Для связи с проектом

14 сентября, 2024

50 лет назад в Клинцах сгорела Троицкая церковь

Собирая материал для этой статьи, мы заглянули и в местный “Труд” пятидесятилетней давности. Особых иллюзий не питали, но все же надеялись, что хотя бы короткой заметкой периодическое издание отметит это печальное событие в Клинцах и назовет причины пожара. Сгорел же не сарай, баня или склад. Город навсегда утратил один из красивейших памятников деревянной архитектуры. “Труд” промолчал, зато в народе активно стали обсуждать версии случившегося.

Троицкая церковь. 1971 год. ГАБО. Архив В.Н. Городкова

К пожару и его причинам мы еще вернемся, а пока давайте немного познакомимся с историей Троицкой церкви (церковь находилась по улице К .Маркса, на месте девятиэтажек). В 1972 году (в год, когда церковь сгорела) вышла в свет книжка М. Цапенко “Земля Брянская”. Среди множества зарисовок архитектурных достопримечательностей Брянщины мы нашли и описание Троицкого храма.

Троицкая церковь в Клинцах. Конец 60-х – нач. 70-х годов. Восстановленное фото из книги М. Цапенко “Земля Брянская”

В Клинцах было несколько построек культовой архитектуры, очень самобытных и оригинальных по своим формам. Одна из них, деревянная Вознесенская церковь (1778), являла собой пример синтеза северорусских приемов  зодчества с украинским. К сожалению, этот интересный своеобразный памятник старообрядческой архитектуры не существует. Зато сохранилась во многом схожая с ней деревянная Троицкая церковь о семи куполах (1787 года, находится в хорошем состоянии). Боковые купола ее совсем придвинуты к центральному, чем в еще большей степени подчеркивается впечатление пирамидальности сооружения. Здание отличается крупными размерами, а в окружении небольших одноэтажных домиков кажется поистине огромным. По традициям деревянного зодчества оконные проемы украшены резными наличниками, что в какой-то мере придает церкви гражданский облик и созвучно архитектурному облику города в целом”.

Троицкая церковь действительно производила впечатление, своими гармоничными формами и размерами. В свое время, вместе в Вознесенской церковью, ее колокольней с часами она создавала единый, мощный, многокупольный ансамбль – архитектурный символ зажиточного, основательного старообрядческого посада. Цапенко указывает в своей книге год строительства Троицкой церкви – 1787. Откуда он взял эту дату – нам не известно. В седьмом выпуске “Трудов Черниговской губернской архивной комиссии 1906-1908гг.” указывается иная дата постройки – 1782 год. Отмечены и заказчики со строителями – раскольники. Краевед Ромуальд Игоревич Перекрестов приводит весомые доводы в пользу того, что храм был освящен в 1783 году.

Из трудов Черниговской губернской архивной комиссии 1906-1908гг.

На их деньги и был построен храм. Со временем старообрядческая церковь стала единоверческой. Это значит, что Русская Православная церковь (официальная Никонианская) взяла ее под свое крыло, но разрешала с официального благословления совершать службы по старому обряду и по старым Богослужебным книгам. Тема эта заслуживает отдельного исследования, поэтому пока не будем вдаваться в подробности.

Схематический план Троицкой церкви. 1971 год. ГАБО. Архив В.Н. Городкова

 В архиве известного брянского архитектора Василия Николаевича Городкова нашли описание Троицкой церкви. Язык профессионального архитектора мало понятен простому человеку. “Средний неф”, “глухой восьмерик”, “алтарная апсида” , “три восьмерика на четверике”. Обобщая информацию Городкова, можно сказать – строили Троицкую церковь люди опытные, знавшие толк в гармонии и красоте.

Троицкая церковь в Клинцах. 60-е годы. ГАБО. Архив В.Н. Городкова

Архитектура четырехярусной колокольни отличалась от форм храма и трапезной, в строительстве которых прослеживается купаж русского севера и малороссийской традиции церковного зодчества. Колокольня была решена в традициях классицизма и, скорее всего, как считает В.Н. Городков, была пристроена позже. Возможно, она была перестроена.

До революции Троицкая церковь жила припеваючи. Многочисленный приход и  богатые дарители делали существование храма вполне благополучным. С приходом к власти большевиков, политика в отношении церкви резко изменилась. В Брянском областном архиве нам попались интересные документы 20-х годов XX века.  Акте изъятия ценностей из Троицкой церкви летнего и зимнего помещения  (Зимнее помещение – это небольшая Покровская церковь, которая стояла около основного храма – прим. автора)  единоверческого вероисповедания перечислял предметы, которые перекочевали в клинцовский Уфинотдел.

“Зимняя” Покровская церковь. Клинцы. 1908 год. Фото Н.Н. Ушакова. Музей архитектуры им. А.В. Щусева

“30 апреля 1922 года мы, нижеподписавшиеся члены укомиссии по изъятию церковных ценностей Варенко, Боборыкин и Волков с представителями верующих Сквознякова, председателя общины Железнякова, старосты Авраамова, члена общины Долгова и священника Крутикова на основании декрета ВЦИК от 23 апреля 1922 года приступили к изъятию церковных ценностей.

Изъятию подлежат: крест серебряный, оклад иконы Божьей Матери, кадило серебряное, накладки икон 20 штук, окладов серебряных 24 штуки, венцов 11, привески с икон 210 шт., брелок с камнем серебряный, два кольца, две цепочки, серебряный крест 1851 года. Общий вес 33 фунта, 31 золотник”.

Судя по документу, представители верующих очень болезненно отнеслись к действиям представителей новой власти. Они уговорили незваных гостей оставить храму позолоченный оклад иконы Божьей Матери, два оклада с икон Троицы и Николая Чудотворца, один напрестольный крест. Взамен предложили компенсации по весу серебром и золотом. Экспроприаторы согласились, но посетовали, что церковные служители не предъявили старых описей имущества. На дворе был НЭП, поэтому клинцовские церкви отделывались от посягательств государства еще “малой кровью”.

“Зимняя” Покровская церковь. 1908 год. Фото Н.Н. Ушакова. Музей архитектуры им. А.В. Щусева

В 1927 году уинспектор неналоговых доходов Клинцовского уезда Поляков И.И. обязал Троицкую церковь предоставить самую подробную опись имущества с описанием качества, суммы оценки и металла из которого оно сделано. Поводом стало то, что икона “Угодника Николая” в серебряной ризе весом около 8 футов (чуть больше трех килограмм – прим. автора) выпала из надзора власти, но по особому акту взята на учет и зачислена в госфонд. Представителей общины предупредили, что шутить с властью не надо. Подмены, укрытия, отчуждения закончатся уголовной ответственностью.

П.М. Храмченко вспоминал: “Почти все храмы города, кроме Троицкого, в 1930-е годы были закрыты. Несколько лет они стояли, лишенные крестов. В Покрово-Никольском храме была открыта пекарня, в Вознесенской церкви – склад зерна, в Преображенской – детский сад, в Покровской, рядом с Троицкой, – после войны устроили театр, а позже – склад Клинцторга”.

Троицкая церковь в посаде Клинцы. 1908 год. Фото Н.Н. Ушакова. Музей архитектуры им. А.В. Щусева

Троицкая церковь избежала участи красивейшего деревянного Вознесенского храма ( на его месте теперь типография), который в 1944 или 1945 году раскатали на бревна для  строительных нужд. Минула ее судьба и старообрядческой каменной церкви Покрова Пресвятой Богородицы ( на ее месте домишки с эркерами завода им. Щорса), которую разобрали на кирпичи по информации Р.И. Перекрестова еще до войны. Троицкая церковь пережила многое. Казалось бы, впереди ее ждала относительно спокойная жизнь в условиях советского атеизма. В послевоенные годы она использовалась по прямому своему назначению. Но 8 февраля 1972 года церковь сгорела, без преувеличения “как спичка”…

Троицкая церковь. 1947 год. Фото В.М. Степанова. Сделана с помощью бинокля. Архив ККМ

Известный в Клинцах человек – Эрнст Петрович Шведков вспоминает: ” Я тогда работал на Калинзаводе. Увидел  пожар, отпросился и побежал, так как рядом недалеко от церкви, ближе к бане, жили мои родственники. Подумал сначала, что они горят. Жар от огня был таким сильным, что подойти близко было невозможно. Оставалось спасать от огня соседние дома, поливая из ведер крыши. Церковь была деревянная, сгорела очень быстро. Пожарные расчеты уже ничего не могли сделать. Причиной пожара называли сварку, с помощью которой что-то ремонтировали в церкви. Помню даже фамилию сварщика – Недорез. Сварщик он был высококлассный, но вот, что-то там случилось непредвиденное…”.

Вид на Троицкую церковь от Солодовки. 60-е годы. Архив Э.П. Шведкова

Многие клинчане говорили нам про сварку, как виновницу пожара, но была и другая версия – поджог. Мол, на соседнем складе “Клинцторга” подворовывали и чтобы скрыть недостачу на склад запустили “красного петуха”.

Троицкая церковь. 1947 год. Фото В.М. Степанова. Архив ККМ

Интересные воспоминания Веры Васильевны Егоровой о Троицкой церкви и еще одной версии пожара записали для своего краеведческого исследования бывшие ученицы третьей средней школы Екатерина Демченко и Виктория Кармес.

«Моя мама, Бондаренко Анастасия Симеоновна, была очень верующим человеком. Не смотря на тяжелое время, она смогла пронести веру в Бога, искреннюю любовь к церкви через всю свою жизнь. Я была маленькой девочкой, поэтому могу поделиться только самыми яркими воспоминаниями, которые врезались в мою детскую память.

Сначала мы были прихожанками храма Петра и Павла. В 1963 году его закрыли. (Церковь закрыли в 1962 году. Прим. Р.И. Перекрестова). Верующим вернули Троицкую церковь, которую превратили на какое-то время в зернохранилище. Люди своими силами возвращали к жизни святыню: ремонтировали на мизерные пожертвования, реставрировали испорченную роспись храма. Как нам с сестрой рассказывала мама, церковь была построена без единого гвоздя. Таких удивительных храмов в России было очень мало.

Мне, как ребенку, Троицкая деревянная церковь казалась очень высокой и красивой. А вот картина церковного двора наводила какую-то тоску. Он был обнесен обыкновенным деревянным забором. Возле входа внутри двора стояла небольшая сторожка, видно там пекли просфоры. Сзади церкви находился какой-то склад.

Троицкая церковь. 60-е годы XXв. ГАБО. Архив В.Н. Городкова

На всю жизнь я запомнила неповторимые росписи Троицкой церкви. С левой стороны от алтаря на всю стену находилась роспись Геенны Огненной, в виде огромной, ужасной змеи, обвитой лентой, на которой были написаны все человеческие грехи. С левой стороны была изображена нечистая сила и люди, которые попали в ад. Лица их были искажены от ужаса. С правой стороны от змея стояли ангелы и держали в руках весы. Я понимала, что означали эти весы. Хорошие, добрые дела перевесят у человека или грехи? Было очень страшно, потому что, читая на этой ленте человеческие пороки, я находила свои.

С другой, правой стороны от алтаря, на всю стену было изображено Всеобщее Воскресение. Там были написаны ангелы, трубящие в трубы и встающие из могил мертвые люди, которые держались за кресты. Земля была покрыта зеленью и цветами. А по ярко голубому небу летели птицы и в клювиках несли руки, ноги людей. Видно, это были те части тела, которых у людей не доставало.

(В воспоминаниях картина Страшного Суда помещена рядом с алтарем или с иконостасом. Этот сюжет должен располагаться либо на западной стене ядра церкви, напротив иконостаса, над западным входом в ядро церкви, либо на западной стене трапезной, либо в притворе, в самом дальнем, западном помещении храма. Именно так и было в клинцовской Троицкой церкви. На плане церкви между колокольней и трапезной есть широкая комната с одним окном в северной стене и с одним окном в южной стене – это продолжение притвора. Именно там находилась эта фреска, свидетельствую как очевидец. Действительно, в притворе церкви, на левой северной стене был сюжет Страшного Суда, а на правой южной стене сюжет Всеобщего Воскресения. Уточнение Р.И. Перекрестова)

В 1972 году случился пожар. Это было большим горем и невозвратимой потерей для всех православных жителей Клинцов. Горела церковь, так говорили после пожара очевидцы-прихожане, как свечка. Близко к горящему храму было невозможно подойти. Сбежался к пожару весь город. Троицкая церковь стояла вся в огне и как свеча постепенно таяла. А потом вместе с куполами стала оседать и рухнула. Многие очевидцы плакали, а помочь погибающему любимому храму не могли.

Троицкая церковь. 60-е годы. ГАБО. Архив В.Н. Городкова

После пожара власти обвинили настоятеля Троицкой церкви в потере уникального исторического памятника архитектуры. Одни говорили, что результат пожара – неисправная проводка, другие – поджог склада. Настоятеля направили служить в Орел, а второго священника – в деревню в Клинцовском районе. Вот такая грустная история удивительного храма».

Со слов Г.Л. Жигалова, настоятель приплачивал рабочим, чтобы они не курили в церкви. Вины его в случившемся конечно же нет.

Жительница Клинцов Тамара Алексеевна Шлякова тогда работала на “трикотажке”. Когда загорелась церковь она побежала домой. Испугалась за свой дом. Неподалеку стояла будка, где хранились газовые баллоны. Как вспоминает Тамара Алексеевна, здание храма и прилегающий склад действительно сгорели очень быстро. Причиной, как она считает, так же стали сварочные работы и тлеющая окалина, которая воспламенила сухое дерево.  По пепелищу потом ходили люди и находили металлические предметы. Знакомая нашла чашу, которую потом отнесла в старообрядческую церковь.

Спустя время на пустыре, где когда-то стояла Троицкая церковь построили СМУ и девятиэтажки. Правда это или нет, но как рассказывал Георгий Леонидович Жигалов в одном из помещений СМУ, которое находилось как раз на месте алтаря сгоревшего храма, молоко не прокисало очень долго…

Благодарим за помощь в подготовке материала сотрудников Клинцовского краеведческого музея, Г.Л. Жигалова, Т.А. Шлякову, Э.П. Шведкова, Р.И. Перекрестова

© Вячеслав Федоров

error: Content is protected !!