Для связи с проектом

14 октября, 2024

Летчик номер один в Клинцах

16 марта 1937 года Клинцы были взбудоражены приездом самого знаменитого летчика страны, Героя Советского Союза Михаила Громова. По официальной версии, летчик приехал в Клинцы по просьбе городской партийной организации выступить перед трудящимися и школьниками города и рассказать о трудной и роман­тической профессии летчика. Неофициальной причиной приезда знаменитости (и об этом знал весь город) было то, что летчик недавно женился на первом мастере спорта СССР из Клинцов Нине Кухаркиной и приехал знакомится с родителями жены.

Герой СССР Михаил Громов. Фото из открытых источников

Повод для визита в город был подходящий –  супружеская чета приехала в Клинцы на свадьбу Шуры Кухаркиной, сестры Нины, которая выходила замуж за секретаря горкома ВКП(б) Григория Сазоновича Марченко, ставшего позже депутатом Верховного Совета РСФСР. Остановились молодожены в только что построенном «Доме рабочих» как раз в квартире Григория Марченко, на втором этаже возле проездной арки.

Дом рабочих в Клинцах в 30-е годы. Архив ККМ

Прежде чем рассказать о пребывании Михаила Громова в Клинцах, мы хотели бы немного напомнить нашим читателям об этом легендарном человеке.

Становление летчика-испытателя

Михаил Громов родился 24 февраля 1899 года в Твери в семье военного врача. Его отец по происхождению был дворянин, и это обстоятельство в 1920–1930­-е годы, мягко говоря, не способствовало научной и военной карьере. Детство и юность он провел в Калуге, Ржеве и поселке Лосиноостровском, находящемся сейчас в черте Москвы.

Учеба в Тверском реальном училище давалась юноше легко. Кроме того, у него обнаружились способности к рисованию и музыке, которую преподавал будущий создатель ансамбля песни и пляски Советской Армии, автор музыки Гимна СССР и Российской Федерации Александр Васильевич Александров. Предметом особого увлечения юноши стали спорт и авиамоделизм.

Михаил продолжил образование, поступив в Московское высшее техническое училище, где преподавал академик Николай Егорович Жуковский, создавший здесь аэрогидродинамическую лабораторию. Практические навыки Михаил Громов получил в Центральной московской школе авиации, осваивая пилотирование самолета «Фарман­-IV». Его мастерство было столь очевидным, что после окончания школы он был оставлен в ней инструктором.

Во время Гражданской войны Громов руководил группой боевого применения, осваивал новые для того времени типы самолетов, использовавшиеся в боевых целях. Поразительная дисциплинированность и целеустремленность позволила ему выкраивать время и на серьезные занятия спортом. В 1923 году он даже стал первым чемпионом Советского Союза по тяжелой атлетике!

В 1924 году Михаил Михайлович перешел на службу в святая святых отечественной авиации – Научно-­исследовательский институт Военно-­воздушных сил. Его пригласил испытывать самолеты сам Андрей Николаевич Туполев.

Михаил Громов 1930-е годы. Фото из открытых источников

Судьба испытывала Громова на мастерство и мужество многократно. Так, при испытаниях истребителя И-­1 его самолет вошел в плоский штопор, и отважному летчику пришлось спускаться на парашюте. Это был первый в СССР случай спасения пилота с парашютом. Михаил Михайлович первым поднял в небо знаменитые самолеты У­-2 и И­-3 конструкции Николая Поликарпова. Трудно в это поверить, но он испытал практически все (!) самолеты, созданные в Центральном аэрогидродинамическом институте под руководством Туполева.

Перелет по европейским столицам

Качество лётной техники и индивидуальное искусство пилотов проверяли во время дальних перелетов. Каждая из стран стремилась ставить рекорды дальности. Так в СССР появилась идея пролететь на самолете за три дня крупнейшие столицы Европы. Перелет мог наглядно продемонстрировать высокое качество и возможности советской авиационной техники. Командиром экипажа стал молодой летчик-испытатель Михаил Громов.

Громов должен был лететь на самолете АНТ-3 «Пролетарий» конструкции Туполева, оснащенном двигателем М-5 производства завода «Икар». Мото­ры были подготовлены по специальному наряду из отборных деталей, и каждая де­таль снабжалась своим паспортом. Работа шла по особой программе, превышающей требования к серийным моторам.

Самолет АНТ-3 “Пролетарий”. Фото из фондов музея АО «ОДК»

После тщательной подготовки летом 1926 года экипаж самолета вылетел из Москвы в направлении Парижа. Летчикам пришлось столкнуться с серьезной технической неисправностью – в воздухе вышел из строя радиатор. При остановке на аэродроме в Ле-Бурже осмотр показал, что продолжать полет с таким радиатором нельзя.

«Один француз-механик шепнул нам: «Вон та машина становится на ремонт. Я могу снять с неё радиатор и поставить вам. Этот радиатор чуть больше, но это ничего: держите обороты мотора побольше, и всё будет в порядке». Советские летчики согласились с предложением. Пришлось обеспечить механика хорошим «пур буар» (на чай)», – вспоминал позднее Михаил Громов.

Неожиданно в график полетов вмешалась погода. Парижский аэродром не выпускал самолет из-за ливневого дождя. Несмотря на это, экипаж принял решение лететь, ориентируясь только по приборам. Советские летчики вскоре совершили успешную посадку в итальянской столице Риме.

Следующая точка маршрута – Вена. В столице Австрии излишнее гостеприимство жителей могло нарушить график перелета. Летчикам пришлось в буквальном смысле слова сбежать от внимания публики: «Мы договорились, что, когда я проверю работу мотора, Женя достанет колодки из-под колёс, быстро впрыгнет в кабину, и мы улетим, – пишет Громов. – Так мы и сделали. Всё сработало очень точно. Мы махнули ручками, я дал полный газ и через несколько секунд мы были в воздухе».

Следующая остановка экипажа состоялась по плану в польской столице Варшаве, а далее – конечный пункт Москва.

В европейских странах и Советском Союзе этот легендарный перелет через крупнейшие столицы за три дня с возвращением в Москву произвел настоящую сенсацию. Летчики Франции приняли Громова в свой профессиональный клуб и с их легкой руки за ним утвердилось почетное звание «Лётчик №1» и этот неофициальный титул сохранился за ним на всю жизнь.

Мировой рекорд дальности полета

В начале 1930-­х годов в СССР в обстановке полной секретности начались работы по созданию специального самолета для установления мирового рекорда дальности полета – АНТ-­25. 22 июня 1933 года под управлением Громова состоялся первый полет опытного экземпляра самолета. По оценке пилота, самолет оказался устойчивым и простым в управлении. С конца июня 1934 года первый экипаж в составе Громова, Филина и Спирина начал выполнять дальние испытательные полеты с целью проверки возможностей доработанного второго опытного самолета АНТ­-25. 10–12 сентября экипаж совершил рекордный по дальности и продолжительности перелет по замкнутому маршруту – 12411 км за 75 часов. Этот абсолютный мировой рекорд дальности беспосадочного полета по замкнутому маршруту держался много лет.

На следующий год Громов испытал уникальный 8­-моторный самолет АНТ­-20 («Максим Горький»).

М.М.Громов за штурвалом самолёта «Максим Горький», 1934 г. Фото М. Калашникова

28 сентября 1934 года летчику-­испытателю Михаилу Михайловичу Громову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. После учреждения знака особого отличия ему была вручена медаль «Золотая Звезда» № 8.

Москва – Северный полюс – Калифорния за 62 часа без посадки

Вскоре появились планы перелёта по прямой дистанции по двум международным маршрутам. К полету готовились два экипажа – Валерия Чкалова и Михаила Громова. Команда Чкалова планировала свой полет через Северный полюс, команда Громова – через Атлантику в Бразилию. Однако Бразилия отклонила пролет над её территорией. Громов подал заявку на перелёт также по «полярному маршруту».

Планировалось осуществить два перелета летом 1937 года. Экипаж Чкалова стартовал утром 18 июня. После легендарного триумфа Чкалова второй экипаж мог добиться успеха только увеличив дальность полета.

«Мы влили в самолёт на полтонны больше горючего, чем Чкалов. Это давало громадное преимущество в дальности. Сняли с самолёта надувную резиновую лодку на случай вынужденной посадки в океане, ружья, соль, тёплую одежду, запас продовольствия, запасное масло и прочее – всего на 250 килограммов. Игра стоила свеч. Мы даже обкусали кусачками излишки болтов и болтиков, выступавших из гаек, где только удалось. Отвоевать преимущество в дальности оказалось труднее, чем совершить сам полёт».

Под крылом АНТ-25 перед полетом через Северный Полюс, 12 июля 1937г. Фото из фондов музея АО «ОДК»

Ранним утром 12 июля 1937 года туполевский АНТ‑25 с микулинскими двигателями АМ-34ФРН и экипажем под руководством Михаила Громова стартовал с подмосковного аэродрома.

Маршрут полета. Фото из открытых источников

За все время опаснейшего перелета через Арктику техника не подвела. Отказал однажды только термометр, показывающий температуру воды в системе охлаждения мотора. Сложности возникли в зоне экстремального холода – обледенение винта грозило штопором. Магнитный компас отказался работать рядом с магнитным полюсом Земли. Летчики ориентировались по солнцу. В итоге полет прошел благополучно. Северный полюс прошли на 13 минут раньше срока.

Пролетая над Сан-Франциско Громов преодолел искушение сесть там и долетел до мексиканской границы. Запасы топлива позволяли долететь до Панамы. Для советского государства цель полета состояла в том числе в демонстрации преимуществ советской техники капиталистическим Соединенным Штатам. В любом случае, Громов достиг главной цели – рекорд дальности перелета Чкалова был побит на 1 500 км.

Советский экипаж в Сан-Джасинто, США. Фото из фондов музея АО «ОДК»

Американский аэропорт в Сан-Диего не смог принять самолет из-за плохой погоды, так что местом посадки стало пастбище близ Сан-Джасинто в Калифорнии. У американцев появление самолета с надписью «USSR» вызвало чрезвычайный интерес. «Раскрыв с нашего разрешения капот мотора, американцы были поражены его состоянием: нигде не было ни капли масла. Под капотом была такая же чистота, какой она была и перед полётом. Американцы были поражены».

 «На нас посыпались просьбы дать автографы. Они ставились на папиросных коробках, на шляпах, на манжетах и т.п. Давка вокруг нас была неимоверная. Упавшая перчатка была разорвана на куски, которые достались «счастливчикам». Хозяин земли немедленно обтянул канатом круг, внутри которого очутился наш самолёт, и стал брать входную плату. Его успех во много раз усилился, когда он получил от нас разрешение использовать оставшийся бензин. Он начал наполнять им большое количество принесённых пузырьков и продавать их. Таким образом, хозяин земли стал и знаменит, и богат».

Вскоре экипаж доставили на ближайшую военную базу. Туда же прибыл советский посол в США Константин Уманский.

Экипаж в Марчфильде, Южная Калифорния, США. Фото з фондов музея АО «ОДК»

В США экипаж ждал подлинный триумф: Сан-Диего, Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Нью-Йорк. Поздравительные телеграммы, фанаты, торжественные встречи с мэрами городов, со звездами Голливуда. В Вашингтоне советских летчиков представили президенту Франклину Рузвельту. Разговор с Рузвельтом длился больше часа.

Торжественная встреча в США. Фото из фондов музея АО «ОДК»

«Никакая работа дипломатов не смогла бы сделать за 10 лет того, что сделали вы своим перелётом, для сближения народов Советского Союза и Америки», – сказал в конце встречи госсекретарь Холл.

Только спустя месяц летчики отплыли в Европу на пассажирском лайнере «Нормандия» и вернулись в Москву. Во время торжественной встречи площади и улицы столицы были полны восторженных встречающих.

Триумфальная встреча в Москве. Фото из фондов музея АО «ОДК»

Это был второй беспосадочный перелёт из СССР в США по маршруту: Москва — Северный полюс — Сан-Джасинто в Калифорнии, в результате которого были установлены два мировых рекорда дальности по прямой – 10148 км и ломаной – 11500 км линиям, в том числе 5500 км над океанами, совершенный за 62 часа 17 минут.

Международная авиационная федерация наградила экипаж медалями Анри де Лаво как обладателей признанного абсолютного авиационного рекорда в 1937 году. Михаил Громов и его экипаж – первые советские лётчики, награжденные этой медалью. Следующим советским летчиком, получившим эту награду, стал космонавт – Юрий Гагарин

Генерал-полковник авиации М.Громов, 1948 год. Фото из открытых источников

Михаил Михайлович Громов прожил долгую, насыщенную жизнь. Он прошел всю Великую Отечественную войну и ушел из жизни в 1985 году. Это был человек стальной воли и великого мужества. Но вместе с тем следует заметить, что за его личным подвигом стоял трудовой подвиг многих сотен людей, создававших и производивших сложнейшую авиационную технику. Без мощных и безотказно сработавших моторов экипаж под командой Громова не смог бы перелететь Северный Полюс, не смог бы поставить новые мировые рекорды. Об этом мы должны помнить.

Михаил Громов в Клинцах

Проследить за перемещением летчика Громова по Клинцам нам поможет подшивка клинцовской газеты «Труд» за март 1937 года. Резонанс от приезда фигуры такого масштаба был настолько большим, что ему были посвящены целых шесть материалов в трех номерах газеты. Летчик был у нас два дня – 16 и 17 марта, и уже в номере за 17 марта появилась первая заметка в «Труде» о приезде Героя Советского Союза в Клинцы. Программа мероприятий М.Громова была весьма насыщенная: 16 марта летчик встречался с общегородским активом комсомола в зале клуба имени Ногина (сейчас – городской Дом Культуры на Стодоле), на следующий день   его торжественно встречали школьники Первой образцовой школы (сейчас – Гимназия №1) и школы им.Герцена (сейчас – СОШ №2), после этого летчик выступил по клинцовскому радио.

Газета “Труд” от 17.03.37

Вечером 16 марта просторный зал клуба им.Ногина был тщательно и любовно убран. Яркий свет заливал массу живых цветов на сцене и широкие красные полотнища, на которых огромными белыми буквами было написано: «Пламенный комсомольский привет Герою Советского Союза товарищу Громову!». С пяти часов вечера, переполненные молодежью автобусы и автомобили подкатывали к клубу. В семь часов 750 мест заполнились веселой и жизнерадостной молодежью, которая дружно подхватывала мотив песни «Нам песня строить и жить помогает» и с нетерпением ждала появления знаменитого летчика. И когда на сцене появился Герой Советского Союза, зал задрожал от грома аплодисментов, криков «ура» и приветственных возгласов. Девушки-комсомолки преподнесли гостю букет живых цветов.

Встреча в клубе им.Ногина 16.03.1937. Клинцы. Фото Н.Воронова

В своей речи М.Громов рассказал историю дальних полетов советской авиации, которая в тот момент времени ставила новые рекорды. Рассказал о трудностях начальных этапов, когда летчики летали на иностранных самолетах и значительно отставали от своих зарубежных коллег, и как за короткие сроки – всего за 9 лет, начиная с 1923 года, советская авиация и летчики сделали гигантский рывок в своем развитии, страна научилась строить первоклассные самолеты, воспитала квалифицированных отважных летчиков, установила мировые рекорды. Громов пристыдил руководство Клинцов за то, что в городе нет аэроклуба и учебных самолетов, и что Клинцы не вносят свою лепту в реализацию призыва партии о создании 150 тысяч летчиков в стране. В ответ секретарь райкома ВЛКСМ товарищ Махнов поблагодарил Громова за готовность оказания помощи в создании аэроклуба в Клинцах и заявил, что через год товарищ Громов сможет приехать в Клинцы не на поезде, а прилететь на самолете. «Как выстроите аэродром, сообщите мне, через два часа буду у вас и расскажу, что нового в нашей авиации» – ответил М.Громов. О подробно ответил на вопросы слушателей, как лучше наладить авиационную работу в Клинцах.

Встреча в Первой образцовой школе 17.03.1937. Клинцы. Фото Н.Воронова

В час дня Герой Советского Союза посетил Первую образцовую школу. Появление товарища Громова школьники встретили громкими аплодисментами, Громов произнес краткую зажигательную речь: «Для того чтобы стать летчиком надо быть грамотным, крепким здоровьем, упорно работать над собой, систематически заниматься спортом. Спорт мне очень помог в летном деле. Кроме того, от летчика требуется спокойствие, дисциплинированность, смелость, выносливость». Громов призывал школьников упорно учиться, заниматься спортом, правильно использовать свое время.

Следующая встреча – в школе имени Герцена. С большим восторгом встретили там знатного гостя. Громов рассказал ребятам, как он стал летчиком, в каких условиях работают летчики, каково качество советских самолетов. В книге почетных гостей школы именитый гость написал: «С большим волнением и восторгом рад всегда поделиться с ребятами и с удовольствием побывать еще раз».

Но на этом еще не закончилась официальная программа. В этот же день Михаил Михайлович выступил на клинцовском радио. Речь Громова по радио слушали более 12 тысяч трудящихся Клинцов. В общежитии и в клубе фабрики имени Ленина, в школе имени Герцена, в артели «Молот» и других местах было организовано коллективное прослушивание речи. На слушателей его речь произвела большое впечатление – после нее ученик школы имени Герцена Юдович пообещал стать летчиком, а старик Иванов из артели «Молот» сказал: «Хочется еще жить и работать, чтобы стать свидетелем невиданных рекордов советских летчиков».

Стоит отметить, что за рекордами дело не стало, и как мы уже рассказывали выше в нашей статье, свой самый знаменитый полет – из СССР в США через Северный полюс Михаил Громов совершил в том же 1937 году, буквально через четыре месяца после посещения Клинцов. Это был тот редкий случай, когда горожане торжественно встречали именитого гостя, Героя страны, но при этом свой самый знаменитый подвиг он еще не совершил.

Читая речи Громова, опубликованные в газете «Труд», надо отдать должное его компетентности, эрудированности и широкому кругозору – летчик хорошо владел материалом, прекрасно разбирался в технических особенностях самолетов, не повторялся, хорошо понимал аудиторию, которая его слушает и тем самым произвел неизгладимое впечатление на клинцовских слушателей. Его речи были интересные как с точки зрения технических новшеств в авиации, так и понимания событий, происходящих в мире. Главной страстью Громова была авиация – и даже находясь фактически на отдыхе (напомним, он приехал в Клинцы на свадьбу сестры жены для знакомства с новыми родственниками), он сделал очень важное дело – подтолкнул руководство города вплотную заняться созданием аэроклуба в Клинцах.

Первый мастер спорта СССР из Клинцов Нина Кухаркина

Кухаркина Нина Сергеевна. Фото из книги В.М. Кровко «Гордость клинцовского спорта»

 Настал черед рассказать о молодой супруге знаменитого летчика. Нина Сергеевна Кухаркина родилась в Клинцах в семье потомственного текстильщика. Отец, Сергей Филаретович Кухаркин, работал прядильщиком на Троицкой фабрике (позже  – фабрика имени Октябрьской революции). Семья проживала в частном доме по улице Красной (сейчас – имени Гагарина), недалеко от Солгановой криницы (криница существует до сих пор недалеко от пятого микрорайона). В семье было четверо детей, жили дружно, каждый знал свои домашние обязанности, почитал родителей, по-доброму относились соседям, людям, окружавших их.

Нина Сергеевна сначала училась в школе имени Крупской, затем — в школе имени Герцена, где завершила семилетнее образование. Ее спортивная карьера началась в стенах школы, а пик расцвета произошел в Москве. Она страстно увлекалась художественной гимнастикой. Первым ее учителем физкультуры и тренером был замечательный спортсмен Иван Банный, прививший ей любовь к этому прекрасному виду спорта.

В юные годы с выбором профессии Нина не успела определиться. Может, поэтому пошла работать ткачихой на фабрику имени Ленина и одновременно училась ткацкому ремеслу в ФЗУ. Но со спортом не порывала. У нее хватало сил и энергии не только работать, но и заниматься спортом. Ни одно городское соревнование не проходило без ее участия, она выезжала в составе сборной городской команды в Смоленск, Брянск, Гомель, другие города. Нина Кухаркина была передовиком производства, и в 1931 году ее, как лучшую работницу и перспективную спортсменку, по профсоюзной путевке направили на учебу в Московский институт физкультуры, куда она успешно сдала вступительные экзамены.

Студентка Н. Кухаркина. 1935 год. Фото из фондов МКАИ

В институте Нина Кухаркина старательно училась, упорно занималась спортом. Уже на первом курсе на республиканских соревнованиях по художественной гимнастике стала чемпионкой. Это был шаг в большой спорт. Она постоянно участвует на спортивных праздниках, в парадах на Красной площади в Москве. На всесоюзных соревнованиях она становий абсолютной чемпионкой по художественной и спортивной гимнастике, получает звание мастера спорта СССР. Она первой из наших земляков удостоена такого высокого титула. О молодой девушке из провинциального города Клинцы узнала вся страна.

Институт Нина Сергеевна закончила с красным дипломом. Ее, как одаренную спортсменку, оставили тренером художественной гимнастики в этом же учебном заведении. Два года обучала она молодых гимнасток, работа нравилась. Но тут предложили другую — тренером в санатории имени Ворошилова, в Сочи. Направляли туда только опытных специалистов и надежных людей. Подумав, она согласилась, хотя ее больше прельщало живое общение с молодежью, стремление видеть результаты своего труда. Там же, в Сочи вскоре ее переводят в санаторий имени Фабрициуса, где отдыхал высший командный и начальствующий состав Красной Армии.

Туда и приехал на отдых легендарный летчик Михаил Громов. Выполняя спортивные упражнения на пляже, он обратил внимание на молодого преподавателя, стал старательнее делать движения, чтобы ощутить на себе ее заинтересованный взгляд. Стройная фигурка, грациозные движения пленили молодого летчика. И чем дальше, тем больше влюблялся покоритель неба в Ниночку. Она ответила ему взаимностью. Вскоре он предложил ей стать его женой.

Михаил Громов с женой Ниной Сергеевной и сыном на даче, 1941 год. Фото из фондов ГЦМСИР

Вскоре Нина Сергеевна переехала к мужу в Москву. Началась новая страница в ее жизни. Замужество не помешало Нине Сергеевне заниматься спортом. Наоборот, у нее появилось новое увлечение — конный спорт. Вскоре она стала чемпионкой Москвы по этому виду, а муж, Михаил, — чемпионом по тяжелой атлетике. Но на этом Нина Сергеевна не остановилась: она училась летать на самолете У-2, вела активную общественную работу, пропагандируя среди молодежи физическую культуру, достижения советских спортсменов за годы новой власти.

Супруги Громовы прожили вместе около 10 лет. Жизнь Громовых была интересной и содержательной. В квартире Громовых бывали частыми гостями видные люди — писатели Алексей Толстой, поэт Сергей Михалков, известные военачальники. Их тесно связывала дружба с супругой Героя Советского Союза, участника спасения челюскинцев в 1934 году А. Ляпидевским, другими выдающимися людьми той поры. Нина Сергеевна вместе с мужем неоднократно присутствовала на торжественных приемах в Кремле, сидела за одним столом со Сталиным.

Героев нашей статьи воссоединил подмосковный город Жуковский – центр российский авиационной науки. Нина Сергеевна последние годы жизни жила на даче в Жуковском вместе с сыном Михаилом и внуком Костиком. Михаил Михайлович еще в 1940 году представил проект Лётно-исследовательского института — к тому времени уже назрела необходимость в совмещении теоретических разработок и лётных испытаний. Сейчас это государственный научный центр имени М.М.Громова, на территории которого расположены лётные базы ведущих авиационных конструкторских бюро: Сухого, Ильюшина, Туполева.

Вообще, в городе Жуковском чтут память героя-летчика: его имя носит Лицей №14 и одна из площадей города, его бюст установлен на территории Лётно-исследовательского института.

© Михаил Воронков

Благодарим Лидию Дмитриевну Петрову, сотрудника Государственной библиотеки им. Ленина, за оказанную помощь в поиске материалов.

error: Content is protected !!