Сама я из рода Гринихов, хотя такую фамилию никогда не носила – это девичья фамилия моей бабушки. В нашей семье хранится книга Ф. Евгеньева «Сто лет клинцовской шерстяной промышленности», 1926 г выпуска. Подозреваю, что бабушка получила ее от самого автора, так как в начале книги выражается благодарность тем, кто помогал собирать материал, и среди этих людей названа она, Гриних Наталия Юлиусовна.

Поэтому рассказывать историю рода буду, опираясь на текст этой книги, воспоминания бабушки и папы (по крайней мере так, как я их запомнила и записала), а также на выступление Ю.Г. Тигунцева и письма уже покойного краеведа и Почетного гражданина г. Клинцы Б.М. Петрова, который тоже интересовался историей немцев в Клинцах. Понятно, что по прошествии стольких лет и даже веков, какие-то сведения и факты могут быть утеряны или искажены, одни воспоминания могут не совсем совпадать с другими.
Составитель генеалогического древа и книги о роде Гринихов Галина Семенова нашла достоверные упоминания о Людвиге Гринихе, который прибыл в Россию по приглашению Исаева, жил и работал в поселке немецкой колонии Новый Мезерич.

Здесь у него родились дети, они тоже работали на фабрике Исаева. Кстати, простых рабочих среди приехавших не было, только квалифицированные мастера, и по современным меркам они относились к среднему классу. Внук Людвига Юлиус, рожденный уже в России – это мой прадед, и о нем есть какие-то сведения, документы и воспоминания родных.
Итак, Юлиус, хоть и рожденный в России, был немецким колонистом и лютеранином. В Мизиричах (так стали называть поселок на местный лад) установился такой уклад, что его звали уголком Европы в России. Колония была практически обособлена: своя фабрика, школа с немецким учителем, кирха, оркестр. Работники, на европейский манер, работали, как бы мы сейчас сказали, по договору, т.е. не были так зависимы от хозяев, как это практиковалось на Руси. Порядок в поселении поддерживался идеальный, так как немцы всегда славились педантизмом и особой любовью к порядку. Но в колонии было в основном мужское население, поэтому жениться немцам приходилось на местных жительницах. Юлиус женился на местной девушке Анастасии Дорофеевне Павловой, у них родились 3 сына и дочь, все они были крещены в православие и дальше по всем документам стали русскими.

И имена им были выбраны русские: Иван (Ваня)

Дмитрий (Митя)

Наталия (Наташа)

и Евтихий (Ива).

Да и сам Юлиус Йоганович стал в разговорной речи Юлием Ивановичем.
Я видела свидетельство о рождении моей бабушки Наталии Юлиусовны Гриних (она рождена в 1905 г), там была примерно такая запись: «Рождена в семье немецкого колониста и русской подданной, в младенчестве крещена в православие, считать русской».
Наталия Юлиусовна говорила, что местным было интересно знать, как живут немецкие колонисты, и они как бы ненароком старались подглядеть за ними. Удивление у простых жителей вызывало, например, наличие нижнего белья, службы в кирхе, непохожие на службы в русской церкви. И еще она рассказывала, что именно немцы завели обычай ставить новогоднюю (или рождественскую?) елку, а потом эту моду скопировали жители Клинцов. Но наш краевед Петров считал, что хотя действительно этот обычай пошел от немцев, но с нашими колонистами связан слабо.

В семье хранится паспортная книжка и членская книжка Союза текстильщиков Юлиуса Йогановича , который после революции продолжал трудиться на ф-ке им. Коминтерна.

Интересные записи-рекомендации есть в членской книжке, в том числе и о том, что текстильщикам настоятельно рекомендуется выписывать газету «Голос текстилей». У нас сохранилось два выпуска этой газеты, и теперь понятно, откуда они взялись.

Юлиус всем своим детям дал наилучшее возможное по тем временам образование. Все сыновья окончили институты, дочь – женскую гимназию. Любопытна справка от врача для поступления в первый класс гимназии – лист размером с ватманский, сложенный вчетверо, с сургучной печатью и подписью известного клинцовского врача П. Руденко.

А также удостоверение об окончании гимназии, где указано, в частности, что девушки изучали философию(!), все разделы математики, в том числе тригонометрию, 4 вида естествознания, включая анатомию, физиологию и гигиену.

В общем, гимназическое образование было вполне и вполне на уровне. Вот только отметок в аттестате почему-то нет. Дети Юлиуса по паспортам были русскими, потому что в противном случае могли возникнуть трудности с зачислением в вузы.
Когда фабрика Исаева сгорела, многие колонисты перебрались в Клинцы, где поступили работать на другие фабрики (больше всего на Стодольскую), а часть переехала в Унечу и в другие города.

Юлиус работал на ф-ке им. Коминтерна, туда же после окончания счетоводных курсов первого созыва пришла работать и его дочь Наталия, где и познакомилась с будущим мужем, Ляховым Антипом Антоновичем, который в это же время работал там, окончив счетно-бухгалтерские курсы Клинцовского текстиль-треста.

В качестве приданого к замужеству Наталия получила от родителей знаменитую ножную швейную машинку «Зингер». Машинка стоит у нас в квартире до сих пор, отлично работает, несмотря на почтенный возраст, и дает фору современной электрической.
Наталия Юлиусовна проработала на фабрике недолго, ушла с работы и стала домохозяйкой в 1927 году после рождения сына Петра.

Антип Антонович работал в планово-экономическом отделе до пенсии, получив много благодарностей и премий за организацию работы и составление квартальных отчетов, внедрение новых артикулов, побед в соцсоревнованиях и т.д. Для благодарностей в трудовую книжку пришлось вшивать многостраничный вкладыш. А вот записей о месте работы всего 4: две о приеме, две – об увольнении (сначала в 1941 г в связи с эвакуацией, а потом – в связи с выходом на пенсию).
Работникам фабрики для детей предоставляли путевки в пионерский лагерь. Петя Ляхов почти каждое лето отдыхал в лагере «Бриси» (будущий лагерь «Орленок»).

На фото из лагеря в одном ряду оказались Петя и его родственница Нина Артемьева, потомок Генриха Гриниха (неизвестно, знали ли они, что родственники). Он во втором ряду третий слева, она – вторая справа. Кстати, две фотографии почти одновременно в 2021 г были присланы потомками разных ветвей Гринихов Галине Семеновой, которая сейчас делает второй выпуск книги. Невольно вспоминаются слова, что на ловца и зверь бежит.
Интересно рассматривать старые документы. Вот «выпись о рождении» Петра Антиповича.


Там указано и то, в какой больнице родился, какой по счету ребенок в семье, и сколько родилось живыми, и то, кто сообщил сведения в ЗАГС, и сколько лет было родителям, и по какому адресу они живут. А еще стоят штампы о том, что продуктовые карточки выданы и что «Паспорт выдан в 1933 г». А в «выписи о браке» Наталии Юлиусовны и Антипа Антоновича были указаны их гражданские состояния на момент заключения брака: девица и холостяк, профессии – счетовод и конторщица.

Вот такой была жизнь нашего рода с момента появления в России и практически до Великой Отечественной войны – в чем-то похожая, а чем-то отличная от жизни остальных клинчан. К тому времени Гринихи уже влились в эту среду и действительно ощущали себя русскими, тем более что Наталия Юлиусовна, выйдя замуж, стала Ляховой, а это одна из фамилий коренных клинчан. И только Иван Юлиусович иногда, полушутя, просил называть себя Йоганом. Но впереди была война и оккупация города. В истории рода возникает совсем новый виток. О Гринихах и Ляховых военной поры поговорим в следующей статье.

Этот рассказ заканчиваю последней довоенной фотографией 1939 года. На ней Петя Ляхов и его двоюродная сестра Лилетта Гриних (дочь Ивана Юлиусовича). Еще под мирным клинцовским небом…
© Ольга Клетная (Ляхова)