Для связи с проектом

6 декабря, 2024

Первый революционный железобетонный! Краткая история Почетушского моста

На протяжении истории города архитектурный облик Клинцов постоянно менялся. Одни постройки чудом дожили до наших дней почти нетронутыми, другие сохранились в сильно изменённом виде. Но большинство архитектурных объектов, появившись на короткий срок, по различным причинам исчезло с городской карты. Такая же печальная судьба была уготовлена Почетушскому мосту, который располагался в самом начале Большой улицы (ныне ул. Октябрьская) и соединял город с деревней Почетуха и далее с железнодорожным вокзалом. Этот объект интересен в первую очередь тем, что впервые в Клинцах такое сооружение возводилось не из дерева, как все его предшественники, а из железобетона.

Почетушский мост в Клинцах до революции. Источник яндекс

Решение о строительстве в городе нового моста взамен ветхого деревянного было принято не позднее 1922 года, по крайней мере, согласно официальным отчётам, сооружение Почетушского моста через речку Туросну входило в план постройки на 1923 год. К тому времени по статистике 37 мостов Клинцовского уезда нуждались в капитальном ремонте, и ещё 20 требовалось полностью перестроить. Примерная стоимость таких работ по предварительным сметам обошлась бы в 45127 рублей 73 копейки.  Гомельский Губернский Дорожный Отдел выделил на эти цели «15000 рублей золотой валютой» и утвердил новую производственную программу, согласно которой было одобрено строительство Почетушского моста. В начале 1923 года велась разработка проектной документации этого объекта. Жители города, поверив планам губернского руководства, ждали появления новой переправы через речку. Но, к сожалению, в заявленные сроки мост так и не появился. В отчётах по дорожному строительству за 1923 год мы нашли такую запись:

«Постройка железобетонного моста через реку Туросну в городе Клинцах не выполнена, благодаря отсутствию средств на эту надобность».  

Правда, такой поворот событий не заставил полностью отказаться от возведения этого объекта. Стройку решили перенести на следующий год.  Первоначально предполагалось уложиться в 5000 рублей. На самом деле, мост обошелся гораздо дороже. Осенью 1924 года местная газета Труд рапортовала об успехах в строительстве переправы.

Строительство Почетушского моста. 1924 год. Газета “Труд”

 Из статьи под названием «Железо-бетонный мост» видно, что «сооружение по первым подсчётам обошлось в 27000 рублей», из которых 12000 пошло на оплату рабочим. Деньги для такого дела, можно сказать, собирали всем миром. УИК выделил 7000 рублей, трест – 3500, ЦРК – 2000, Госсельсклад – 500, Райсоюз -1000, Базарком – 1500, из сумм общественных работ перечислили 1500 рублей, и Гомельский Губисполком раскошелился на 10000 рублей.

Из Гомеля стройкой руководил инженер Клинкачёв, а на месте такие же функции выполнял техник Вихтер. Непосредственно строительными работами на мосту занимался коллектив из 55 человек « под неослабном наблюдении… Коммунхоза и при активном внимании и руководстве со стороны президиума Уисполкома». Каждый этап строительства согласовывался с Московским институтом инженеров путей сообщения.

Мост длиной 15 метров и шириной 6,5 метров по обе стороны украшали две кирпичные оштукатуренные колонны, на которых были установлены фонари. Перильные ограждения с геометрическим орнаментом выполнили из металла. Конечно же, до роскоши столичных мостов это сооружение не дотягивало, но уже и не являлось обычным настилом из брёвен и тёса, как в прошлые времена. На тот момент Почетушский мост смело можно было назвать изюминкой уездного города Клинцы.

Реконструкция архитектурного решения Почетушского моста. Выполнила Александра Чиркова

Сдать объект намечалось 4 ноября, чтобы 7 ноября торжественно открыть его к очередной годовщине Великой Октябрьской Социалистической Революции. Только была одна оговорка: «По мнению технических сил, .. во время открытия (7 ноября) нельзя будет пустить сразу по мосту большие тяжести, так как бетон не сумеет должным образом засохнуть».

Но, видимо, местное руководство или не учло технических рекомендаций, или же очень торопилось сдать стройку к празднику. Не прошло и года с момента открытия новой переправы, как в документах стала проскакивать информация о необходимости ремонта Почетушского моста. А в отчёте по коммунальному хозяйству города Клинцы Гомельской губернии за 1924 – 1925  год есть сведения о проведении ремонтных работ Почетушского моста в этот период , и указана сумма (1900 рублей) их финансирования.

Почетушский мост в 1927 году. Из семейного архива Ольги Клетной

Какие именно дефекты были обнаружены, мы точно сказать не можем. Только ясно, что предпосылки для массовых нарушений в строительстве на тот момент существовали серьёзные. Подтверждения тому можно найти в различных докладах и отчётах по строительству в Клинцовском уезде за первую половину 20х годов ХХ века.  В архивных документах часто встречаются жалобы на нехватку стройматериалов (особенно цемента), дефицит кадров (персонал на стройки буквально брали с улицы), неукомплектованность техническими сотрудниками и, как следствие вышеперечисленного, несоблюдение норм строительства. К этому можно добавить, что объекты, подобные Почетушскому мосту, ранее не делали в Клинцах. И, как всегда, первый блин вышел комом.

Вид на Почетушский мост с Почетухи. Не поздее 1966 года. Источник Яндекс

Однако стоит признать, что это был самый красивый мост за всю историю Клинцов. Он простоял не более двух десятков лет и прекратил своё существование во время Великой Отечественной Войны, пополнив список навсегда утраченных достопримечательностей города.

© Павел Чирков

error: Content is protected !!