Для связи с проектом

21 апреля, 2024

Терменвокс в Клинцах или внеземные звуки 1932 года

Терменвокс нередко называют “самым фантастическим музыкальным инструментом”. Игра на нем выглядит как самый настоящий магический ритуал: музыкант подходит к чему-то, никак не напоминающему музыкальный инструмент, делает несколько загадочных пассов руками – и вдруг сам воздух отзывается протяжными инопланетными звуками. 90 лет назад, в далеком 1932 году, “позывные космоса” вживую услышали и в Клинцах.

Прежде давайте познакомимся с создателем терменвокса, чья жизнь была полна фантастики не меньше чем его творение.

Лев Сергеевич Термен. Фото из открытых источников

Родившийся в 1896 году в Санкт-Петербурге Лев Сергеевич Термен, потомок обрусевшего рода немецких и французских аристократов, был наполовину музыкантом, наполовину инженером. Именно этот факт сыграл ключевую роль в создании первого в мире электромузыкального инструмента, получившего мировое признание.

Еще во время учебы в гимназии Термен серьезно увлекся физикой, особенно его интересовали вопросы оптики и ионизации воздуха. Споры физиков и лириков его не волновали, поскольку к прекрасному его тянуло не меньше чем к точным наукам. Лев поступил и успешно окончил консерваторию по классу виолончели.

Во время первой мировой войны Лев Термен служил на самой мощной по тем временам Царскосельской радиостанции. В 1917 он разделил взгляды с большевиками, в доказательство чего во время петроградского наступления белого генерала Юденича успешно демонтировал все оборудование радиостанции и взорвал антену. Этот поступок во многом повлиял на ход Гражданской войны. Захвати Юденич радио и сообщи о захвате Петрограда еще не известно какова бы была потом расстановка сил.

Вскоре Термен вернулся к научной работе под руководством будущего знаменитого советского академика Йоффе. В его лаборатории для изучения электрических свойств газов Лев создал прибор с конденсатором внутри. Как оказалось, прибор фиксировал не только изменения состояния газа, но и реагировал на приближение рук. Так, в 1919 году, практически случайно, родился музыкальный инструмент, прославивший Термена во всем мире и изменивший представление о музыке. Сам изобретатель нарек его “Терменвоксом”.

Лев Термен и его изобретение

Впервые публике диковинный инструмент Термен продемонстрировал в 1920 году. А спустя два года терменвокс был показан в Кремле самому Ленину. Вождя мировой революции необычная штуковина очень заинтересовала и он даже попробовал изобразить на терменвоксе “Жаворонка” Глинки. Однако развитие советской электронной музыки не входило в планы молодого государства, перед властью стояли вопросы далекие от искусства. Поэтому изобретение одобрили, Термена похвалили, тем и ограничились.

Термен и терменвокс. Фото из открытых источников

В конце 20-х годов Льва Термена отпустили в Европу и США и вот там то он развернулся как следует. Запатентовав свое детище, Термен колесил с гастролями, собирая полные залы и вызывая ажиотаж западной публики. В Нью-Йорке он останется на следующие десять лет. Откроет свою фирму, снимет под лабораторию шестиэтажное здание, женится на негритянке и продолжит делать изобретения. Его гостями будут Чарли Чаплин и Альберт Эйнштейн. Оба проявляли неподдельный интерес к терменвоксу, а гениальный автор теории относительности даже играл на скрипке классические произведения под аккомпанемент фантастического инструмента. Жизнь, как говорится, удалась.

Обложка журнала “Радио всем” со схемой терменвокса Бронштейна

Пока Термен сидел на Манхэттене, советские энтузиасты собирали терменвоксы самостоятельно. К слову рабочих схем инструмента Термен на родине не оставил, но, например, инженер Бронштейн в 1928 году разработал свою схему устройства и опубликовал ее в журнале “Радио всем”. В изначальную конструкцию были внесены некоторые изменения. Терменвокс получил педаль, которая регулировала громкость.  

Статья Бронштейна и схема самодельного терменвокса

Балалаечник- виртуоз Павел Смирнов из Керчи, как оказалось, мастерски обращался нет только с тремя струнами. Схему Бронштейна из журнала, отложив на время балалайку, Павел доработал. Добавил модуль для улучшения сигнала “УН-2”, тем самым создал модификацию терменвокса с мощным звуком. Теперь инструмент можно было использовать в качестве концертного. Именно Павел Смирнов 90 лет назад приехал на гастроли в наш город и познакомил клинчан с “музыкой небесных сфер”.

Павел Смирнов и его терменвокс. Фото из открытых источников

В одном из летних номеров местной газеты “Труд” была опубликована заметка-приглашение “Концерт П.Т. Смирнова на терменвоксе”.

Заметка в “Труде” о концерте Смиронова в Клинцах. Газета “Труд”, 1932 год. НРБ

“28-го и 29-го июня в летнем театре имени Воровского состоятся два концерта артиста П.Т. Смирнова на “ТЕРМЕНВОКСЕ”, который продемонстрирует новый музыкальный инструмент “ТЕРМЕНВОКС” – замечательное изобретение нашей эпохи. С помощью электро-тока создан прекрасный музыкальный аппарат, которому предстоит такое же блестящее будущее, как кинематографу. Аппарат заменяет скрипку и виолончель, дает полное впечатление человеческого голоса чистого тембра…”.

Летний театр в Клинцовском парке им. Воровского. 30-е годы XX века. Архив ККМ

Заметка интриговала, жаль только, что клинцовский “Труд” не оставил для нас впечатлений жителей от услышанного. В одном можем быть уверенными – звуки терменвокса могли вызвать у наших земляков из прошлого все что угодно кроме равнодушия.

В 1938 году Лев Термен вернулся в СССР. Его отъезд вызвал в США много вопросов, какое-то время Термена считали даже без вести пропавшим. В каком-то смысле так и было. На родине изобретателя ждали не признание с богатствами, а репрессии и магаданские лагеря. Через 9 лет его освободили, реабилитировали и даже дали сталинскую премию за работу на госорганы в “шарашке” Туполева. И было за что. Именно Термен изобрел на основе терменвокса охранную систему, которая реагировала на изменение объема помещения – то есть на вошедшего незваного гостя. Именно этот принцип используют в охранных системах по сей день.

Лев Сергеевич Термен за работой. Фото из открытых источников

В годы “холодной войны” создал Лев Термен и первое пассивное подслушивающее устройство: крошечную проволочку с мембраной, которая под электромагнитным излучением превращалась в микрофон. “Жучок” (эндовибратор “Златоуст”) вставили в резной барельеф, который советские пионеры в “знак дружбы” подарили американскому консулу, после чего наши разведчики радостно засели с блокнотами прямо напротив посольства.

Лев Термен в своей лаборатории. Фото из открытых источников

Последние 25 лет своей долгой жизни Термен проработал в лаборатории акустики МГУ, где в качестве механика 6-го разряда продолжал заниматься своими терминвоксами – одни восстанавливал, другие – усовершенствовал. Ему даже удалось создать такой аппарат, в котором звук через сложную систему фотоэлементов возникал от одного взгляда. Умер Лев Сергеевич Термен в 1993 году, в возрасте 97 лет…

Лев Сергеевич Термен. 1896-1993. Фото из открытых источников

Прогнозы клинцовского “Труда” насчет блестящего будущего терменвокса наравне с кинематографом, как показало время, оказались чересчур амбициозными. Но стоит признать, творение Термена спустя век не потерялось. Ежегодные фестивали музыкантов “Терменология” и современные электронные модели инструмента, работающие по принципу русского изобретателя, из Германии, Японии и США тому подтверждение. Кстати, в любимом многими фильме “Иван Васильевич меняет профессию”, эффекты машины времени озвучивает как раз терменвокс. Когда-то мы были первыми не только в космосе, но и в рождении звуков будущего.

© Вячеслав Федоров

error: Content is protected !!