Смотрите и думайте, прежде чем открывать затвор.
Сердце и разум – это истинный объектив камеры.
Юсуф Карш
Созданная в 1883 году в Новозыбкове женская гимназия, ставшая впоследствии общеобразовательной средней школой № 1, знаменита не только своими устроителями и попечителями Долгоруковыми, но и выпускниками. В разные годы в стенах этого учебного заведения получали знания и воспитывались девочки и мальчики, которые во взрослой жизни стали специалистами и профессионалами в различных областях науки и искусства.
Их талант и целеустремлённость, творческая инициатива, постоянный поиск новых идей и открытий способствовали развитию не только Новозыбкова, но и общества и государства в целом. Их имена вошли в нетленные списки тружеников, героев и мучеников. Своим существом и результатами добрых дел они заложили нравственную и духовную основу нашего бытия, создали ту плодотворную почву, на которой зиждется жизнь будущих поколений.
Выпускниками школы 1930-х годов станут брат и сестра – Вячеслав и Виктория Немцевы. Они родились в Новозыбкове в период грозных революционных потрясений, когда уничтожалась историческая Россия и Русский Мир с его верой и сословиями, происходила ломка всего уклада традиционного народного быта, подрывались духовные и нравственные скрепы общества.
При всех внешних трудностях, нестроениях и неблагоприятных обстоятельствах брат и сестра сохранили душевную чистоту и благородство, способность творить и воспринимать прекрасное. Это стало возможным, в первую очередь, благодаря стараниям их родителей, любовь, сердце и душу вложивших в воспитание, образование и становление своих детей.
Имя главы семьи – Василия Немцева – было известно всем новозыбковцам и жителям уезда, поскольку ему принадлежало фотографическое ателье.
Стоит отметить, что до революции в городе было несколько фотосалонов. Один из них – И.С. Марголина, удостоенный награды в 1913 году. Находился в доме Каплуна на Базарной площади.
По улице Долгоруковской размещалось фотоателье Алексея Досекина (1865-?), удивительного человека, графика, предпринимателя и энтузиаста. Он был сыном известного Харьковского фотографа Василия Досекина, одного из зачинателей фотографического дела в России.
В начале 1880-х годов открыл в Новозыбкове фотомастерскую, которую затем продал Соломону Утевскому. Еще долго на фирменных фотографических бланках Утевского значилось – «бывшее Досекина, Долгоруковская улица, г. Новозыбков Черниговской губернии». «Художественная фотография «Модерн» – такое название С. Утевский даст уже своему салону. За высокое качество снимков и профессионализм Утевский будет удостоен звания действительного члена Императорского фотографического общества.
Также в городе действовали фотомастерские Сокола, Грохольского, Вишневского, Яворовского, Мерца (в доме Прокудиной), мещанина Ивана Федоровича Ковтунова.
Ателье Немцева до революции находилось в двухэтажном шведовском особняке по улице Чугуновской (дом этот сохранился). Там же жила и семья фотографа. Здесь родятся его дети.
По всей видимости, в 20-30-е годы Немцевы переедут в другой дом, по улице Коммунистической (бывшей Долгоруковской). Подтверждение тому несколько сохранившихся подписанных фотографий, на которых запечатлены отец и сын Немцевы в саду. К сожалению, дома этого нет, он разрушен. Сегодня на его месте пустырь.
«Род Немцевых был связан с раскольниками, из них наш прадед Моисей. Отец видел его фотографию у сестры в альбоме – высокий старик в белой рубахе с большой седой бородой.
У Моисея Немцева было три сына – Василий, Иван и Ефим. Василий был человек крепкий, обладавший большой физической силой. Служил в Лейб-гвардии Волынском полку, куда брали самых рослых и крепких молодых людей с хорошей биографией. После революции работал на заводе молотобойцем. В 30-е годы трудился в артели «Красная светопись», где было три фотографа.
Был женат на Варваре Григорьевне. Она была дочерью православного священника, верующей женщиной и хорошей домохозяйкой.
В их семье родилось пять детей: Виктория (1916 года), Вячеслав (1917 года рождения), Неонила, Владимир и Анатолий. Трое младших умерли во младенчестве.
Виктория и Вячеслав по характерам и темпераментам были совершенно разными, но всю жизнь очень любили друг друга, и помогали друг другу как могли», – так напишет о своих предках внучка Василия Немцева – Маргарита Кораблёва.
В 1969 году сын Василия Немцева, Вячеслав, в автобиографии укажет:
«Я, Немцев Вячеслав Васильевич, русский по национальности, родился в 1917 году в городе Новозыбкове.
Отец – Немцев Василий Моисеевич, 1873 года рождения, был фотографом как до Октябрьской революции, так и в годы советской власти. С 1932 по 1937 год работал фотографом в фотоартели «Красная светопись», а с 1937 года получил инвалидность 2-й группы.
Мать – Немцева Варвара Григорьевна, 1880 года рождения, все время была домохозяйкой.
Война застала отца в тяжёлом состоянии здоровья – болезни сердца. Эвакуироваться родители не успели и оставались на территории, временно оккупированной немцами. Во время оккупации Новозыбкова отец и мать нигде не работали, семья находилась в тяжёлом материальном положении. Отец умер в июне 1943 года. Мать умерла в 1961 году».
Знаменитые всем кадры сняты Немцевым в начале ХХ века. Качество изображений, точность, с которой они запечатлели жизнь и людей того времени, превосходят многие снимки, изготовленные сегодня. Художественный подход к оформлению, невероятная свежесть и чёткость деталей – это то, что поражает при взгляде на фотоработы Василия Немцева.
Многие из сделанных им фотокарточек до сих пор хранятся в городском музее, учебных заведениях, семейных альбомах новозыбковцев, восхищают своим внешним видом, содержанием и высоким уровнем мастерства. Снимки Немцева стали как бы дневником, заметками по поводу его собственных мыслей, всего, что ему было дорого. Он мог уловить и передать не только атмосферу, но и характер. Люди и объекты становились для фотографа единой мозаикой, в которой каждый занимал свое особое место.
Немцева по праву считают одним из основоположников портретной фотографии в Новозыбкове. Основной своей задачей он видел фиксацию конкретного человека.
Помимо этого снимал здания, улицы и площади Новозыбкова. Лучшие работы им сделаны с 1900 по 1917 год. В этот период Немцев составил коллекцию достопримечательностей нашего города. Для такого небольшого уездного центра как Новозыбков его наследие бесценно и одно из немногих, сохранившихся до наших дней.
Свое собрание с городскими видами фотограф планировал использовать на уроках родиноведения. Он желал установить в уездных школах, женской гимназии, реальном и сельскохозяйственном училищах проектор, чтобы показывать детям богатство и красоту родного края. Однако новый предмет так и не был введён в школах царской России. Революция 1917 года свернула на нет позитивные разработки и замыслы всех реформ и преобразований, в том числе на ниве просвещения. А сам фотомастер, после захвата большевиками власти в стране, на фоне участившихся в Новозыбкове процессов по физической ликвидации представителей деловой элиты и привилегированных сословий, насильственному переделу собственности и изъятию церковного имущества на какое-то время и вовсе перестанет заниматься любимым делом.
Этому есть объяснение. Немцев был человеком тонкой натуры. В своей ежедневной работе он походил на человека эпохи Возрождения с консервативными взглядами. Образы искал в гармонии духа и плоти, в произведениях отечественных классиков и западноевропейском искусстве. Своим делом он утверждал и формировал добрые чувства у современников, способность воспринимать прекрасное. Да и сегодня, спустя более 100 лет, у человека возникают такие же чувства от соприкосновения с его наследием.
С ранних лет Василия влекло ко всему новому. Его интересовали открытия в науке и технике. Живой ум и пытливое сердце в конечном итоге сыграли решающую роль в выборе будущей профессии, которая станет его любимым делом на всю оставшуюся жизнь.
К сожалению, нам неизвестно где и при каких обстоятельствах он узнал о фотографии и впервые взял её в руки. Нет сведений об имени того мастера, который вдохновил Немцева и увлёк фотографическим делом.
Одно можно с уверенностью утверждать, что, по сути, весь его путь как художника изначально был определён жизнью в семье, традициями дома, широким кругом знаний и интересов. Как в зерне до мельчайших подробностей заложена структура будущего растения, так и в творчестве Василия Немцева доминирующие черты были закреплены в его детстве и юношестве. Его талант был предопределён наследственностью, множеством деталей внешней среды, обстановкой и временем.
Ему было важно понять, как складывается и из чего состоит жизнь в целом и отдельного человека в частности. Это стремление, думается, и привело Немцева к фотографии. Он хотел навеки уловить в своих снимках людей и их судьбы. Для каждой эпохи своих.
С годами в творческом процессе мастер приобретал новые черты, преодолевал горизонты своего дарования. Удивительна была его многогранная любовь к искусству. Он постоянно постигал пройденные пути, опыт великих мастеров, художников и гениев прошлого. Вдохновлялся литературными образами Гоголя, Достоевского, Чехова, работами Леонардо, Микеланджело, Рафаэля, голландских мастеров. Особенно близким и понятным ему было творчество Лескова с неповторимыми характерами созерцателей и подвижников духа.
Всё им пересматривалось, переоценивалось, а порой подвергалось критике, чтобы быть использованным в любимом деле. С этой целью он постоянно читал книги, журналы и газеты, старался быть в курсе событий.
Немцев был чутким, внимательным и отзывчивым человеком. Его внимание к молодым, и в первую очередь к собственным детям, было огромным.
Немцев видел и слышал жизнь. Он подолгу, часами мог вникать в детали, пытаясь понять основную суть процесса или явления. В результате ему удалось сократить время съемки за счёт улучшения технологии и рецептуры веществ, повышающих светочувствительность фотоматериала.
Фотограф мог увеличивать портреты до натуральной величины, изготавливать фотогравюры тона сепия. Он перекладывал свои работы на фарфор. Снимал всевозможные группы во всякую погоду как у себя в ателье, так и по приглашению на дому в городе и на выезде. С любовью фотографировал детей. Артистам и учащимся предоставлял скидки. Его цены за снимки были умеренными. Негативы с кадров постоянно хранились в архиве фотоателье, поэтому в любой момент визитер мог при необходимости распечатать фотографию повторно.
Одновременно Василий Немцев занимал должность заведующего имуществом в Новозыбковском добровольном пожарном обществе, которое возглавлял уездный предводитель дворянства П.А. Абалешев.
Немцев уважал себя и своих коллег по цеху. При этом высоко ценил новаторство и нестандартный подход в работе. Для него была важна принципиальность и ясность позиции.
Он много и живо говорил о предметах, не связанных с профессией. Каждый его собеседник невольно постигал более высокую ступень в ходе общения. Немцеву было присуще чувство юмора. Но ирония его была целительна.
После революции и Гражданской войны многое изменилось. Страна, а вместе с ней и город залечивали раны. Возникли колоссальные трудности в государстве. Сложности были и в любимом деле Немцева. Заказов становилось всё меньше. Многое осуществить не удалось. Пошатнулось здоровье, сердце стало давать сбои.
Из воспоминаний М. Кораблёвой:
«…Причиной ухудшения физического состояния деда отец считал его неумеренное курение. Василий Моисеевич курил так много и так часто, что даже по ночам несколько раз вставал».
По причине слабого здоровья Василий и Варвара Немцевы не смогут эвакуироваться из Новозыбкова накануне его захвата войсками вермахта. Несмотря на то, что его родной брат Иван станет сотрудничать с немцами, Василий Моисеевич останется верным себе и Родине.
Из воспоминаний Маргариты Кораблёвой:
«Немцевы жили в доме (по улице Коммунистической), где была подпольная партизанская явка. Дом находился рядом с фашистской верхушкой (отец говорил – окна в окна). Дед (Василий Немцев) видел, как во дворе комендатуры пытали и расстреливали людей. От того и не выдержало сердце.
Старый новозыбковский фотограф был партизанским разведчиком. Фашисты ни в чём его не подозревали и не обращали внимания на его прогулки с палочкой по городу.
А по ночам в его дом приходила партизанская связная Маргарита Приднева и уносила добытую им информацию в партизанский отряд. Фашисты сбились с ног, разыскивая партизанского информатора, но не нашли. Просто в голову никому не могло прийти, что явка – в центре города, в самом фашистском логове.
…Отец знал эту историю. Он знал Придневу, переписывался с ней. Я помню её письма на столе.
Новозыбков не Москва, там все обо всех всё знают. А в 60-70-е годы, спустя 20 лет после войны, правду о том, кто кем был, знали в каждом доме.
Среди трёх книг, подаренных ему учащимися Новозыбковской школы № 1, есть «Город, где стреляли дома» – книга о партизанах и подпольщиках Брянска. Думаю, что этот подарок не был случайным.
Отец был реалистом, он всегда смотрел правде в глаза. Человек науки, он доверял только фактам.
Также отец рассказывал, что к осени 1944 года его перевели в Подмосковье, в часть, которая занималась проверкой документов людей, живших на освобожденных территориях. Он был человеком с высшим образованием, к тому же нестроевым, поскольку в 6 лет споткнулся на мостовой в Новозыбкове и разбил коленную чашечку, поэтому прихрамывал всю жизнь.
Его призвали в 42-м, когда выбрали все резервы. Он был обычным солдатом. К концу войны – младшим сержантом, командиром отделения. Но, видимо, как грамотный и надежный человек, последние месяцы своей военной службы был занят именно такой работой. На ответственную службу с большим количеством документов брали особо проверенных людей.
Сохранилась анкета, которую отец заполнял в 1969 году при вступлении в партию. В ней он упоминает, что в годы войны родители проживали на оккупированной территории, но связей с оккупантами не имели. Такого рода информация тогда всегда проверялась (затем и требовали это указывать).
Отца (Василия Немцева) он любил, бережно хранил его фотографии.
И, наконец, дочь деда – Виктория – много лет была связана с военной разведкой. Я узнала об этом на её похоронах лишь в 1998 году.
…Я в деталях запомнила всё, что говорил отец в годы моей юности, а затем повторил за полгода до смерти. Он же был учёный, к фактам относился ответственно. Малейшую неточность заставлял перепроверять не один раз. Красивых сказок он сочинять не умел и не стал бы. Тем более говорить о том, чего не было. Не тот был человек».
Смерть застанет Василия Немцева незадолго до освобождения города, в июне 1943 года. Последнее своё пристанище он обретет в Новозыбкове, будет похоронен около Чудо-Михайловской церкви.
Несколько слов о детях Василия Моисеевича. Дочь Виктория по окончании школы в составе комсомольского отряда отправится в Москву для строительства столичного метро.
Во время войны будет неистово сражаться с врагом наравне с мужчинами.
В должности начальника химической службы 58-й гвардейской стрелковой дивизии дослужится до инженера-капитана. В отставке – инженер-подполковник. Кавалер ордена Отечественной войны II степени.
В мирное время возглавит одну из фабрик полимерных изделий в Москве. Проживет долгую и плодотворную жизнь. Все, кто был знаком с Викторией Васильевной, вспоминают её как порядочную, волевую и энергичную женщину. Похоронена она на Преображенском кладбище в Москве.
Добротой, внимательностью и особым обаянием отличался Вячеслав. С детства его больше влекла природа, нежели техника.
В 1941 году он окончит Московский зоотехнический институт по специальности «охотовед-зверовод». Затем война. Вячеслав воевал с 1942 года и до самой Победы. После несколько лет преподавал в родном институте.
С 1948 года его жизнь будет связана с государственным Дарвинским биосферным заповедником (Череповецкий район Вологодской области). Основными объектами его изучения станут утки, глухари и особенности их разведения в вольерах.
Он создаст первую в мире глухариную ферму, всю жизнь будет заниматься одомашниванием этих птиц. Одновременно собёрет коллекцию насекомых. Кандидатскую диссертацию защитит в 1955 году. Опубликует 48 научных статей. Награждён медалью «За доблестный труд». Всего удостоен 16 медалей и ордена Отечественной войны II степени.
Вячеслав и Виктория Немцевы любили Новозыбков, приезжали в город своего детства при первой же возможности. После смерти родителей они останавливались в доме родственницы – Елизаветы Павловны Жадькопо улице Бульварной.
Во время визитов Вячеслав старался навестить первую школу, где когда-то был учеником. В один из приездов в дар учителям и ученикам он передаст альбом с фотографиями птиц, а краеведческому музею подарит небольшую коллекцию бабочек.
Вячеслав Немцев проживёт долгую, яркую и насыщенную научными открытиями жизнь. Умер он 26 июня 2002 года в возрасте 84 лет.
Маргарита Кораблёва, говоря о Виктории и Вячеславе Немцевых, отметит:
«Они оба очень любили отца, и, очевидно, были с ним очень близки. …Внутренняя сущность совершенно одинакова: оба несгибаемые, мужественные люди с бойцовскими качествами. И дед был таким, я уверена. Иначе бы он тихо ушёл из жизни и не стал партизанским разведчиком.
…Тётя рассказывала, что в юности перед отъездом в Москву она случайно услышала разговор своих отца и матери. Варвара Григорьевна переживала, что большой город испортит неопытную девушку. На что Василий Моисеевич ответил: «А я в неё верю». Эти слова Виктория Васильевна запомнила и сверяла всю свою дальнейшую жизнь по ним.
И ещё одна важная деталь. Виктория и Вячеслав Немцевы были отличными фотографами. Мой отец не расставался с фотоаппаратом. Виктория Васильевна начинала трудовой путь фотокорреспондентом местной газеты.
Недавно я нашла её письмо, в котором она говорит, что не нужно было на снимке выстраивать детей в один ряд, как солдатиков, а следовало их сгруппировать, кого-то обнять за плечи и т.д. Это «сработал» профессиональный взгляд фотографа – школа её отца.
Главная жизненная установка Немцевых – несгибаемость и стойкость, умение позитивно принимать и переносить перемены, быть готовым к преодолению любых обстоятельств и при этом радоваться жизни, какой бы трудной она не была. «Не поддавайся унынию, дочка, оно разрушает человека», – часто говорил мне отец. Немцевы – бойцы по своей внутренней сути. И безусловные патриоты».
Радует, что память о фотографе Василии Немцеве и его семье спустя годы жива в Новозыбкове. В июне 2018 года на месте его упокоения был восстановлен крест, отслужена панихида.
Осенью того года в центральной городской библиотеке прошла выставка, посвящённая его жизни и творчеству. Новозыбков посетила внучка Немцева – Маргарита Кораблёва. Установлена и поддерживается связь с его внуком, проживающим в Москве. Потомки фотографа поделились документами и ценными снимками из семейного архива, благодаря чему сегодня мы знаем, как выглядел человек, который запечатлел наш город и его жителей на рубеже столетий.
Доставшееся нам наследие Василия Немцева ещё ждет серьёзного изучения и глубокого исследования. Если мы хотим пройти по пути его творческих исканий, важно восстановить и время, и окружение Немцева. Необходимо определить его первые шаги в фотографическом деле. Том деле, которому мастер с полной отдачей посвятил всю свою жизнь.
© Александр Дудников (Москва)
Источники, использованные при написании статьи:
- Личный архив М.В. Кораблёвой (документы, фотографии, воспоминания).
- Личный архив С.А. Ершикова (документы, фотографии, воспоминания).
- Восстановлен крест на могиле Василия Немцева. К.Ф. Попов. Интернет-портал «Зыбчане» от 12.06.2018.
- История города в фотографиях. К.Ф. Попов. Интернет-портал «Зыбчане» от 27.09.2018.
- Выставка в библиотеке. К.Ф. Попов. Интернет-портал Новозыбков.Ru от 29.09.2018.
- Открытие фотовыставки «Портреты родного города. Век ХХ». Сайт Новозыбковской центральной городской библиотеки от 24.09.2018.
- В Новозыбкове состоялась встреча с внучкой Василия Моисеевича Немцева – Маргаритой Кораблевой. Сайт Новозыбковской городской администрации от 11.09.2018.
- Память о необыкновенном мастере. Н.М. Афонина. Газета «Маяк» от 29.06.2018.
- Восстановили крест на могиле Василия Немцева. К.Ф. Попов. Газета «Новозыбковские вести» № 26 (1132) от 26.06.2018.
- Дома и люди: Немцевы из Новозыбкова. А.П. Дмитроченко. Интернет-портал Новозыбков.Ru от 27.11.2012.
- Глухарь в ладонях. Кандидат исторических наук, заслуженный работник культуры Российской Федерации Т.О. Спивак.
- Календарь Черниговской губернии на 1888 г. Чернигов.
- Календарь и справочник «Весь Новозыбков на 1914 год». Типография М.Д. Лыкова. Клинцы, 1914.