда мы немного рассказали о его создателях, затронули спорные вопросы его значительно изменившегося внешнего вида. Недавно, благодаря исследователю Кириллу Гришину, в наши руки попали уникальные фотодокументы, которые пролили яркий свет на историю этого памятника. Спешим поделиться с вами результатом нового исследования.
В 1923 году молодая Советская страна отмечала важное событие – 25-летие со дня первого съезда РСДРП (Российская социал-демократическая рабочая партия). На общем собрании Чугунолитейного завода имени Калинина было решено отметить эту дату не только ударным трудом, но и создать на свои деньги памятный чугунный монумент.
Одним из авторов и создателей памятника был Михаил Устинович Воронков. Родился он 23 мая 1902 г. в старообрядческой семье плотника Устина Васильевича и домохозяйки Евдокии Федоровны Воронковых. В 1910 году Михаил поступил в приходскую школу, в которой проучился 3 года. В 1914 году в возрасте 12 лет он устроился учеником слесаря в слесарно-механическую мастерскую А.М. Панкратова. Мастерская выполняла заказы клинцовских фабрик на изготовление чулочных машин, челночных коробок, веретенных планок, гребенок. Вытачивали и втулки с осями для ардонских экипажных мастерских (Воспоминания П.М. Храмченко, Р.И. Перекрестов, “Клинцовский летописец”). В 1917-1920 годах работал на суконной фабрике слесарем. 20 июня 1920 года Михаил пришел работать на чугунолитейный механический подсобный завод (в 1922 году переименован в завод им.Калинина), на котором и проработал в течение 42 лет, до выхода на пенсию. Благодаря своему таланту, знаниям и смекалке М.У. Воронков был одним из самых авторитетных и уважаемых работников завода. В его послужном списке множество правительственных наград и масса удостоверений на рационализаторские предложения.
Тогда, в 1923 году, молодому Михаилу Воронкову был всего 21 год. Нам несказанно повезло встретить в Клинцовском краеведческом музее его уникальные воспоминания, из которых мы узнали все имена мастеров, трудившихся над памятником. Открытие на самом деле важное для истории нашего города. Теперь можно смело утверждать – мы знаем имена всех, кто создавал этот легендарный монумент. Вот что писал Михаил Устинович.
“В изготовлении памятника, который находится в горсаде им. Воровского принимали участие: модельщики, которые изготавливали модели для отливки памятника и досок с надписями – Суярков И. и Поляков А. Отливку производили литейщики Новиков Яков. В оформлении памятника я вместе с Ломановым А.А. и Бураковым Г.Г. сделали все работы. Изготовляли листы, флажки и коробки с датой года, в котором его установили. Памятник открыли весной”.
Торжественное открытие памятника состоялось 1 мая 1923 года. В следующем году будет ровно сто лет этому знаменательному событию.
Первомайские праздники в том году отмечали три дня: 29, 30 апреля и 1 мая. Городскими властями был утвержден план первомайских торжеств. В первый день планировалось общее собрание красноармейцев, рабочих и служащих Клинцов на поляне в лесу. Речь идет о лесном массиве около стадиона. Тогда это было центральным местом для городских мероприятий. После докладов были запланированы выпуск “Ликбезграма (ликвидация безграмотности), спортвыступления и массовая инсценировака “1-е мая”. Музыка и свет до 2 часов ночи”.
На второй день накал праздника усиливался. Митинги-спектакли, игры, танцы, музыка на поляне и буфет наверняка создавали подобающее настроение.
1 мая, как и полагается, был парад. Народные массы должны были стройными или не очень рядами (после двух дней веселья) маршировать все на ту же поляну. После официальной части праздника ликующий народ отправился в “Первомайский сад” (Так называли тогда городской парк им. Воровского) открывать монумент, посвященный чугунно-литейным заводом 25-ти летнему юбилею партии.
М.П. Черный в своем очерке «С именем М.И. Калинина» так описывает это событие: «В создании памятника принял участие весь коллектив завода, а после проведения первомайской демонстрации и митинга на открытии монумента все сфотографировались на фоне развернутого знамени».
В “Труде”, посвященном первомаю 1923 года все три праздничных дня описаны живо, с огоньком. Видно, что корреспондент описывал увиденное на кураже:
“Мы на Лысой горе собирались. Маевки справляли. Но тогда нас жандармы стерегли. Мы их подрубили, свалили, и теперь празднуем свободной, вольной жизнью трудовой!….По праздничному расчесаны бородки стариков. Сегодня они помолодели. Пусть посмотрит буржуазия, как мы, старики тоже идем в ногу с нашей коммунистической партией! …Приехали представители Укома, Упрофбюро. Лошадей за удила, всадников “под микитки” – и за руки и за ноги. Валяй в нашу компанию. Стянули. Покачали лихо. Угощают булкой, затем вином, папиросами. Провожают с громким “Ура”!…Аэроплан! К общим приветственным крикам переполнившим празднующий лес, прибавился и наш единодушный возглас. Старики подхватывают – В религиозные праздники так не веселимся!”.
Были в том номере заметки про празднование первомая в школах, на фабриках, про радиоконцерт из Москвы, вот только про открытие монумента почему-то ни слова. Ну да ладно.
Кстати, памятник был установлен в парке еще в апреле и дожидался своего открытия скорее всего задрапированным в ткань. Стоит отметить, что этот обелиск стал первым памятником советской власти на Брянщине.
Рассмотреть детали изначального памятника на фото с открытия достаточно сложно. Но теперь в нашем распоряжении есть рисунок монумента, опубликованный в местной газете “Труд” 26 апреля 1923 года.
Так вот каким он был задуман рабочими завода им. Калинина. Именно так он и выглядел на момент открытия. Теперь, совместив рисунок и фото, мы видим те самые флажки, о которых говорит в своих воспоминаниях Михаил Устинович. Навершие в виде двух флагов с годами 1898 и 1923 на основе из металлической шайбы с римскими цифрами XXV объединяла звезда с серпом и молотом. О существовании на памятнике этой конструкции мы и не догадывались. На старом фото они видны, но четкой привязки к памятнику нет.
Сколько просуществовал монумент в своем первозданном виде мы не знаем. На фотографии 1927 года все элементы памятника еще на месте. Предположим, что в таком виде обелиск сохранился до оккупации в 1941 году.
В паспорте памятника министерства культуры СССР мы видим, что в ходе утрат частичные изменения первоначального вида обелиска производились в 1945 и 1967 годах.
М.П. Черный в своем очерке, посвященном заводу им. Калинина, приводит такое описание монумента.
«Это обелиск из чугуна. Он состоит из нижней тумбовой части, переходящей в круглую колонну диаметром 30 сантиметров с 25-ю ребрами, увенчанную гербом Советского союза. Круглая ребристая часть обелиска обвита железной лентой с надписью «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». На нижней тумбовой части обелиска со всех четырех сторон тексты на мраморных досках: «1898 14\X 1923. Привет нашему авангарду РКП(б). Чугунолитейный завод имени Калинина», «Крепкой, как сталь, нашей славной Коммунистической партии воздвигаем мы этот монумент ко дню 25-летнего юбилея», «Под руководством РКП(б) через диктатуру пролетариата – к коммунизму», «Слава борцам, погибшим за свободу трудящихся, отдавшим жизнь свою за идеалы рабочего класса».
Автор пишет, что обелиск был увенчан гербом Советского союза, а тексты на сторонах памятника высечены на мраморных досках. К какому именно периоду относится это описание нам не известно, но точно не позднее 1976 года, времени, когда была издана книга.
По поводу мраморных плит, мы доверились Черному и в своей прошлой статье. Однако сейчас, внимательно изучив довоенный снимок и сам монумент, мы склоняемся к мнению, что никаких мраморных плит на памятнике никогда не было, а те металлические пластины с надписями, которые можно и сегодня наблюдать – родные, из далекого 1923 года. К тому же М.У. Воронков прямо указывает, что пластины с надписями были отлиты. Никаких упоминаний о мраморе нет.
После войны монумент утратил композицию из металлической шайбы, флажков и звезды. Герба СССР, о котором упоминает М.П.Черный, на послевоенных снимках мы не увидели. Однако, навершие памятника, и не раз, менялось. В последнем варианте это был символ единения рабочих и крестьян в виде серпа и молота в обрамлении венка. К слову, этот фрагмент памятник утратил еще в советские времена.
Окончательно добили изначальный замысел памятника во время последней реконструкции парка. На памятнике больше нет железной ленты с надписью «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».
Вместо того, чтобы попытаться восстановить исторический облик уникального памятника, его попросту залили черной краской. Изуродовали до неузнаваемости. Впрочем, сегодня это вполне символичное отношение города к своей истории.
©Вячеслав Федоров
Благодарим за помощь в подготовке статьи историка-исследователя Кирилла Гришина и коллектив Клинцовского краеведческого музея