Для связи с проектом

23 марта, 2025

Импортозамещение по-клинцовски. Как 62 года назад завод им. Калинина выпустил аналог импортного станка

В истории России были моменты, когда государству требовался срочный экономический рывок для сокращения технологического отставания об ведущих стран мира. В качестве решения проблемы государство прибегало или к приглашению в страну иностранных специалистов с уникальными знаниями или, уже позднее, к завозу в страну целых производств, созданных за границей. Плата за иностранные технологии и знания всегда была крайне высокой и варьировалась от того, что в данное время Россия могла поставлять на мировой рынок – золото, пшеницу, пеньку, пушнину, лес или нефть с газом.

Сегодня мы вновь столкнулось с проблемой нехватки технологий и импортного оборудования. Придумано даже модное нынче слово «импортозамещение». Как с ним справится страна — покажет время.

 В недалеком прошлом, клинцовские проектировщики, конструкторы, инженеры и рабочие, столкнувшись с аналогичными сегодняшнему дню проблемами, в крайне сжатые сроки с блеском решили их, вывели свое производство на качественно новый уровень, а новая продукция вышла не только на внутренний, но и на международный рынок.

Речь идет об освоении в Клинцах в 1959-1960гг. выпуска текстильных ленточных машин, которые раньше вообще не изготавливались в Советском Союзе, а закупались за рубежом за дефицитную валюту. Стоит отметить, что первые попытки заняться именно станкостроением и импортозамещением завод предпринял еще в 1928 году, когда выпустил пробную серию ткацких станков системы «Шваббе». Подобное оборудование тогда тоже завозилось исключительно из-за границы. Отмечали, что рабочие завода сумели полукустарным способом сделать станок, что говорит об необыкновенной смекалке и мастерстве людей, работавших на предприятии.

Однако, значимой вехой в жизни завода стало именно производство ленточных станков. «Калинзавод» был единственным предприятием в стране который производил эти машины. Подробные и живые воспоминания об этом событии оставил Владимир Анатольевич Пирогов, который непосредственно занимался освоением производства ленточных машин в должности конструктора завода, а записала эти воспоминания его родная сестра – Валентина Анатольевна Пирогова, проработавшая более трех десятилетий на «Калинзаводе» инженером-конструктором и патентоведом.

Пирогова Валентина Клинцы
Валентина Анатольевна Пирогова. Фото клинцовской библиотеки им. Пушкина

Владимир Анатольевич Пирогов в 1955 году окончил Московский текстильный институт и начал работать в Клинцах на заводе им.Калинина. Темой дипломного проекта Владимира Анатольевича была как раз ленточная машина для обработки шерстянных волокон по гребенной системе прядения. Его научным руководителем был один из ведущих специалистов в этой области по фамилии Задоя из Министерства легкой промышленности.

В середине 50-х годов в Москве проходила Международная выставка текстильного оборудования, где демонстрировалась ленточная гребенная машина итальянской фирмы TEXIMA. И вот около этой машины молодой выпускник ВУЗа Владимир Пирогов встретил своего научного руководителя диплома. Они разговорились, стали обсуждать зарубежную машину, оценивать ее. Задоя стал расспрашивать, где работает его бывший ученик, какие конструкторские проекты ему приходится выполнять, что выпускает завод, на котором он работает. В это время завод им.Калинина еще не был машиностроительным, он назывался механическим и выпускал различные запчасти к текстильным машинам по заказам предприятий, и некоторые виды низковольтной аппаратуры. Изготовлял завод также и образцы круглочесальных и двухбарабанных трёпальных машин, но они в 60-х годах были сняты с производства из-за несоответствия современному техническому уровню.

Владимир Анатольевич рассказал, что на Клинцовском механическом заводе трудятся очень квалифицированные кадры, как среди рабочих, так и среди инженерно-технического состава, и что Калинзавод в Клинцах имеет большой авторитет. Он высказал мнение, что что на заводе вполне могли бы собрать и такую ленточную машину, которую они увидели на выставке.

Административный корпус завода им. Калинина. 60-е годы. Архив ККМ

В ленточной машине для обработки шерстяных волокон самым сложным узлом является гребенной механизм, который несмотря на то, что его конструкция стара, как мир, замены за многолетнюю историю не нашел. Однако, для бесперебойной работы такого механизма должна быть большая точность в изготовлении и сборке деталей, иначе гребни не попадут на обратный ход, будут заклиниваться, а иглы будут гнуться или выпадать, не говоря уже о шуме, распушивании волокон и еще о многих других особенностях технологического процесса.

Владимир Анатольевич, видимо, очень убедительно говорил Задоя о достоинствах своего завода, потому что тот сказал, что в Министерстве учтут его мнение, проведут анализ и сделают выводы. Для страны было очень важно не закупать за валюту зарубежные гребенные ленточные машины, а изготавливать их самим в СССР. Тем более, что в это время намечалось строительство нескольких крупных камвольных комбинатов в стране.

В тот период времени, который сейчас называют «оттепелью» (середина 1950-х — середина 1960-х годов, время правления Н. С. Хрущёва) государство поддерживало инициативных людей.

В результате, в Министерстве легкой и текстильной промышленности было принято решение доверить Клинцовскому механическому заводу имени Калинина освоить выпуск гребенной ленточной машины. Правда была и подстраховка – такое же задание получил и Орловский машиностроительный завод. Вот такая вот конкуренция – кто решит эту задачу лучше. Но на Орловском заводе, видимо, отнеслись к этому заданию как к дополнительной нагрузке, а на Клинцовском заводе взялись за него с большим энтузиазмом.

Механический цех Калинзавода. Токарный станок. Архив ККМ

Государство выкупило итальянскую машину фирмы TEXIMA прямо с выставки, передало ее в научно-исследовательский институт ВНИИЛТЕКМАШ, где были выполнены проектно-конструкторские работы по этой машине, а затем комплект чертежей был отправлен в Клинцы и Орёл.

Специалисты клинцовского завода столкнулись с массой трудностей в ходе изготовления опытного образца машины. Вначале чертежи прошли конструкторскую обработку с целью корректировки их применительно к существующему производству. Инженерам В.А. Полякову и В.А.Пирогову пришлось внести около 600 изменений в первоначальный проект машины, заново переконструировать отдельные узлы. Затем чертежи были переданы технологам, которые разработали методы изготовления деталей и необходимую для этого оснастку.

Механический цех Калинзавода. Архив ККМ

Рабочие активно участвовали в этом процессе, помогая решать сложные задачи, при этом совершенствовались и конструкции, и технологии. Труднее всего было с изготовлением, сборкой и наладкой гребенного механизма. Винты со сложным профилем винтовых канавок для приведения в движение гребней в производстве получили название «червяков». Их нужно обрабатывать с большой точностью как по профилю канавок, так и по шагу, а в сборке гребенного механизма червяки должны были выставлены предельно точно, без сдвигов и перекосов.

Механический цех. Сверлильный станок. Архив ККМ

Была разработана специальная схема установки червяков в корпусе, чтобы обеспечить их работоспособность. В.А.Пирогов восхищался мастерством рабочих, которые подсказывали правильные технические решения. Особенно он благодарил Михаила Устиновича Воронкова, старейшего рабочего завода. Именно он сумел добиться, чтобы гребенной механизм опытного образца ленточной машины работал без сбоев.

Старейший работник завода Воронков М.У. 1955 год. Архив ККМ

Самые ответственные детали изготовлял модельщик А.Ф.Богданов, на формовке трудился П.А.Тарабанько, наиболее сложные узлы обрабатывали токари П.С.Дроганов и М.А.Подстригич.

Токарь экспериментального цеха П.С.Дроганов. Архив ККМ

Первый опытный образец машины ЛА-1Ш был собран и в 1960 году прошел с успехом государственные испытания. Это определило дальнейшую жизнь завода им.Калинина, повысило его статус. Завод получил название «машиностроительного» и возможность серийного выпуска ленточных машин.

Ленточная машина ЛА-1-Ш. Производства Клинцовского Калинзавода. Архив ККМ

Модернизировав ленточную машину, завод стал выпускать улучшенные образцы марки «ЛА-Ш» с автоматическим регулированием вытяжки ленты. Эта машина была на уровне мировых стандартов. Ленточными машинами, выпущенными на Клинцовском заводе текстильного машиностроения им.Калинина, были оснащены крупнейшие текстильные комбинаты страны, такие как Ивановский, Астраханский, Читинский, Кустанайский, Оренбургский, текстильные предприятия практически всех республик СССР. К примеру, в 1975 году предприятие выпустило более 700 таких машин.

Модернизированная версия ленточной машины. Архив ККМ

Клинцовские машиностроители со своими ленточными машинами в качестве экспонентов трижды участвовали в крупных международных выставках: 1969 г. – в городе Брно (Чехословакия), в 1970 г. – в Москве, в 1972 г. – в городе Пловдив (Болгария).

Опыт Калинзавода показал — никакое импортозамещение не возможно без толковых инженеров, грамотных рабочих, слаженной работы всего коллектива над решением сложнейших задач. Технический уровень клинцовских специалистов и производственные мощности промышленного города еще 60 лет назад дали рецепт для  успешного развития собственного производства и экономики. 

© Михаил Воронков

Благодарим Клинцовский краеведческий музей, Центральную библиотеку Клинцов им. А.С. Пушкина и Нину Павловну Рыбкину за помощь в подготовке материала.

error: Content is protected !!