В историографии Клинцов, и это во многом закономерно, главную роль в становлении и развитии города отводится старообрядцам. Этой тематике посвящена масса исследований и работ краеведов. Однако, не стоит забывать, что в Клинцах, помимо старообрядцев жили не только представители других религий, но и национальностей. В нашем проекте мы уже затронули тему немцев-колонистов, которые в свое время значительно повлияли на развитие текстильного производства. По разным причинам практически ничего не известно о другом народе, его роли в жизни нашего города. Речь идет о евреях. Поселившись в посаде в XIX веке, они не только активно занялись освоением ниши торговли, кустарного промысла, медицины и как сейчас сказали бы сферы услуг, но и достигли уровня фабричного производства. Еврейское население города было активными участником революционных событий, а в дальнейшем составило костяк не только инженерного и технического состава клинцовской промышленности, но и внесло бесспорный вклад в развитие городской медицины и образования. Мы считаем, что во многом благодаря именно евреям Клинцы в свое время были не только мощным промышленным центром, но и образованным, культурным городом. Наша малая Родина может похвастаться множеством имен, чьи дела и достижения прославили ее. Многие нам известны, но многие мы начинаем открывать только сейчас. Большую и малоизученную тему клинцовских евреев мы хотим начать с такого имени: Халушаков Рувим Борисович. Огромную работу по поиску документов, сбору информации проделал учитель истории 4-ой средней школы, кандидат исторических наук Александр Шевель. Архивы всех уровней, запросы, бесчисленные поездки, на исследование ушло два года. Помогали все. Ученики, руководство школы. Результатом кропотливой работы стала исследовательская работа о жизни нашего земляка. Для нашего проекта мы адаптировали это исследование.
Детские годы, учеба и выбор профессии.
Рувим Борисович Халушаков родился в Клинцах 21 февраля 1912 года (5 марта по новому стилю) в семье стародубского мещанина Арона Рувинова Халуши и его супруги Песи Моисеевны. Изучая материалы синагоги посада Клинцы нам удалось установить, что родители Рувима Борисовича вступили в брак в июне 1911 года. Рувим был первым ребенком в семье, а в 1918 году у пары родился второй сын – Залман (Зиновий). По всей видимости детей больше не было, по крайней мере в метрических книгах никаких данных о рождении или смерти не найдено.

В регистрационном бланке члена ВКП(б) от 25 октября 1943 года, заполненном на Рувима Борисовича также есть краткая информация о его отце. Там в частности указана его профессия – до революции он был портным по найму, а после 1917 года он работал в небольшой мастерской. С 1941 г. Арон Рувинович оказался на иждивении у своих детей. О матери в этом же бланке вообще нет никакой информации, что может указывать на то, что к моменту его оформления она уже умерла. Более точными материалами о ней мы, к сожалению, не располагаем. Также сбор информации о родителях Рувима Борисовича в интернете привел к неожиданной находке – нами была обнаружена фотография надгробия, расположенного на Востряковком кладбище Москвы. Если это не маловероятное совпадение (мы имеем не только однофамильца и полного тезку), то благодаря этой фотографии можно уточнить даты жизни отца Рувима Борисовича – это 1873-1965 годы.

О детстве Рувима Борисовича практически ничего неизвестно, кроме того, что в определенный момент семья перебралась в Москву. В 1928 году Халушаков закончил девятилетнюю школу, после чего занялся главным делом всей своей жизни – кинематографом. Значительно позже, уже в годы войны кинооператор Лыткин охарактеризовал Рувима Борисовича как «восторженного энтузиаста кинохроники». Кинематограф был молодым, но бурно развивающимся видом искусства в СССР. Учитывая невысокий уровень распространения грамотности в стране, наглядные образы могли быстро и доступно доносить информацию до населения. В. И. Ленин отмечал, что «из всех искусств для нас важнейшим является кино».
Для начала он устроился работать помощником оператора на “Белгоскино”, где молодой человек осваивал азы киноискусства. Белоруссия не располагала необходимым оборудованием для киносъемок, павильоны киностудии находились в Москве и Ленинграде. Этот факт объясняет дальнейший перевод Халушакова из Москвы на учебу в Ленинградскую кинофабрику. Здесь он без отрыва от производства освоил профессию звукооператора. В 1933 г. по неизвестной для нас причине Рувим Борисович оставил учебу в институте киноинженеров в Ленинграде и устроился работать ассистентом звукооператора на фабрику кинохроники.
Учитывая описанные факты биографии, обращает на себя внимание не только тяга Рувима Борисовича к кинематографу, но и очевидный талант молодого человека. Он вместе с братом получил прекрасное техническое образование. Повлияли на это их школьные учителя или они посещали радиотехнический кружок для нас остается загадкой. Младший брат Рувима Борисовича Зиновий в дальнейшем пройдет всю войну и станет инженером, занимавшимся разработкой автомобильных заправок в СССР. Вместе с коллегой он выпустит книгу об автозаправочных станциях.
Служба в армии, оператор на войне и поездка в США.

В 1934-1936 гг. Халушаков проходил службу в 85-м артиллерийском полку РККА, расположенном в Московском военном округе. Во время службы получил звание младшего лейтенанта, был помощником командира взвода зенитной артиллерии. После демобилизации Рувим Борисович возвращается в Москву и устраивается звукооператором на фабрику кинохроники. В 1937 г. Халушаков переходит на работу в Центральную студию кинохроники в качестве кинооператора. Здесь основной сферой его деятельности стала съемка документальных фильмов.

В июле 1941 года Рувим Борисович был вновь мобилизован в качестве звукооператора, а затем и кинооператора в составе киногруппы Северо-Западного фронта. Халушаков стал не просто очевидцем жестокой войны, он был призван запечатлеть все происходившие вокруг него события.

В частности, в сентябре 1941 года он принимал участие в съемках действий советской бомбардировочной авиации в составе группы Романа Лазаревича Кармена. Халушаков был привлечен к съемкам в качестве звукооператора, до этого группа Кармена снимала только «немое кино». Подобнее о событиях этой командировки можно прочитать в статье Николая Качука на сайте Беларусь сегодня.

В июне 1942 года Рувим Борисович был переведен в киногруппу для особых поручений при Главном управлении по производству хроникально-документальных фильмов Комитета по делам кинематографии. Этой группе предстояло отправиться в Великобританию для съемки документального фильма об открытии второго фронта в Европе. Помимо Халушакова в группу вошли также Владислав Владиславович Микоша, Николай Александрович Лыткин и Василий Васильевич Соловьев. По воспоминаниям Лыткина, каких-то четких инструкций группа кинооператоров не получила, ему очень запомнилось напутствие: «Привезите нам второй фронт». В газете «Литература и искусство» была указано, что кинооператоры должны были «запечатлеть на пленку работу советских моряков в дни Великой отечественной войны».
17 ноября 1942 года кинооператоры отплыли из Архангельска в Лондон на судах конвоя QP-15. Кинооператоров «для надежности» разделили между двумя судами: Халушаков и Микоша были на пароходе «Тбилиси», а Лыткин и Соловьев на «Комилесе». Сделано это было исключительно из практических соображений, в случае гибели одного судна вместе с кинооператорами, вторая группа скорее всего смогла бы выполнить поставленную задачу. По пути конвой попал в сильный шторм, в котором погиб эсминец «Сокрушительный», но непогода спасла суда от еще большей угрозы – нападений немецкой авиации. Еще два торговых судна были потоплены немецкими подводными лодками, остальные корабли благополучно достигли берегов Великобритании 30 ноября 1942 года (бухту Лох-Эве в Шотландии).

Халушаков и Микоша прибыли в Лондон раньше своих товарищей и смогли снять момент прибытия в устье Темзы. Вся группа собралась в Лондоне лишь незадолго до наступления нового года. Однако в Великобритании стало ясно, что открытие второго фронта откладывается, англичанам требовалось больше времени на подготовку (высадка десанта в Нормандии произойдет только 6 июня 1944 года). Группу везде встречали благожелательно, но они оказались в роли вынужденных туристов, так как были ограничены в проведении съемок (для них нужно было специальное разрешение). Понимая бесполезность дальнейшего пребывания в Лондоне, участники группы направили запрос в посольство на возвращение их на Родину, однако получили неожиданный ответ – возвращаться в СССР им предстояло через США.

В январе 1943 г. кинооператоры вновь разделились и отправились в США в составе двух разных конвоев. Халушаков и Соловьев прибыли в Бостон без серьезных приключений, а вот Лыткин и Микоша после прибытия в США предстали перед судом в Нью-Йорке за «незаконное пересечение границы». По всей видимости советское посольство в Лондоне не оформило американские визы. Суд ограничился формальным наказанием, разрешив кинооператорам въезд в США на три месяца.

Проводить съемки в США кинооператорам также не разрешили, об этом их уведомил посол Максим Максимович Литвинов, кстати тоже связанный с Клинцами. После знакомства с Нью-Йорком советские кинооператоры встретились со своими американскими коллегами. Они посетили кинематографическую студию Нью-Йорка (Патэ Ньюс), а также встретились с Элом Бриком – оператором, снявшим налет японских самолетов на Пирл Харбор.

Лыткин отметил, что практически все американские кинооператоры были старше своих русских коллег, но принципы работы у них были одинаковыми. Свое знакомство с американскими коллегами Халушаков и его товарищи продолжили уже на Восточном побережье США, в Лос-Анжелесе.

В первый же день своего визита в Лос-Анджелес группа отправилась на киностудии «XX век-Фокс», «Метро Голдвин Мейер» и «Уорнер Бразерс». Они побывали в съемочных павильонах, где им показывали процесс работы над фильмами. В ходе общения с продюсерами и актерами они были поражены обилием русских людей в Голливуде. Наибольшее впечатление на советскую группу произвела встреча с Чарли Чаплином. В США его считали «тайным коммунистом», поэтому его откровенно сторонилась американская богема, а киностудия актера была закрыта властями. Чаплин был организатором компании в США за открытие второго фронта в Европе. Актер с огромным интересом посмотрел снятую Микошей документальную картину о боях за Севастополь («Черноморцы»).

Здесь же в Голливуде без особого ажиотажа консул Михаил Исаакович Мукасей передал Микоше статуэтку «Оскар». Первая в истории СССР награда киноакадемии была присуждена советским кинорежиссерам Варламову и Капалину за документальный фильм «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой» еще в конце 1942 года. В съемках боев для этого фильма принимал участие и Халушаков, поэтому ему было вдвойне приятно ощущать причастность к этой награде. Доставить “Оскара” было поручено участникам группы кинооператоров. На судне «Трансбалт» они прибыли во Владивосток в мае 1943 года, а оттуда добрались на поезде до Москвы, завершив свое кругосветное путешествие.

После возвращения в СССР Халушаков продолжил снимать документальные фильмы о войне, при его активном участии были созданы картины «Трофеи великих побед», «К вопросу о перемирии с Финляндией», «Крымская конференция», «Берлинская конференция», «Парад Победы». В том же 1943 г. он вступил в ВКП (б). К сожалению, Халушаков и его товарищи по известным причинам не смогли сделать документальное кино о своей поездке. В фондах архива можно найти лишь их съемки о пребывании в Архангельске и переходе через Атлантический океан в составе морского конвоя.

Послевоенная жизнь Рувима Борисовича.
В годы войны Халушаков был награжден медалями «За оборону Москвы», «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

После капитуляции Германии и завершения войны Халушаков вернулся на работу в Центральную студию документальных фильмов. Здесь он плодотворно работал на протяжении почти двадцати лет. Рувим Борисович принимал участие в съемках кинопериодики («Союзкиножурнал», «Железнодорожник», «Пионерия», «Новости дня», «Советский спорт»), а также продолжил работать над документальными фильмами. За свои работы он был удостоен трех Сталинских премий. Одну премию I степени он получил за фильм «День победившей страны» и две II степени за фильмы «Новая Албания» и «Новая Чехословакия». С 1939 по 1955 годы Сталинские премии были «главным мерилом творческих успехов» в стране, что указывает на очень высокие оценки трудов Рувима Борисовича властью. Кроме того, Халушаков дважды был удостоен ордена «Знак Почета».

Из учетной карточки ЦСДФ нам известно, что он был женат, однако детей у супругов не было. Жену Халушакова звали Ида Михайловна Маркелова. О ней материал был найден во многом случайно, при изучении переписки Рувима Борисовича с его другом, кинорежиссером Копалиным. Часть телеграмм к нему были подписаны именами «Ида и Рува», что позволило нам установить сначала имя, а затем и фамилию жены Халушакова. Рувим Борисович умер 26 сентября 1964 года в возрасте 52 лет, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Заключение.
Собранные нами материалы хоть и довольно обширны, но не позволяют дать ответы на все поставленные вопросы. К сожалению, личное дело Рувима Борисовича, хранящееся в РГАЛИ, засекречено до 2025 года. Во многом из-за этого о съемках Халушакова на фронтах Великой Отечественной войны мы знаем крайне мало. Также мало сведений о детских годах Рувима Борисовича, его учебе в школе и Ленинградском институте. Тем не менее, проведенное исследование позволило значительно обогатить информацию о нашем выдающемся земляке. Вдвойне приятно, что найденная информация была размещена на сайте ЦСДФ, редактор которого оказал нам помощь в сборе информации о Халушакове.
Рувим Борисович действительно был крайне неординарной личностью. Его любовь к кинематографу и значительные усилия способствовали тому, что уроженец небольшого городка стал известным кинооператором в годы Великой Отечественной войны. Его съемки на передовой позволяли готовить материал, на основе которого монтировались документальные фильмы, поднимавшие дух советских солдат и поднимавшие их в бой в самые трудные дни войны. Эта работа, исполняемая им с риском для жизни, стала его вкладом в общее дело победы в той страшной войне.
©Александр Шевель
Автор благодарит своих учеников и руководство 4-ой средней школы им. В.И. Ленина за помощь в проведении исследования