Для связи с проектом

23 марта, 2025

Трудяга северных морей. История рыболовного корабля «Клинцы»

Нашему герою было суждено родится в «Советском зарубежье» — Прибалтике. Советский Союз трепетно относился к трем прибалтийским республикам. Это с собственными гражданами можно было творить что угодно, а вот эстонцев, латышей и литовцев старались лишний раз не волновать. Как могли обеспечивали им вполне приличный уровень жизни. Коллективизация была, но носила мягкий и порой условный характер. Зарплаты были в три раза выше чем в тех же Клинцах. Уборщица рядовой конторы в Вильнюсе получала столько же сколько инженер на Калинзаводе, а вот квартплата наоборот — была в два раза ниже, чем в любом городе РСФСР. О полках в магазинах и говорить не стоит. Свежая рыба и тропические фрукты были обычным явлением даже в самом глухом местечке Прибалтики. С нуля созданная промышленность трех братских республик выпускала востребованные и дефицитные товары для всего Союза. Классный трикотаж, парфюмерия «Дзинтарс», качественные приемники «ВЭФ», вкуснейшие шпроты, бальзам, фотоаппараты, микроавтобусы «РАФ» и мопеды. Чего только там не делали.

Была на берегах Балтики и более тяжелая промышленность. В 1952 году в литовской Клайпеде началось возведение судостроительного завода. Специализировалось предприятие вплоть до своего развала в 90-е на выпуске рыболовных траулеров и плавучих доков.

Плавучий док судостроительного завода «Балтика», Клайпеда. Начало 50-х годов. Фото из открытых источников

На строительство рыбопромыслового флота советской Литвы были направлены щедрые инвестиции. К середине 1960-х годов литовские сейнеры из Клайпеды выходили рыбачить не только в Балтийское море, но также в Баренцево море и в Атлантический океан. Работали на предприятии как сами литовцы, так и выходцы из многих уголков Советского Союза. Проектировали корабли для рыбного промысла в профильном институте Ленинграда. С конца 50-х годов до 1990-го в Клайпеде было спущено на воду около четырехсот рыболовных судов.

Судостроительный завод в Клайпеде. 1956 год. Фото из открытых источников

Весь 1978 и 1979 года в доках судостроительного завода кипела работа над новым траулером. Тип судна нам ни о чем не говорит, но уж больно интересен: двухпалубное, без полубака, со средней надстройкой, с избыточным надводным бортом, со слипом на корме, с бульбовым образованием носовой конечности, с кормовым расположением машино-котельного отделения и с винтом регулируемого шага в поворотной насадке. Если проще для несведущих в судостроении, то есть для всех нас — еще один серийный рыболовный траулер среднего класса.

Пятилетние планы с их спешкой, рвением перевыполнить и сдать досрочно были незыблемы на всей территориии государства. Даже в Прибалтике. Над сердцем корабля в ударном темпе колдовали слесари-дизелисты Федор Титоренко и Анатолий Петров, оборудование монтировала бригада Евстафия Борисова с Элигиюсом Будрикасом и Станисловасом Казилионисом. На палубе кипела работа во главе с Сергеем Петрушиным, а в трюмах — Пятраса Алексеюнаса. К лету ходовая рубка засверкала свежей краской Игнаса Пиверюса, а кубрики экипажа были готовы встретить своих хозяев благодаря отделочнику Антанасу Марчюлинасу. Чтобы не сломать ваш язык опустим имена и фамилии еще доброй сотни славных сынов Литвы, которые трудились над не менее славным кораблем на стапелях завода «Балтия».

Газета «Балтия», 1979 год

Погожим летним днем, 31 июля 1979 года, Государственной приемной комиссией был подписан акт приемки нового рыболовного траулера «Клинцы». Недоделки были, но на них зажмуририлсь и уже 1 августа новоиспеченный экипаж корабля стал готовиться к переходу в новый дом — порт приписки Мурманск. Капитанский мостик занял Дмитрий Васильевич Березенко. Корреспондент местной рыбацкой газеты писал о нем в 1976 году: «Среднего роста, крепкий, живой и быстрый, он выглядит моложе своих сорока лет. Решителен и быстр он и в делах своих, а вот решение окончательное не сразу примет, а взвесит все «за» и «против», обдумает дело всесторонне. Требовательный командир-единоначальник, он все же не мыслит свою работу без опоры на коллектив…».

Капитан траулера «Клинцы» Дмитрий Васильевич Березенко. Фото из газеты «Рыбный Мурман», 1976 год

3 августа 1979 года в торжественной обстановке на борту корабля был поднят Государственный флаг СССР. С этого момента посольно-свежьевой траулер (ПСТ) МГ-1330 «Клинцы», таково его было полное название, официально пополнил ряды рыболовного флота Советского Союза. Трудится новичку предстояло на суровом севере в организации с таким же суровым названием «Севрыбпромразведка». 

Подъем государственного флага СССР на ПСТ «Клинцы». 3 августа 1979 года. Архив ККМ

Так почему именно наши Клинцы удостоились такого почетного права дать свое имя пусть и небольшому, но все же морскому кораблю? В 1978 году постройка судна шла полным ходом и предстояло как-то наречь новенький траулер. На заводе, в узком кругу или курилке такие вопросы не решались. Название корабля вполне тянуло на дело государственной важности, поэтому озадачилось им на самом верху — в Министерстве Рыбного хозяйства. Выяснили, что Брянская область внесла ну очень большой вклад в выполнение государственного плана. За успехи в девятой пятилетке Брянщина была даже награждена Орденом Ленина. Но областному центру при всем желании не светило дать кораблю свое имя и вот почему. На тот момент уже сложилась добрая традиция называть траулеры этого класса городами поменьше. Бороздили моря братья-близнецы: «Краснознаменск», «Мензелинск», «Ленск», «Жиздра», «Докучаевск», «Кинешма», «Хвалынск» и другие. «Рыбак Заполярья» и «ХХ съезд комсомола Литвы» были исключением. Вариантов у Брянской области было немного.   Клинцы — второй город области с его мощнейшей промышленностью как никто заслуживал приятного бонуса к ударному выполнению пятилетки. Так в 1978 году именем нашего города и было решено назвать новый рыболовный корабль.

Рыболовный траулер «Клинцы», 1979 год. Архив ККМ

Без проблем свеженькое судно добралось до Мурманска и уже 22 августа МГ-1330 «Клинцы» поднял якорь и вышел из порта в свой первый трудовой рейс. Кстати, чисто рыболовным траулером «Клинцы» никогда не был. Основной задачей команды и «Севрыбпромразведки», флот которой пополнил наш корабль, был поиск промысловых скоплений рыбы. Информация всегда стоила денег, даже в СССР. Куда перспективно забрасывать сети и сколько можно в заданном квадрате выловить сельди или сайки жаждали узнать рыболовецкие предприятия. За ценные сведения хорошо платили тем и жили рыболовы-разведчики. Именно научно-обоснованный прогноз «Клинцов» позволил начать промышленный лов путассу в Норвежском море. В антарктической части Атлантики наш траулер нашел большие скопления ледяной рыбы, а в районе островов Медвежий и Шпицберген оценил объемы косяков палтуса и морского окуня. В ходе поисков проводился тестовый лов рыбы. «Клинцы» имели все, чтобы не только приготовить свежую рыбку себе на обед, но  и сохранить улов до возвращения в родной порт. Добыча сдавалась государству и приносила дополнительный доход морякам.   

7 сентября 1979 года экипаж во главе с капитаном отправил весточку с далекого Севера в Клинцы.

«Дорогие товарищи! Мы рады сообщить вам, что новое судно, посольно-свежьевой траулер МГ-1330 полученное в августе сего года управлением «Севрыбпромразведка» и имеющее приписку к порту Мурманск, носит имя вашего города — «Клинцы». Наш корабль, оборудованный по последнему слову техники, имеет новейшую рыбопоисковую и навигационную аппаратуру, мощную силовую установку, современное рыбопромысловое оборудование, научные лаборатории и комфортабельные каюты для экипажа. Траулер «Клинцы» предназначен для лова рыбы в Баренцевом и Норвежском морях донным и пеллагическими тралами, выработкой рыбопродукции в охлажденном и соленом виде, жира, консервов, пресервов и рыбной муки. Район плавания-неограниченный. Для вас, конечно, имеет интерес основные данные судна. Его длина составляет 59 метров, ширина — 13м., водоизмещение — 2000 тонн».

Рыболовный траулер МГ- 1330 «Клинцы», 1979 год. Архив ККМ

Предложили моряки Дому советов взять над ними шефство и побольше рассказать про сам город. Прислать на корабль фотографии с комментариями, чтобы оформить красивый стенд. Надеялся экипаж на тесные связи и с радостью ожидал в скором будущем встретить делегацию  Клинцов в заполярном Мурманске. Оставили и адрес: 183199 г. Мурманск, МГ-1330 «Клинцы».

25 сентября в Мурманск улетела телеграмма: «Выражаем удовлетворение присвоением Вашему траулеру имени города Клинцы. Ваше предложение принято. Желаем вашему экипажу крепкого здоровья, счастья, выполнения социалистических обязательств по качественному проведению научно поисковых работ, обеспечению промыслового флота устойчивой сырьевой базы. Успехов на благо нашего города. По поручению сессии Гамулин, Шевцов, Бирюков. Дом Советов. Горисполком».

Георгий Леонидович Жигалов вспоминал, что в конце 70-х — начале 80-х годов на всех торжественных мероприятиях  в городе зачитывали послания от команды «Клинцов». И на них клинчане всегда реагировали неподдельными, бурными аплодисментами.

Мурманский рыбный порт. Середина 70-х годов. Фото из открытых источников

Весть о том, что у нашего города есть теперь собственный корабль взбудоражила горожан. Распирало от гордости особенно детей. Море! Север! Романтика! Наш корабль — «Клинцы»!

Школьники написали письмо экипажу и вскоре получили ответ: «Здравствуйте дорогие ребята! Самая большая радость для моряка — получить весточку с берега. Ваше письмо нашло нас в северной части Баренцева моря, вблизи островов Новая Земля. Прочитанное в кругу членов экипажа, оно донесло до нас тепло вашего горячего участия…». 11 ноября 1979 года в школу №6 пришла телеграмма: «19 ноября приходим в Мурманск. Стоянка семь дней. Приезжайте. Будем ждать».

Радости школьников не было предела. И вот уже через несколько дней ученики шестой клинцовской школы отправились в далекое путешествие. В долгой дороге Зоя Химченко, как и ее друзья заскучали, даже домой захотелось, но вот и Мурманск. «Свинцовые воды Кольского залива, низкое серое небо, снег на крутом берегу. Картина суровая, но прекрасная!» — отметила тогда для себя юная Зоя. На перроне вокзала гостей уже ждали. Капитан Дмитрий Васильевич Березенко, замполит Владимир Константинович Басков, старпом Александр Викторович Павлов, штурман Геннадий Владимирович Александров, комсорг Олег Бабенко, боцман Георгий Васильевич Деконский. Большинство были молодыми, но уже опытными моряками. После долгожданной встречи отправились в порт. Еще издалека среди кораблей у причальной стенки заметили свой. Клинцы! Клинцы! Радостно загалдели дети.

Клинцовские школьники с экипажем в кают-компании. 1979 год. Газета «Труд»

На борту корабля гостей ждали самые настоящие каюты морского корабля, вкусный и сытный обед. В кают-компании клинчане вручили экипажу сувениры и подарки. Теперь скучать было некогда.  Экскурсии по кораблю, в музей военно-морского флота, знакомство с Мурманском и даже морская прогулка на катере по Кольскому заливу.  Эмоции и впечатления в своих путевых заметках талантливо описала Зоя Химченко.

«Каждое утро начиналось теплыми словами:»Доброе утро, дорогие гости! Сегодня программа дня следующая…». Очень нам понравилось судно: большое, красивое. В салонах и каютах чистота и порядок. А какие удивительные люди его хозяева! Умны, круг их интересов широк: любят литературу, музыку спорт и технику. В этом заполярном городе мы не встретили русской белоствольной березы, не услышали чириканья воробья. Да и климат не тот. Но нас согревало тепло, которым встретили «клинчане». Внимание и забота, искренность человеческих сердец. В Мурманске уже началась полярная ночь. Но даже она не мешает городу быть прекрасным. Особенно неповторим он вечером, когда в окнах домов зажигается свет, появляются огоньки на судах, и вода от них становится разноцветной…».

В ходовой рубке капитан коробля и десятиклассник Сергей Сафонов. Газета «Труд»

Три дня пролетели незаметно. Провожали юных гостей всем экипажем. Подарили на память большую коллекцию глубоководной фауны и письмо жителям Клинцов.

«Товарищи клинчане! Вашу славу преумножив, будем носить по неспокойным морям Арктики имя города на борту коробля… Мы такие же труженики как и вы. Мы — в море. Вы — за станком. А дело-то общее. Вот оно и породнило нас…».

Жизнь траулера «Клинцы» была наполнена непростой, мужской работой, приключениями и редким отдыхом в родном порту. В двухтысячных его заметили у причалов Архангельска. Постаревший корабль, покачиваясь на волнах Северной Двины, смиренно ожидал своей участи.

Траулер «Клинцы» в Архангельске. Фото из открытых источников
ПСТ «Клинцы» перед своим последним путешествием. Фото из открытых источников

В 2015 году его жизнь закончилось там же где и началась — в Клайпеде. Как говорят моряки «корабль распилили на иголки».

Последние дни корабля «Клинцы». Фото из открытых источников
Последнияя локация ПСТ «Клинцы» из отчета мониторинга передвижения судов в мировом океане

Почему то говорить о нем в прошедшем времени совсем не хочется. Да и нужно ли? Корабли они как люди. В круговороте природы, жизни и металла. И кто знает, может наш корабль, уже в другой, иной жизни, по прежнему бороздит ледяные воды северных морей и красуется на бортах своим именем  — «Клинцы».

 © Вячеслав Федоров

Благодарим сотрудников Клинцовского краеведческого музея за помощь в подготовке материала.

error: Content is protected !!