В Клинцовском краеведческом музее, благодаря стараниям его сотрудников, сохранилось немало различных материалов, относящихся к истории города и района. На этот раз наше внимание привлекла фотография с подписью: «Первый автомобиль Барышниковых». Изображение датировано 1900годом. Мы решили дополнить эту информацию и выяснить, что это за машина, и когда она могла появиться в Клинцах.
На рубеже XIX и XX веков, как в Европе, так и в Америке действовало огромное количество автопроизводителей, что очень затруднило самостоятельный поиск. Для точной атрибуции сначала пришлось обратиться к специалисту по антикварной авто и мото технике. В нашем случае им выступил председатель общества старинных автомобилей SVVA (Великобритания) Божи Мохачек, который любезно, а главное оперативно согласился нам помочь. Со слов эксперта, на фото немецкий автомобиль N.A.G. Tourer 1906 года выпуска, под капотом которого спрятан 4-цилиндровый двигатель объёмом 5,2л.
Машины этой марки производились в Берлине электротехнической компанией AEG, которая, выкупив производство Kühlstein Wagenbau в 1902 году, переименовала его в Neue Automobil – Geseiischaft (N.A.G.).
На хорошую репутацию автомобилей указывает тот факт, что машина этой фирмы в 1907 году была подарена германской императрице Августе Виктории, а в 1912, 1913 и 1914 годах N.A.G. выиграла Кубок Гетеборга на гонках в Швеции. Впоследствии эта компания перешла на производство грузовиков, автобусов и бронетехники.
Немецкие авто на отечественном рынке пользовались особой популярностью. И в этом случае ключевую роль сыграло не только качество сборки и надёжность механизмов. С 1904 года количество машин из Германии выросло, благодаря снижению пошлин на ввоз технических средств из этой страны.
Российское представительство компании находилось в Санкт-Петербурге по адресу Большая Конюшенная, д.13.
В первом десятилетии ХХ века легковые автомобили N.A.G. такого класса стоили в среднем 5000 марок. Учитывая, что 1 марка в то время равнялась приблизительно 46 копейкам, в рублях цена машины составляла 2300 р. К стоимости прибавлялись ещё таможенные сборы. Соответственно при покупке в России за этот автомобиль нужно было отдать около 3000 рублей. Это была средняя ценовая категория. Для сравнения: 4-цилиндровый Форд Дубль Фаэтон стоил 2375 р., отечественный Фрезе – 1500р., а топовый Делоне-Бельвиль Sa Majeste le Tsar (Его Величество Царь) Николая II обошёлся казне в 9200 рублей.
До 1914 года в стране на 164 миллиона человек насчитывалось всего лишь порядка 13000 машин. На тот момент автомобиль действительно был роскошью, но в основном не из-за цены, а из-за дорогого обслуживания, которое отнимало у владельца техники ещё 2000 – 3000 рублей в год.
Кто мог бы в Клинцах приобрести и содержать автомобиль в те годы? В первую очередь потенциальными автовладельцами являлись крупные купцы и промышленники посада. Из публикации журнала «Сине – Фоно» известно, что к 1910 году несколько машин было у Г.К. Сапожкова. Вероятно, у других состоятельных граждан Клинцов тоже имелись атомобили, и обнаружить информацию по ним – дело времени.
Иногда архивные сведения дополняют истории местных жителей. Так по рассказам жительницы деревни Болдовка Покатнёвой Ф.В. (племянницы М.А. Покатнёва, делегата 1-го Всероссийского съезда крестьянских депутатов в Петрограде), летом, направляясь на свой хутор, Барышников в компании друзей часто проезжал через деревню на машине. В ту пору и дети, и многие взрослые бросали свои дела, чтобы поглазеть на такое чудо.
Если с маркой авто всё ясно, то теперь разберёмся, кто запечатлён на снимке. Из-за слабой детализации фото мы не смогли определить личности всех людей в автомобиле. Предположительно за рулем транспортного средства сидит С.Д. Барышников, а справа от него главный механик фабрики Барышниковых – И.П. Никитин. К такому выводу мы пришли, сравнивая фотографии Сергея Дмитриевича и Ивана Петровича.
Таким образом, учитывая вышеперечисленные факты, можно сказать, что первым автомобилем Барышниковых был образец германского автопрома – N.A.G. Tourer 1906 года, который мог появится у его владельцев только после 1905 г., но не позже 1915г.
В заключение хочется сказать, что машины не просто являлись дорогой игрушкой для богатых горожан, но и выполняли функции двигателя прогресса в масштабе посада. Появление автотранспорта сыграло свою роль в развитии Клинцов. В частности, оно способствовало появлению новых профессий и строительству дорог.
© Павел Чирков
Благодарим сотрудников Клинцовского краеведческого музея за помощь в подготовке материала.