Для связи с проектом

15 января, 2025

60 лет назад в Клинцах открылась школа-интернат

За шалости в детстве родители нередко грозились “сдать меня в милицию”, но гораздо страшнее звучала угроза “отдать в интернат”. В моем детском воображении уже сама мыль жизни без семьи внушала жуткий страх и я на непродолжительное время становился послушным. А ведь совсем рядом, на улице Лумумбы, жили сотни детей, для которых интернат стал вторым домом…

Интересна сама идея появления в нашей стране школ-интернатов. Из научной работы Г.М. Ивановой “Мегапроект Хрущова – школы -интернаты: от утопии к реальности” мы узнали, что идея нового образца учебного заведения целиком и полностью принадлежала Никите Хрущеву. Школы-интернаты задумывались им как учебно-воспитательные учреждения нового типа. Их цель он видел в том, чтобы “духовно подготовить человека для нового коммунистического общества, которое вырисовывается уже на горизонте”.

Первый секретарь ЦК КПСС безудержно фантазировал: “Мы должны приступить к строительству школ-интернатов, расположив их в пригородных, в живописных дачных местах, в здоровых лесных массивах. Здесь должны быть светлые просторные классы, хорошие спальни, благоустроенные столовые, центры для всякого рода внеклассных занятий, создающие все условия для всестороннего физического и духовного развития молодого гражданина советской страны”.

Никита Сергеевич Хрущев. Фото яндекс

Возникал резонный вопрос: почему государство не хочет на базе детских домов взращивать “физически крепких, всесторонне развитых и хорошо образованных сынов и дочерей своего народа”? На закрытом совещании 5 марта 1956 года Хрущев ответил на эти сомнения. По его мнению, детские дома, к сожалению, содержаться не лучшим образом, да и сама атмосфера этих заведений, в массе своей, не способствует развитию полноценной личности для идеального коммунистического общества. Поэтому воспитание подрастающего поколения нужно начинать с чистого листа.

Окончательный вопрос об организации школ-интернатов был решен на заседании Президиума ЦК КПСС 13 сентября 1956 года. В соответствии с постановлением “Об организации школ-интернатов” по всей стране начали строить учебные заведения нового типа. Население СССР, особенно его беднейшие слои, отнеслось к созданию школ-интернатов весьма положительно. Матери-одиночки, многодетные семьи с низким достатком, бабушки и дедушки, на попечении которых были внуки, видели в школах-интернатах способ уберечь своих чад от влияния улицы. Были уверены, там их худо-бедно накормят, оденут, обуют, дадут образование и трудовые навыки.

В начале 60-х годов, в Клинцах, на улице Патриса Лумумбы (Стодольской) стали строить свою школу-интернат. В сентябре 1962 года она открыла двери для своих первых учеников и воспитанников.

Строительство школы-интерната в Клинцах. 1961 год. Архив ККМ

 “В большом светлом доме поселились первые жильцы. Сегодня их уже 180. Мальчики и девочки из разных сел и деревень, городские ребята пришли в первую в нашем городе школу-интернат, чтобы вырасти здесь людьми коммунистического общества. Это дети рабочих, колхозников и служащих. Отныне Родина будет заботиться о их воспитании. Школа даст им знания, научит любить труд и людей. Для этого здесь созданы все условия” – так писала М.Березкина в местной газете “Труд”.

На торжественном открытии в клубе им. Ленина. Газета “Труд”. 1962 год

Мальчики в серых шерстяных костюмах, девочки в шерстяных коричневых платьях с белоснежными воротничками и бантами строем пришли на торжественное открытие.  В клубе им. Ленина на Стодоле собралось много народа. Были поздравительные речи, приветствия, праздничный концерт и подарки. Трудящиеся города подарили знамя, овеянное трудовой славой. Под развернутый стяг вышли на сцену мальчик и девочка и сказали: “Мы пронесем это знамя через всю свою жизнь. Клянемся тебе, партия родная, что никогда не отступим от ленинского дела”. У колонны стояла и украдкой смахивала слезу ночная няня интерната Евдокия Лелетко. “Счастливые, -думалось ей. – Счастливые, в хорошее время они живут. Вот ведь и нету родителей сними, а какие они нарядные, веселые”.

Ученики клинцовской школы-интернат. 1962 год. Архив ККМ

Школа №2 подарила своим новым друзьям семь столярных верстаков и горн. Пусть этот горн,- сказал директор школы Петр Никифорович Дегтярев, – каждое утро зовет вас к знаниям, дружбе, спорту, искусству.

Начались обычные будни и то, что пугало меня в детстве не меньше разлуки с семьей: Ранние побудки под горн и команда по всем четырем этажам “На зарядку становись!”. В майках и трусах высыпали на улицу. Зарядку проводили, как правило, старшие ученики. Потом чистка зубов, умывание, заправка кроватей и легкий первый завтрак. Полный завтрак был в 10 часов.

Уборка спальных помещений в клинцовской школе-интернате. Архив ККМ
Дети готовят дрова для кухни. Клинцовская школа-интернат. 1962 год. Архив ККМ

Бытовые заботы во многом лежали на самих воспитанниках интерната. Уборка помещений, территории, дежурства по комнатам и столовой, пилка и колка дров для кухни. Тогда, в начале 60-х годов, кухонные плиты топились дровами. Шефом на кухне был замечательный клинцовский повар, мастер своего дела Евгений Иванович Дорохов. Говорят, был он строгим, всегда следил за тем, чтобы вся детвора была сыта и накормлена.

Повар Евгений Иванович Дорохов с детьми на кухне. 1962 год. Архив ККМ
На кухне клинцовской школы-интерната. 1962 год. Архив ККМ

Вообще, к подбору персонала и учителей в школу-интернат подошли серьезно. Заслуга в этом первого директора Евгения Евгеньевича Макаревича. Следующие 20 лет директором школы была Валентина Петровна Пархоменко. В начале 60-х годов в интернате было шесть классов – от второго до седьмого. Многие заканчивали в те годы именно семилетки. Учебные классы соседствовали со спальнями и комнатами отдыха. Были здесь и мастерские, где девочки учились шить, а мальчики столярничать. В свободное время каждый находил себе занятие по вкусу. В школе работали различные кружки и спортивные секции.

Воспитанники клинцовской школы-интерната играют в шашки. Архив ККМ

Пионервожатая Вера Михайловна Подласова увлекла ребят в страну КИД (Клуб интернациональной дружбы), Борис Вениаминович Неоронов, учитель иностранного языка, вел фотокружок. Спортивными секциями заведовали учителя физкультуры Егор Епифанович Глебов и Викентий Александрович Вишневский. На предметных олимпиадах ученики интерната не блистали, но вот в игре “Зарница” воспитанникам школы не было равных. Отрядом юнармейцев командовал, по воспоминаниям Елены Халезовой-Можаевой, невысокий мальчишка Василий Руденко, который потом станет генералом -майором советской армии. Жизнь в клинцовской школе-интернате била ключом. Многие выпускники школы до сих пор вспоминают о ней с теплотой и признательностью.

Клинцовская школа-интернат. Дежурство по столовой. 1962 год. Архив ККМ

Быт и учебный процесс в нашей школе-интернате был организован на высоком уровне. Но так было далеко не везде. Архивные документы показывают довольно нелицеприятную картину, которая сложилась во многих подобных учреждениях в Советском Союзе. Практически все проверяющие инстанции отмечали в своих докладных записках факты “применения недозволенных, антипедагогических мер воздействия” на учащихся. Проще говоря, детей били. Учителей и воспитателей увольняли пачками, но общую ситуацию это не меняло. Отмечали проверяющие и “дедовщину” среди самих воспитанников. При попустительстве взрослых любая организация замкнутого содержания превращается в колонию со своими известными порядками. Где-то, наоборот, “заорганизованность” переходила все границы. В Горьковской области, например, дети вообще не имели свободного времени. С подъема до отбоя спальни закрывались амбарными замками с “целью сохранения в них чистоты”. Шкафы с игрушками и книгами так же были под замками. Во многих школах-интернатах отмечалась повальная неуспеваемость. Детей отправляли в колонии, детские дома или возвращали родителям. К счастью, подобных историй о клинцовском интернате мы не слышали.

Отставка Хрущева в октябре 1964 года привела к закрытию части школ-интернатов. За этими учебными заведениями окончательно закрепился статус учреждения, куда “по просьбе родителей зачисляются дети, для воспитания которых в семье нет необходимых условий”. В 1965 году в РСФСР функционировали 1178 школ-интернатов, в которых воспитывалось 425 тысяч детей.

Клинцовская школа-интернат. 1962 год. Архив ККМ

Среди них была и девочка Полина из деревни Унеча. Своей маме она написала в 1962 году такое письмо.

“Милая мамочка! Напрасно ты плакала, когда оставляла меня в интернате. Мне так хорошо здесь, что если бы все описать, не хватило бы вечера. А уже скоро девять часов, надо спать. Утром я провожу зарядку с классом и все подчиняются моим командам. Один дядя в школе сказал, что скоро я начну учиться музыке. А преподаватель по физкультуре Василий Федорович говорит, что я и спортсменкой стану. Учеба у меня наладилась. Четверки и пятерки получаю, потому что воспитатели и учителя помогают. Когда иду гулять на улицу, надеваю теплый лыжный костюм. Пальто у меня новое, красивое, да и вся жизнь у меня новая. Не скучай по мне, мамочка, радуйся за меня. Передавай привет папе, сестрам и моим подругам Любе, Рае и Кате. Целую крепко. Твоя Полина”.

©Вячеслав Федоров

error: Content is protected !!