Ни одно из искусств не может запечатлеть время, кроме кино.
По существу, что такое фильм?
Это мозаика из времени.
Андрей Тарковский
Первые кинематографические аппараты в России появились в конце XIX столетия, когда в апреле 1896 года потомственный Почётный гражданин Санкт-Петербурга В.И. Ребриков подал прошение в Министерство Императорского двора о разрешении съёмки коронационных торжеств. Также к этому времени относятся приезд в нашу страну оператора компании братьев Люмьер Камилла Серфа и демонстрация «синематографа Люмьера» в театре петербургского сада «Аквариум». Тогда публике показали несколько фильмов в антракте водевиля «Альфред-Паша в Париже». В Москве кинодемонстрации состоялись 6 мая того же года в театре Солодовникова.
С тех пор синематограф стал модным развлечением и прибыльным делом, вследствие чего постоянные театры кино начали появляться во многих городах империи. Первый открылся в мае 1896 года в Санкт-Петербурге по адресу Невский проспект, дом 46.
Со временем кино проникает в губернские города и провинциальные поселения. Так, в 1910 году на личные средства купца Михаила Шишкина был устроен синематограф в уездном городе Новозыбкове.
В марте того года он обратился в местную Думу с прошением следующего содержания:
«Желаю взять в арендное содержание городской сад по Ярмарочной площади для устройства: электротеатра «Модерн», открытой сцены, биллиардной, кабинетов для карточной игры, кегель-бана, эстрады для музыки, тира, детских игр, буфета, павильонов для фруктовых вод, беседок и проч.
А потому прошу Новозыбковскую городскую Думу отдать мне упомянутый сад с фруктами и травою для предполагаемых выше построек сроком на 12 лет с платою по 200 рублей в год. Одновременно прошу разрешить мне устройство электротеатра «Модерн», машинного отделения и других построек».
Рассмотрев поданное ходатайство, 12 апреля 1910 года городская Дума постановила: «Выдать Шишкину М.А. удостоверение о неимении препятствий к устройству в городском саду на Ярмарочной площади электрического театра и других зданий, и установки двигателя с непременным условием постановки керосинового двигателя усовершенствованной системы и заключения договора на аренду этого сада».
До этого Шишкин приобрёл земельный участок на бывшей Базарной площади, где впоследствии построил двухэтажное кирпичное здание, второй этаж которого оборудовал и приспособил под кинотеатр со зрительным залом под названием «Модерн», то есть «Современный».
Деньги на строительство в размере 10 тыс. рублей Шишкин взял в долг у купца Кублицкого на условиях погашения задолженности в течение 10 лет.
Шишкин тщательно подходил к вновь устраиваемому делу и принимал личное участие при составлении плана-чертежа здания. Каждая деталь должна быть учтена и воплощена в действительности.
По замыслу Шишкина зрительный зал был оборудован на 250 мест. Также он устроил террасу и фойе с буфетом, где периодически играл духовой оркестр.
Керосинный двигатель, динамо-машину, экран и другое оборудование Шишкин приобрел в Петербурге. Его стоимость оценивалась более чем в 1900 рублей. В столице владелец заказывал и покупал кинопленки. На боковой стене здания с улицы укрепили вывеску со светящимися лампочками «Электробиограф «Модерн».
Краевед А.Г. Кублицкий в статье «Кинематограф в Новозыбкове» пишет: «Освещение осуществлялось лампочками в 20 Вт от местной миниэлектростанции, двигатель которой был английского завода, 2-хтактный, 11 действительных лошадиных сил. Лишь в 1914 году, когда в Новозыбкове вошла в строй первая городская электростанция, построенная Василевским, электробиограф «Модерн» был переведён на городскую электроэнергию.
Цены на билеты достигали 50 копеек в зависимости от ряда. К каждому билету прилагалось краткое содержание кинокартины, отпечатанное в одной из местных типографий».
Кинотеатр пользовался огромным спросом у населения. На некоторые сеансы попасть было практически невозможно. Иногда в зале приходилось устанавливать дополнительные стулья, поскольку он не мог вместить всех желающих. Билеты приобретались заранее.
Репертуар фильмов был достаточно широк. Публика с удовольствием смотрела все виды игровых сценических жанров. В особенности зрителям нравились короткометражные ленты «Стенька Разин», «Ночные призраки», «Участь брошенных», «Оборона Севастополя», «Жизнь и смерть Пушкина», «Пиковая дама» и др.
Перед началом показа в буфете посетителям предлагались прохладительные напитки, детям – мороженое, конфеты и прочие сладости. Продавались цветы, которые кавалеры покупали для своих возлюбленных.
В указанное в билете время на сцену выходил конферансье, рекламировал предстоящее зрелище, называл главных действующих в нём лиц и сыгравших роли актеров. Затем в зале тушили свет, поднимался занавес.
Поскольку первое кино было немое, приглашали музыканта, который играл на рояле и тем самым усиливал эффект восприятия кинокартин.
Просмотр сопровождался звонким смехом зрителей, рукоплесканиями, громкими выразительными криками – одним словом – бурными эмоциями. Количество сеансов в год превышало 300.
Ближайшим помощником Михаила Шишкина была его супруга – Надежда Дмитриевна, в девичестве Переселенкова. Происходила она из старинного донского казачьего рода, являлась дочерью купца I гильдии из станицы Старочеркасской. Надежда Дмитриевна была привлекательна внешне, мила, стройна и очень хороша собою. Многие состоятельные мужчины тогда мечтали видеть её в женах и оказывали постоянные знаки внимания.
Тут невольно вспоминаются слова Толстого Л.Н. из его романа «Война и мир»: «Она была так хороша, что не только не было в ней заметно и тени кокетства, но, напротив, ей как будто совестно было за свою несомненную и слишком сильно и победительно действующую красоту. Она как будто желала и не могла умалить действие своей красоты».
Постоянно находясь в кинотеатре, Надежда Дмитриевна продавала билеты, встречала гостей, следила за порядком в зале. Помимо этого, занималась пошивом одежды на французский манер, слыла за известную в городе портниху.
Из воспоминаний внучки Шишкина – Людмилы Александровой: «В 1918 году немецкие войска вошли в город. Двое из офицеров пришли в кинотеатр. При встрече с Надеждой Дмитриевной один другому на французском языке говорит: «Русская свинья может одеваться!». Шишкина носом не повела и на французском ответила: «Возьмите, пожалуйста, Ваши билеты». На сеанс офицеры так и не явились».
Сам Михаил Шишкин также практически всегда присутствовал во время показов кино. Он решал финансово-хозяйственные вопросы, контролировал доходы и расходы, принимал все необходимые меры для комфорта и увеселения посетителей.
Здание и находившийся в нем кинотеатр облагались солидным налогом. По этой причине Шишкин неоднократно обращался в городскую Управу о понижении налоговых сборов.
Без преувеличения, Шишкины на то время были одной из самых эффектных и красивых пар в Новозыбкове, о чём свидетельствуют несколько дошедших до наших дней фотографий начала XX столетия, на которых молодые супруги запечатлены вместе.
В качестве киномеханика Шишкин пригласил выпускника компании братьев Пате – Тимофея Долгова. Он был «подлинным профессионалом, тактичным в обращении, никогда не допускающим грубостей», за что получал жалование в размере 75 рублей.
Кинотеатр приносил владельцу хороший доход, что позволило ему в числе немногих состоятельных людей города заказать, приобрести и пользоваться телефонным аппаратом (всего по состоянию на 1914 год в Новозыбкове насчитывалось 114 абонентов).
После крушения Российской Империи и прихода к власти большевиков здание кинотеатра «Модерн» и всё прочее имущество Шишкиных было объявлено собственностью государства, то есть национализировано. Первое время сеансы в нём продолжались. Однако начавшаяся Гражданская война и ужесточившиеся карательные меры властей по отношению к населению свернули на нет киносеансы.
С. Макаров в статье «Художники довоенного Новозыбкова» пишет: «В скором времени все лучшие дома в городе, принадлежавшие купцам и промышленникам, формировавшие облик города в начале века, были заняты под госучреждения новой власти. В доме фабриканта Волкова размещался штаб Богунского полка, затем, в начале двадцатых, – Дом пионеров, потом ФЗУ (фабрично-заводское училище). В частном кинотеатре Шишкина, убитого в первые дни революции – рабфак. В доме купцов Абросимовых, расположенном в центре города, украшенном деревянной резьбой – типография. В домах торговца пенькой – Шведова, что напротив бывшего здания дворянского собрания – тублечебница, а в угловом особняке – школа (сейчас Дом детского творчества). Досталось и гимназии: по указанию властей срочным образом убрали на фронтоне выложенное из кирпича название «женская гимназия».
О трагической смерти владельца кинотеатра пишет и краевед Кублицкий, указывая при этом, что его убийство произошло в конце 1918 года. По словам Людмилы Александровой, «убили Шишкина на Шеломовском шляху (дороге)». Однако детали этой трагедии и место погребения Михаила Шишкина до сих пор не установлены.
После расстрела жена Шишкина с дочерью, Анной, будут проживать в небольшом домике няни семьи по улице Воровского. После смерти их похоронят рядом, на городском старообрядческом кладбище.
Что касается самого кинотеатра «Модерн», то в более поздние годы его внутренние помещения переделают под квартиры. В таком виде оно сохранилось до наших дней.
Здание бывшего синематографа относится к числу немногих уцелевших исторических сооружений конца XIX начала XX вв. Сегодня оно служит украшением центральной части Новозыбкова и напоминает об эпохе зарождения кинематографа.
© Александр Дудников, краевед, уроженец Новозыбкова