Вопрос когда бюст Пушкина появился в городском парке, а главное откуда, мало кого из горожан волновал, зато не давал покоя известному, ныне покойному краеведу, Борису Михайловичу Петрову. Скудным источником для него послужил местный поэт Иван Митрофанович Посканный, который при немцах работал в оккупационной газете “Новый путь”. От него Петров и услышал: “Где-то сняли и привезли в Клинцы”. Скорее всего от Посканного пошел и год установки бюста – 1942-й. Этот год упоминают в своих воспоминаниях Павел Максимович Храмченко: «Примечательно, что в 1942 оккупанты разрешили жителям города выразить свои патриотические чувства по отношению к великому поэту А.С. Пушкину, и в Городском Саду им. Воровского был установлен бюст поэта, который стоит там и поныне» и Нины Петровны Шляховой (Скрипкиной): ” В 1942 фашисты установили в городском саду Воровского бюст А.С. Пушкина. Он так и стоял там, уже в мирное время”.
В архивах талантливый краевед нашел некоторые подробности событий, связанных с бюстом Пушкина, но главный вопрос “откуда?” остался для него без ответа. Городской парк продолжал хранить одну из своих тайн. В своем исследовании мы не претендуем на ее открытие, но обнаруженные нами документы позволят значительно приблизиться к разгадке появления клинцовского Пушкина.
После оккупации Клинцов в августе 1941 года немцы образцово показали, что такое “двойные стандарты”. Аресты и расстрелы, геноцид евреев, жесткие распоряжения и комендантский час не афишировались, зато откровенные заигрывания с населением преподносились как великая забота об угнетенных сталинским режимом. Вновь открылись церкви, работало кино, гастролировали эстрадные артисты и даже балетная студия, которой у нас отродясь не было, объявила о наборе желающих стать на пуанты. Знала прекрасно немецкая пропаганда и о месте Пушкина в русской культуре и душе каждого, даже мало-мальски образованного советского гражданина. Александр Сергеевич не только ваше, но и наше все – с таким посылом был разыгран этот козырь клинцовскими оккупантами. Не смотря на воспоминания очевидцев, в архивных документах редакции газеты “Новый путь” мы не нашли никаких сведений об открытии памятника Пушкину в 1942 году, но зато наткнулись на примечательный отчет об открытии летнего сезона в городском саду.
“Городской сад сегодня выглядит гораздо лучше чем в советское время. В оборудовании сада видна большая, плодотворная работа дирекции гортеатра в лице Колосова В.С. Отлично оборудованный и снабженный немецкими и русскими газетами, журналами, брошюрами, шахматами, шашками. Киоск, закрытый летний театр, буфет-ресторан и другие помещения горсада со всей яркостью говорят о том, что все это сделано с помощью Немецкого Командования на благо жителей города, все это сделано для того, чтобы русский человек впервые, с помощью немцев, смог свободно, радостно и культурно отдохнуть после работы на предприятии или учреждении. Сегодня каждый житель города дышит полной грудью, работает на себя и с улыбкой на лице отдыхает в своем горсаду, чего безусловно нет по ту сторону фронта. Проклятое прошлое кануло в вечность”.
11 июня в парке собралось много людей: представителей немецкого командования, городского и районного управлений, учреждений и предприятий города. Первым выступил бургомистр Клинцов Рево, который “выразил сердечную благодарность немецкому командованию за заботы, проявленные в деле культурного и благоразумного отдыха трудящихся города. Под несмолкаемые аплодисменты было принято решение полевой комендатуры присвоить городскому саду имя бывшего, ныне покойного бургомистра М.Н. Грецкого”. Под раскатистые аплодисменты собравшиеся встретили и речь полковника Хегедиса. После официальной части, как и положено, был дан концерт с плясками и иными увеселительными номерами.
Не только о памятнике Пушкина, но и о нем самом, повторимся, в 1942 году мы не встретили никаких упоминаний. Зато в 1943 году немцев прямо таки прорвало. В начале июня в оккупационной газете выходит заметка “К 144-й годовщине со дня рождения А.С. Пушкина”. Дата далеко не круглая, но это не мешает немцам придать размах событию. “По предложению отдела пропаганды клинцовский городской отдел просвещения готовится достойно отметить эту дату. Оформляется обширная фотовитрина, отражающая особо знаменательные моменты жизни и деятельности поэта, которая будет помещена в городском саду. Там же 6 июня состоится доклад о жизни и творчестве А.С. Пушкина, после чего силами учительского хора будет дан концерт по произведениям великого поэта. В концерте примут участие и ученики городских школ”.
Раскошелились фашисты и на “Пушкинскую премию”, призвав всех русских писателей поучаствовать в литературном конкурсе, дабы помочь возрождению русской литературы. В качестве главной премии был объявлен вояж в Германию.
Буквально накануне пушкинских торжеств в “Новом пути” была опубликована еще одна заметка, которая сыграла в нашем исследовании очень важную роль. Ее текст приведем полностью.
“6 июня исполнится 144 года со дня рождения великого русского поэта А.С. Пушкина. Кому из русских людей не дорого это имя? Кто не читал его сказок, повестей, поэм? Его произведения переведены на все языки мира. В Клинцах в этот день в летнем театре будет прочтен доклад о жизни и творчестве великого поэта, в заключении будет художественная часть. Вечером в театре будет дан концерт из произведений А.С. Пушкина для широкой публики с докладом о его жизни”.
Эта публикация, как и другие, сохранившиеся выпуски газеты “Новый путь” были доступны Борису Михайловичу Петрову в зале периодики Ленинской библиотеки. В разгадке волновавших его вопросов они мало помогли. В результате кропотливой, двухлетней работы в Брянском архиве в наши руки наконец-то попал авторский оригинал этой заметки с редакторскими правками. Давайте с ней так же познакомимся в полном варианте.
“6 июня исполнится 144 года со дня рождения великого русского поэта А.С. Пушкина. Кому из русских людей не дорого это имя? Кто не читал его сказок, повестей, поэм? Его произведения переведены на все языки мира. По почину отдела пропаганды местного командования В Клинцах в этот день в 10 часов утра, в городском саду им. М.Н. Грецкого состоится открытие памятника великому поэту. Затем в летнем театре будет прочтен доклад о жизни и творчестве великого поэта, в заключении будет художественная част: докладчик, соло, дуэты, рояль, хор (силами учительского хора и учащихся). Вечером в театре будет дан концерт из произведений А.С. Пушкина для широкой публики с докладом о его жизни”.
Удивительная находка намекает нам, если не уверяет, что бюст Пушкину был открыт в городском саду не в 1942, а в 1943-м году. Тогда зачем, спрашивается, о таком значимом жесте со стороны немцев информация вычеркнута и не пошла в тираж? Заметьте, вычеркнули и Грецкого, чьим именем год назад нарекли горсад. С бывшим бургомистром, местным жителем, все более-менее понятно, откровенных коллаборационистов и предателей никто не любил, даже фашисты. А вот как быть с Пушкиным?
Конечно не стоит окончательно отметать вариант, что бюст Пушкину поставили все же в 42-м, позабыли об этом или попытались теперь его открыть официально, в более торжественной обстановке. Тем более сразу несколько человек вспоминают именно 1942-й год и памятник поэту. Воспоминания – вещь во многом субъективная, однако версия имеет право на существование. А что если шумиху по поводу открытия памятника не стали раздувать по другой причине, а именно из-за истории появления бюста Пушкина в городском саду?
В отчетном газетном материале 43-го года, в отличие от публикаций 1942-го, памятник в центре событий.
“В воскресенье 6 июня городской сад был переполнен гуляющей публикой. Все свободные от труда в этот солнечный день сошлись сюда, чтобы отметить юбилей самого любимого русского поэта. Среди горожан много офицеров, приглашенных к участию в этом национальном празднестве. У установленного в саду бюста Пушкину бургомистр города г. Рево произнес краткую речь, тут же переводимую на немецкий язык. Александр Сергеевич Пушкин, – сказал он, – был не только великим русским поэтом, он был и величайшим патриотом. Из его бессмертных произведений мы должны черпать горячую любовь к нашей родине, России. Присутствие здесь сегодня представителей германской армии – сынов великого германского народа, – ярко доказывает их безграничное доброжелательство к нам, русским, их желание сохранить нашу национальную самостоятельность, их умение ценить и уважать наши традиции и таланты. Вслед за бургомистром, первым возложившим цветы к подножию бюста поэта, то же самое проделали высшие чины клинцовского гарнизона. Все они, останавливаясь перед скульптурой поэта, отдавали ему по военному честь…”.
Местные любители истории давно определили автора скульптуры – Владимира Николаевича Домогацкого, который известен скульптурными портретами выдающихся личностей своего времени. Его работы всегда отличались лиричностью и стремлением к чувственной трактовке образов, что делало их важной частью культурного наследия.
Владимир Николаевич активно участвовал в арт-движении начала XX века, был одним из организаторов и членом Общества русских скульпторов, а также преподавал в Московском художественном институте. Особый интерес к Пушкину проявился в исследовании «О скульптурных портретах А.С. Пушкина» (1928 – 1929).
Именно бюст Пушкина работы В.Н. Домогацкого стал прототипом для десятков копий в гипсе и металле. На сегодняшний день известно около 70-ти бюстов-близнецов на территории России и бывшего СССР. К слову сказать, творение Домогацкого, работы которого хранятся в Третьяковской галерее, имеет не только культурную, но и аукционную ценность.
Вернемся к нашему Пушкину и словам свидетеля его появления в городском саду Посканного: “Где-то сняли и привезли в Клинцы”. Такой вариант вполне реален, учитывая масштаб производства копий по всей стране. Немцы могли где-то его элементарно стащить и привезти в Клинцы, которые на тот момент были центром большого округа. Тем более о бюсте поэта в Клинцах до прихода немцев мы, как и Петров, ничего не слышали.
Все изменилось когда мы добрались до подшивки местного “Труда” за 1939 год. В одном из номеров нас ждала совсем небольшая заметка с фотографией. Как оказалось, в том же году во дворе текстильного техникума разбили сквер, устроили цветник с фонтаном и установили аж три бюста великих писателей: Пушкина, Толстого и Гоголя. Редакция газеты призывала все городские учреждения с дворами последовать примеру техникума, облагородить территорию, озеленить и внести свою лепту в борьбу за чистый воздух.
Разглядывая под лупой фотографию газетного качества мы пытались понять, тот самый ли это Пушкин из парка Воровского? Спорили, приводили доводы, сравнивали десятки фотографий из других городов. В качестве экспертов пригласили даже скульпторов и художников, чей глаз в силу профессии способен различать тонкие нюансы формы и фактуры. Творческий консилиум из скульпторов Виталия Алексеева и Михаила Едомского, известного питерского художника Андрея Ветрогонского и нижегородского историка и искусствоведа Антона Марцева пришел к мнению, что Пушкин из сквера текстильного техникума и его собрат из парка с вероятностью 99% творение Домогацкого.
Подкрепило мнение и сходство постаментов на фото 39-го года и середины 50-х, которые в отличие от самих бюстов были уже фантазией местных мастеров. Позже пьедесталы клинцовского Пушкина будут стремиться к максимальному упрощению и даже откровенному неуважению к памяти поэта. Слава Богу сейчас памятник привели в порядок.
Можно предположить, что инициаторы идеи из отдела пропаганды просто решили в 1943 году перетащить памятник Пушкина в полном комплекте со двора техникума в городской сад. К этой версии вполне вяжется и незнание Посканного. Бюст стоял во внутреннем дворе техникума и о его существовании вполне могли знать только те, кто там бывал. Объясняется и редактура черновика текста для газеты. Вот если бы привезли еще одного Пушкина, пусть и копию, то тогда можно было бы торжественно предъявить его публике. А так педантичные немцы не могли открывать то, что уже было открыто до них. Переместили-установили и ладно.
Казалось бы мы нашли разгадку. Однако, сомнения и новые вопросы неизменно сопутствуют нам в попытках докопаться до истины. Пусть пока наши размышления останутся версией, основой для дальнейших поисков и еще одним шагом на пути к новым открытиям. Да и нераскрытая таинственность, как нам кажется, очень идет нашему Пушкину…
© Вячеслав Федоров
Мы благодарим Виталия Алексеева, Михаила Едомского, Андрея Ветрогонского, Антона Марцева, Ольгу Клетную и клинцовский музей за помощь в подготовке материала.