Для связи с проектом

14 сентября, 2024

Григорий Савельевич Перлин – солдат, учитель, отец

Григорий Савельевич Перлин Клинцы. Фото из архива Г.Г. Перлина

К 100-летию со дня рождения директора 1-ой средней школы Григория Савельевича Перлина появилась прекрасная возможность вспомнить этого замечательного человека, педагога, воспитателя и наставника. За годы руководства нашей школой он взрастил немало благодарных учеников, которые живут и работают сейчас по всему миру.

Мы только с возрастом осознали, какое серьезное школьное образование получили, и смотрим сейчас с грустью на многих современных выпускников, понимая, как нам повезло со временем взросления, школой и с нашими учителями.

Воспоминания педагогов, которые работали с Григорием Савельевичем, и учеников, которые учились в годы его руководства школой, войдут в эту статью. Она является попыткой описать лишь малую часть того необъятного наследия, которое оставил после себя директор нашей школы. Эта статья – дань таланту удивительного педагога. В конце статьи старший сын Григория Савельевича – Геннадий – поделится своими воспоминаниями об отце.

Г.С. Перлин в молодости. Архив министерства обороны

Несколько слов о жизненном пути Григория Савельевича.

Он родился 20.08.1924 года в поселке Первомайский Клетнянского района. С 1931 года жил и учился в Брянске, где перед самой войной окончил 9 классов.

Отец Григория Савельевича – рабочий, по специальности кузнец, трудился на механическом заводе; мама – домохозяйка. Вскоре после начала войны завод был эвакуирован в Челябинскую область, в Усть-Катав, и вся семья перебралась туда. Здесь Григорий Савельевич окончил 10-й класс и получил аттестат зрелости. В 18 лет (в 1942 г.) он поступил в Ленинградское пехотное командное училище ускоренного выпуска, расквартированное в то время в г. Березняки Пермской (тогда Молотовской) области, и летом 1943 г. командир миномётного взвода лейтенант Григорий Перлин начал свой боевой путь.

Он воевал на Западном и Украинском фронтах. В боях за Кривой Рог был тяжело ранен, после лечения продолжил сражаться в составе Первого Белорусского фронта. Служил в 101 гвардейском стрелковом полку 35 гвардейской стрелковой дивизии и в 84 стрелковом полку 6 стрелковой дивизии.

Планшет и награды Григория Савельевича Перлина. Фото Г.Г. Перлина

В августе 1947 году Григорий Савельевич демобилизовался. Через год он поступил на заочное отделение Новозыбковского государственного педагогического института и в 1949 – 50 годах   работал учителем в школе города Ново-Борисова Минской области. Туда была распределена после медицинского института и его жена – Любовь Давыдовна. В 1950 году супруги вернулись в Клинцы, где вскоре родился их старший сын Геннадий.

В Клинцах Григорий Савельевич работал секретарем комсомольской организации ФЗО №26 фабрики имени Октябрьской революции, был директором Дома пионеров, учителем и секретарем парторганизации второй семилетней школы.

В 1954 году (вскоре после окончания института) Григорий Савельевич назначается директором четвертой средней, а спустя девять лет – первой средней школы. Именно здесь раскрылся его талант учителя, воспитателя, организатора.

Перлин Григорий Савельевич – герой войны. Фото из архива Г.Г. Перлина

В эти годы в систему образования пришло немало ветеранов Великой Отечественной войны. В школе № 1 они составляли костяк мужской половины коллектива: Георгий Григорьевич Щерба, Григорий Савельевич Перлин, Яков Олимпиевич Резников, Зиновий Ильич Ланцман. Ученики чувствовали их воинскую выправку, уважительное и в то же время требовательное отношение к детям.

Ветераны не любили рассказывать о войне.  Но о боевом пути Григория Савельевича как нельзя лучше говорили его боевые награды: 2 ордена и 4 медали. А наградные листы из архива Министерства обороны подтверждают, что вместе со своим полком он дошел до Берлина, выполняя самые сложные боевые приказы. 

Награды Г.С. Перлина. Сайт “Память народа”

Но и в мирной жизни, как говорили раньше, было место подвигу – ежедневному подвигу воспитания подрастающего поколения, жадно стремившегося к знаниям после тяжелых военных лет.

Григорий Савельевич с учениками в классе. Фото из архива Г.Г. Перлина
Благодарность Г.С. Перлину. Документ из архива Г.Г. Перлина

Всего год проработал Григорий Савельевич в Ново-Борисовской школе, но оставил после себя память в сердцах учеников, получил благодарность Гороно.

Статья о Г.С. Перлине. Архив Г.Г. Перлина
4-я средяя школа в Клинцах

“Сколько раз у порога четвер­той средней школы встречал учащихся с приветливым «добро пожаловать» директор школы, преподаватель русского языка и литературы Григорий Савельевич Перлин”, – пишет председатель родительского комитета Н. Попова в своей статье «Народный учитель». Своим трудолюбием, активным участием в жизни школы, особым подходом к детям он завоевал уважение и учащих­ся, и родителей, и педколлектива. Ведь недаром можно услышать от ребят: «Когда Григорий Савельевич объясняет, забыва­ешь, что уже закончился урок, хочется слушать и дальше».  А это потому, что человек вкладывает в дело душу, все отдает детям. Григорий Савельевич требователен, настойчив, строг, но вместе с тем добросердечен. Он не тер­пит бездельников, ведет с ними беспощадную борьбу.

По инициативе Г. С. Перлина зашагал по школам «Голубой огонек», по его предложению школа “превратилась” во флотилию, где классы-корабли соревну­ются между собой за право называться лучшим.

Григорий Савельевич Перлин с учениками 4-й школы г. Клинцы. Архив Г.Г. Перлина

Из воспоминаний Нины Локшиной (Гинзбург), тогда ученицы 4 школы:

«Я впервые познакомилась в Григорием Савельевичем где-то году в 1958-м, я училась тогда в четвертом классе 4-ой средней школы. И уж не помню, каким образом должна была выступать на городском конкурсе чтецов. Как ни странно, Григорий Савельевич, который в то время стал директором, лично готовил меня к этому конкурсу. Сказать, что мне было страшно, — это ничего не сказать. Потому что, во-первых, он обращался ко всем ученикам, даже малявкам-первоклассникам, на Вы. И когда я впервые услышала к себе такое обращения, то забыла все строчки стихов. И он недовольно спросил: “Неужели так трудно запомнить несколько строк?” Но не могла же я ему объяснить, что мне попросту страшно».

Добавлю от себя, что о таком гипнотическом влиянии на нас, учеников, вспоминают практически все выпускники. Для нас он был на такой недосягаемой высоте авторитета и уважения, что не только ученики младших классов, но и старшеклассники робели в его присутствии.

Школа №1 в Клинцах. 60-е годы. Архив клинцовской гимназии №1

«А следующая встреча произошла с ним в августе 1963 года. Я закончила 9 классов в 1-ой школе, еще оставались 10-й и 11-й классы. И мне предложили летом поработать. В то время в летние каникулы по месту жительства организовали отряды (тогда это еще называли форпосты): то есть обустраивалась какая-то площадка, там проходили разные мероприятия. Руководить этой работой должна была старшая пионервожатая. Но наша пионервожатая ушла в другую школу учителем. И мне, поскольку я была товарищ очень активный и общественно значимый, предложили подработать два или два с половиной месяца. Занималась я этим с удовольствием, и, когда оставалась где-то неделя или дней десять до начала нового учебного года, я пришла к директору, чтобы сказать, что я уже наработалась и мне надо бы недельку перед учебой отдохнуть.

Постучала в дверь кабинета, захожу, а в кресле директора за столом сидит Григорий Савельевич Перлин. А наш бывший директор Георгий Григорьевич Щерба сидит сбоку на стульчике – власть переменилась. Запинаясь и заикаясь, я сказала, что вот хотела бы сдать дела и отдохнуть перед занятиями. И вдруг услышала очень необычное предложение. Григорий Савельевич, который, естественно, помнить не помнил то, что когда-то наши пути пересекались, предложил:

– Почему бы вам не поработать дальше?

– Ну так мне еще 9-10 класс закончить нужно.

– Перейдете в вечернюю школу и продолжите работать старшей пионервожатой.

Такого я не ожидала. Но дело в том, что, во-первых, в вечерней школе в то время было 10 классов, и, чтобы пойти в 10-й – выпускной класс, нужно было досдавать там несколько предметов.

Во-вторых, работать старшей пионервожатой в неполных 17 лет?.. Да кто же мне позволит?!

Я замялась. Говорю:

– Мне надо подумать, с родителями посоветоваться.

А он отвечает:

– Жду вас завтра, и мы решим все ваши проблемы.

В общем, на следующий день я пришла и согласилась. Григорий Савельевич сам договорился в Гороно по поводу моего возраста и моей работы, договорился с директором вечерней школы о том, что мне разрешат досдать необходимые предметы, и велел через неделю выходить на работу. Вот так круто Григорий Савельевич изменил мою жизнь. До сих пор не могу понять, зачем нужна была ему малолетка на, в общем-то, достаточно серьезной и непростой работе старшей пионервожатой».

Умение рассмотреть педагогический талант в молодом учителе или в будущем выпускнике – этим качеством руководителя и психолога, несомненно, обладал Григорий Савельевич, что и позволило ему собрать в школе такой профессиональный учительский коллектив.

Перлин Г.С. – заслуженный учитель школы РСФСР. Архив клинцовской гимназии №1

15 марта 1965 года Григорий Савельевич получил почетное звание Заслуженного Учителя РСФСР, с чем его поздравил Министр образования.

Чем он заслужил столь высокое звание?

Поздравление от министра просвещения. Архив клинцовской гимназии №1

Григорий Савельевич как учитель

«Ну это был Ас, – вспоминает учитель русского языка и литературы Нина Моисеевна Гинзбург, – когда я приходила к нему на урок (бывало, одна, бывало, с коллегами), это по существу был Театр одного актера. Он преображался на уроке. На его уроках было так интересно, что ребята сидели с открытыми ртами. И я забывала, что я его коллега, потому что тоже заслушивалась его повествованием и ловила себя на том, что мне хочется, как ребята вокруг, так же тянуть руку, отвечая на какой-то вопрос. Мастер! Ничего другого не скажешь.

Надо сказать, что Григорий Савельевич всю жизнь над собой работал. Он повышал свой образовательный и интеллектуальный уровень. Сам мне рассказывал, что дома перед сном он читает две книги – орфографический словарь и энциклопедический словарь. Вот так он занимался   саморазвитием».

Заметка в клинцовской газете “Труд” об успехах школы №1. Архив клинцовской гимназии №1

Первая средняя школа была лучшей по успеваемости в городе. И это было не просто лозунгом. Эта успеваемость достигалась замечательным учительским коллективом, который неравнодушно относился к своему нелегкому, но интересному труду. А сам Григорий Савельевич очень внимательно следил за учебным процессом. Посещал уроки молодых учителей, помогал советами, порицал за недоработки.

По воспоминаниям учителя математики Поповой Галины Алексеевны, на педсоветах случались очень серьезные разносы, и многие учителя приходили на них, понурив голову. Что говорить, если, бывало, Григорий Савельевич проверял лично техничек, которые в те времена дежурили вместо ночных сторожей: благо жил он через дорогу от школы.

Педсовет клинцовской школы №1 им. Ю.А. Гагарина. Архив клинцовской гимназии №1

«Его уважали и им восхищались, его любили и ненавидели. Но просто оставаться равнодушным к этому человеку было невозможно. К счастью, как-то я поняла, – вспоминает Нина Моисеевна, – что этот человек, если требует, то требует по делу. И мне было с ним, в общем-то, легко. Хотя иногда он мне устраивал такие разносы – мама не горюй!

Он был человек очень требовательный. Требовательный к себе и требовательный к другим. Были такие учителя, которые не выдерживали и уходили. Но те, кто оставался работать, про них говорили: кто прошёл школу Перлина, может работать в любой школе. Это действительно было так».

Репетиция школьной театральной студии. Архив клинцовской гимназии №1

Григорий Савельевич, как режиссер театральной студии

«Я думаю, что он когда-то хотел быть режиссером театра, – вспоминает выпускница 1-ой школы (выпуск 1982 года) Наталья Анохина (Лукьянова), – потому что он по воскресеньям вел театральный кружок, где обязательно хотел внедрить методику Станиславского и нам об этом постоянно рассказывал. Мы тогда ставили пьесу Виктора Розова «В поисках радости». Вначале я не ходила на этот кружок, но, поскольку были сложности с исполнительницей роли мамы, моя одноклассница уговорила меня попробоваться на эту роль. Я согласилась, пришла в театральный кружок и была сразу увлечена, потому что Григорий Савельевич очень интересно рассказывал о театре, о системе Станиславского, мы подробно разбирали эту пьесу и свои роли. И я с удовольствием каждое воскресенье ждала, когда наступит 10 часов утра, чтобы бежать в наш театральный кружок.

С ролью все получилось, напудрили мне волосы мукой, и был очень забавный случай на репетиции. Там семья собирается за столом, нужно было подать что-то к столу, и самое простое, что мы могли сделать, это пожарить яичницу. Я демонстративно вынесла такую с пылу с жару яичницу, поставила на стол сковородку, и, поскольку все были дико голодные, на нее налетели, и так, пожевывая хлебушек с этой яичницей, как-то пытались проговаривать свои роли. Григорий Савельевич рвал и метал. Он выскочил на сцену и говорит: “В театре вообще-то бутафория вместо еды! Там никто так на сцене не чавкает, как вы. Никто там не уминает за обе щеки яичницу!”

А я смотрела на него и думала: «Наверно, он голодный, мы все кушаем, а он там, бедный, суфлирует нам, помогает”. И я говорю: “Может, вы тоже с нами?”  На что он отвечает, что ему по роли не положено. Мы так смеялись тогда – от души.  Но, когда было выступление, мы, конечно, делали вид, что просто кушаем.

Спектакль прошел на ура. Пришли наши родители, у всех были слезы на глазах, и настолько было хорошо, что потом попросили повторно еще выступить для тех, кто не сумел прийти. Наш актовый его зал был полон, и я думаю, что Григорий Савельевич был просто горд и как-то счастлив, потому что он так смеялся, даже какая-то слезинка блестела в его глазах, и мы тоже были очень счастливы, что вот мы такие юные артисты, и вот это вот был наш успех!

Позже перед одной из школьных дискотек он предложил отойти от обычного формата и провести костюмированный бал-маскарад. Однако в домашних гардеробах максимум, что нашлось из костюмов, — это цветастые шали и яркие юбки. Все веселились, танцевали цыганочку. А Григорий Савельевич шутил, что для цыганского табора он дает достаточно серьезное образование.

По воспоминаниям Галины Алексеевны Поповой, ученицы, а потом и учительницы 1-ой школы, тогда ставилось много спектаклей: “Как закалялась сталь”, “Молодая Гвардия”, “Ревизор”, но особенно всем запомнился торжественный вечер ко дню рождения В.И. Ленина, который состоялся традиционно 22 апреля. На сцене читают стихи, поет хор, в зале, как всегда, – аншлаг. После одной из запланированных пауз дверь в актовый зал открывается и входит … В.И. Ленин!  Ильич проходит на сцену на глазах у замерших от неожиданности присутствующих и говорит: «Товарищи, революция, о которой так долго говорили большевики, свершилась!»

Особо впечатлительные зрители, говорят, долго не могли прийти в себя.

Как потом нам рассказывал на уроке этики сам Григорий Савельевич, он пригласил из Брянского театра, гастролировавшего в Клинцах, актера, игравшего Ленина в спектаклях, и обговорил с ним эту сцену. В кабинете директора тот переоделся и по пустому коридору второго этажа подошел к актовому залу. Сказать, что это было неожиданно для всех, – значит ничего не сказать! Такая вот режиссерская находка! Такой вот творческий подход к торжественному мероприятию, пусть даже на революционную тематику.

Еще одно необычное для провинциальной школы событие – Григорий Савельевич смог найти в Москве и пригласил в школу на творческий вечер того самого темнокожего малыша, который сыграл негритенка в фильме Григория Александрова «Цирк».

Джеймс Паттерсон. Фото из открытых источников

Я не помню себя,
Я не помню подробностей,
Я не помню избытка актерских способностей,
Но я помню, как что-то взволнованно пели
Две старушки у детской моей колыбели.
И склонились они надо мной, разнокожие,
В чем-то очень похожие и не похожие…

Джеймс Паттерсон

Дело в том, что после окончания Нахимовского и Высшего военно-морского училища подводного флота Джеймс отслужил на Черноморском флоте. А после увольнения в запас учился в Литературном институте имени А.М. Горького и даже стал членом Союза писателей СССР. Он приехал со своими сборниками стихов и провел авторский вечер, от которого у присутствовавших остались самые теплые воспоминания.

Любовь к поэзии – это особенная страсть Григория Савельевича. Он читал своим ученикам на уроках поэму Евгения Евтушенко «Братская ГЭС», которая в те годы ходила только в самиздатовском формате. И говорил своим ученикам, что ее обязательно опубликуют, он в это верил в те годы, когда незыблемость запретов казалось вечной.

А в качестве домашнего задания к 12 апреля он мог попросить написать каждого хоть одно четверостишие на тему покорения космоса. Мало кто справлялся с этой задачей, а вот ученик Сережа Филонов написал целую поэму, которая потом еще долго хранилась в сейфе директора школы.

Ю.А. Гагарин и Г.С. Перлин на торжественном митинге во дворе 1-й школы. Архив клинцовской гимназии №1

Посещение Ю.А. Гагариным школы №1

28 мая 1966 года Юрий Гагарин посетил нашу школу, которая уже носила его имя с 1961 года. Директор школы Григорий Савельевич вручил Первому Космонавту удостове­рение почетного ученика четвер­того «А» класса. В дальнейшем его имя заносилось в жур­нал того класса, который завоевывал первенство в учебе. Вот что сказал Юрий Алексеевич в ответ:

– Дорогие ребята! Какие вы все приятные, симпатич­ные, организованные. Спасибо вам за теплую встречу, за ваши замечательные дела. Главное, к чему вы должны стремиться, — это быть полезными Родине. А для этого надо учиться. Кем бы вы ни были в будущем — космо­навтами, летчиками, рабочими, колхозниками — везде нужны знания. Их вы можете получить в школе. Тот, кто пло­хо учится, будет потом жалеть. Вам будет стыдно за потерянное время. Двоечник — это брако­дел, а среди нас не должно быть бракоделов.

Дорогие ребята! Вы зачислили меня в свою школу. Давайте договоримся, что среди вас не будет двоечников, все вы будете хорошо учиться. Я хочу, чтобы все вы были грамотными, организованными, жизнерадостными и сильными, занимались спортом и помогали старшим. Для этого у вас есть все условия, о вас проявляют огромную заботу наша родная Коммунистическая партия и Советское правительство. Больших успехов всем вам!

Клинцовские школьники выступают перед Гагариным
Ученики школы №1 приветсвуют первого космонавта Земли. Архив ККМ

К приезду Гагарина школа готовились заранее. После его выступления на трибуне, установленной на школьном дворе, состоялся небольшой концерт. Как вспоминают участники этой встречи, ажиотаж и стремление увидеть живую легенду были такими, что все деревья вокруг школьного двора были усыпаны желающими не пропустить такое историческое событие. Среди верхолазов было немало бабушек из окрестных деревень, приезжавших в город за хлебом и продуктами и использовавших вместо сумок обычные холщовые мешки. Вот с этими мешками они и забирались отважно на деревья, ничем не уступая окрестной детворе!

Более подробно об этом дне написано в статье «55 лет назад в Клинцах побывал Юрий Алексеевич Гагарин».

Сам Григорий Савельевич вспоминал потом на уроке, что Юрию Гагарину пообещали показать кабинет физики, оборудованный новыми приборами. Подошли к кабинету, а он закрыт. Хитро улыбаясь, Юрий Алексеевич пошутил, что следующий раз посмотрит. Техничку с ключами от кабинета, которая затерялась где-то в толпе восторженных горожан, оперативно отыскали и кабинет был показан Почетному гостю.

Г.С. Перлин с гостями из Болгарии. Архив клинцовской гимназии №1

В годы тогда еще крепкой российско-болгарской дружбы из города Кюстендил к нам приезжали делегации с представителями  болгарских общественных организаций, а иногда даже детские группы. Всех их радушно встречали на Клинцовских предприятиях и в школах. В нашей школе болгарские делегации посещали линейки, общались с учителями и школьниками. Григорий Савельевич даже приглашал их к себе домой вопреки традициям тех лет не заводить близких контактов с иностранцами, пусть даже из дружественных стран. Но прошедшему всю Европу в годы Великой Отечественной войны офицеру с боевыми наградами граждане освобожденных стран были не чужими, и партийному руководству приходилось идти на попятную.

Григорий Савельевич с болгарской делегацией. Архив клинцовской гимназии №1

Интересный случай описал сам Григорий Савельевич после приема одной из таких делегаций. Он поехал с болгарскими товарищами в Москву, чтобы показать им достопримечательности столицы. Естественно, в программу входило и посещение Мавзолея. Придя туда с самого утра, делегация тем не менее оказалась в самом конце длинной многочасовой очереди, хвост которой терялся в Александровском саду. Григорий Савельевич тогда обратился к офицеру охраны и объяснил ему ситуацию: приехали гости из Болгарии, недадолго, и в программе визита в столицу не предусмотрено многочасовое стояние в очереди. Григорий Савельевич умел убеждать, вы же помните: возразить было непросто. В итоге было разрешено подойти через какое то время прямо ко входу, где уже стоял офицер охраны, который дал команду  пропустить их вне очереди.

Преподаватели школы №1 г. Клинцы. Начало 80-х годов. Фото из архива автора

Григорий Савельевич – наставник

«Всем лучшим, что было и есть во мне как в учителе, я обязана Григорию Савельевичу Перлину», – слова Нины Моисеевны Гинзбург, которые, думаю, повторят с гордостью многие наши учителя.

«Когда я пришла в школу (где-то в 68-69 году) нас было 9 молодых начинающих учителей. Это очень много. И вот их всех выпестовал Григорий Савельевич. Причем это были и преподаватели русского языка и литературы, и физики, и математики, и учителя начальных классов. И коллеги говорили, что их поражала, когда Григорий Савельевич приходил к ним на урок, а потом разбирал его, как профессионал в той области, которую преподавал молодой учитель.

У нас должно было пройти совещание директоров школ, и я должна была давать для них открытый урок по литературе. Как же я боялась! И вот Григорий Савельевич со мной буквально чуть ли не по минутам разрабатывал этот урок. Я просила его послушать, как я буду говорить это, как я буду делать это. И у него хватало терпения и времени, чтобы мне помочь. Я безумно была ему благодарна, потому что урок прошёл великолепно.»

Трудовая книжка Маловой (Макаревич) Ирины Евгеньевны

«Хочется тоже отметить поддержку молодых учителей, которую оказывал директор школы Г.С. Перлин, – вспоминает учитель математики Ирина Евгеньевна Малова (Макаревич).Фактически во время первого разговора Григорий Савельевич сказал: “Даём Вам два четвёртых и два восьмых класса, чтобы Вы быстро освоили программу всей школы и была возможность экспериментировать на каждой параллели. Ждём от Вас демонстрации того, чему научились в Москве. Хотелось бы видеть использование на уроках технических средств обучения”. Для стимулирования разработки новых методических решений очень часто в школе проводились семинары, на которых молодые учителя давали свои уроки. В трудовой книжке есть записи благодарности за семинары для завучей города, для молодых учителей.

Григорий Савельевич не скупился на такие благодарности учителям, которые горели работой, отдавали время, силы и знания своим ученикам.

«У нас в школе, когда я там работала, было замечательный коллектив, – вспоминает Нина Моисеевна, — вот просто замечательный. У меня нет других слов. Считаю, что это во многом шло от Перлина. Мы с ним устраивали огоньки для коллег, ко Дню учителя, на Новый год, 8 Марта. Он был идеальным вдохновителем. Мы, молодые преподаватели, готовили эти мероприятия, писали сценарии, занимались оформлением. И что интересно, все приходили с мужьями и женами, это были семейные праздники.

Всегда приходила его жена, Любовь Давыдовна. Очень милая, интеллигентная, тихая женщина. И нужно было видеть, как он бережно к ней относился, хотя прожить с таким человеком жизнь — это совсем не просто.»

Григорий Савельевич, как личность

«Он редко улыбался. Чаще всего были нахмурены брови, им владело какое-то внутреннее, может быть, недовольство, не обязательно окружающими, но и самим собой. Мне всегда казалось, что внутри у него зажатая пружина и что он боится, что эта пружина когда-то развернется, и ничем хорошим это не кончится. Могу сказать, что еще он был застегнут на все пуговицы. Редко можно было увидеть его улыбающимся, но, когда он улыбался, это был уже совсем другой человек.

У него было немало проблем, немало завистников. Он был человек честолюбивый. И четвертая школа, которую он возглавлял, и первая школа — это были лучшие школы в городе. Но были и проблемы с горкомом партии, насколько я знаю. Там такие самодостаточные люди, которые знают себе цену, были не нужны, нужны были послушные, управляемые, поэтому конфликты были постоянно.

У него были свои недостатки. И это понятно, потому что он человек и личность такого масштаба, что быть идеальным — это просто невозможно, – вспоминает Нина Моисеевна Гинзбург, – но я очень благодарна судьбе, что в моей жизни встретился Григорий Савельевич Перлин!”

Галина Алексеевна Попова, учитель математики, поделилпась также своими воспоминаниям о Григории Савельевиче и рассказала много интересного о нем как о педагоге и человеке.

На уроках литературы, которые вел Григорий Савельевич, он советовал ученикам стараться искать какие то творческие образы и ситуации для сочинений, например, гуляя в парке вы нашли забытую кем-то тетрадь, а там … Эти уроки давали такую подготовку, что вступительное сочинение на тему «На пыльных тропинках…» в Новозыбковском пединституте на физмате, которое написала абитуриент Галина Алексеевна Попова, было единственное оценено на 5, после чего комиссия предложила девушке поступать на литфак без экзаменов.

Григорий Савельевич рекомендовал относиться к урокам неформально. После 40 минут работы с учебным материалом обязательно оставлять хоть 5 минут для живого общения с детьми и обсуждения интересных для них тем. Сам он с интересом рассказывал на своих уроках о Фестивале молодежи, приносил музыкальные обзоры «Кругозор». На классных часах обсуждались вместе с успеваемостью правила поведения мальчиков в отношении девочек и другие важные этические вопросы.

Когда в Москве проходила выставка картин Николая Константиновича Рериха, Галина Алексеевна решила отпроситься у Григория Савельевича, чтобы попасть на выставку. Поинтересовавшись целью отпуска за свой счет, Григорий Савельевич отпустил ее с условием, что она потом расскажет о своей поездке учителям и школьникам. При этом коллега, которая отпрашивалась на свадьбу родственника, получила отказ.

Когда состоялась свадьба самой Галины Алексеевны, на торжество совершенно неожиданно пришел Григорий Савельевич с женой, поздравил молодоженов и подарил им очень редкую в те времена электрическую Чудо-печь, которая, кстати говоря, работает по сей день.

Хотелось бы добавить еще один характеризующий Григория Савельевича случай, который описала в своих воспоминаниях его ученица Наталья Анохина (Лукьянова):

«Выпускной вечер в десятом классе. И что-то там мне стало так грустно, что к концу выпускного я села на скамеечку тихонько и стала плакать». Ко мне подошел Григорий Савельевич и говорит: «Да что с тобой, ты же всегда такая веселая, жизнерадостная». А я не знаю, мне кажется,  сейчас даже самой смешно, я ему говорю: «Наверно, я прощаюсь с детством». И он меня погладил по голове и сказал, что  впереди так много интересного. «Ты  станешь студенкой и проживешь насыщенную интересную жизнь. Смелее, ничего не бойся!» -вот такое напутствие я получила от нашего директора!»

Напутствие, которое мысленно, уверен, наш директор давал всем выпускникам, вкладывая в нас такой багаж знаний, уверенности и желания не подвести свою школу, что с этой путевкой в жизнь мы идем до сих пор, добрым словом вспоминая наших дорогих учителей и самого Григория Савельевича!

Личные воспоминания сына

Семья Григория Савельевича Перлина. Фото из архива Г.Г. Перлина

ГРИГОРИЙ САВЕЛЬЕВИЧ – СОЛДАТ, УЧИТЕЛЬ, ОТЕЦ

Вместе со своим поколением он прошёл под Гвардейским знаменем с боевыми наградами и ранениями дорогами войны, а всю дальнейшую мирную жизнь посвятил Великой профессии – УЧИТЕЛЬ.

Он был необычайно любящим мужем и отцом, вкладывая самое важное и лучшее в воспитание сыновей.

Достойно пройденный, честный и настоящий мужской путь

Моя память об отце, бесконечно дорогом человеке, бережно хранит ощущения и мысли, рождённые на протяжении многих лет нашего общения.

Эти воспоминания сотканы из всех главных черт его незаурядного и сильного характера.

Неисчерпаемая энергия, наполняющая всё вокруг, и уникальная трудоспособность – неотъемлемые качества его личности.

С детства я существовал в этом мощном энергетическом поле, заряжающем и поддерживающем, и испытываю это по сей день.

Отец всегда проявлял высочайшую требовательность к себе, к ученикам, и безусловно к нам, сыновьям. В первую очередь это касалось отношения к труду. Именно на примере отцовского служения своей работе, я непрерывно и поступательно формировал свои принципы подхода к учёбе в школе и в институте, а затем и к профессиональной деятельности.

Он привил мне потребность устанавливать “высокие планки” на пути к достижению целей и стремиться к максимально совершенному результату.

Ему всегда был присущ глубоко личностный, творческий подход ко всему, что он делал.

Я понимал, насколько углублённо отец готовился к своим несравненным, талантливо проводимым урокам.

А сколько души и увлечённости он вкладывал в постановку искромётных школьных спектаклей… Вспоминаю прекрасный, остроумный спектакль по пьесе Н.В. Гоголя “Ревизор”, на котором зрительный зал то замирал, то взрывался смехом и аплодисментами.

Любой аспект школьной жизни отец наполнял своей душой, привнося много оригинального, даже новаторского, в жизнь нашей школы №1 – лучшей школы, в чём были с гордостью уверены её ученики и учителя. Я постоянно пребывал в этом креативном потоке.

Его любовь к русскому языку и безупречное владение им, а также безмерное поклонение Великой русской литературе, уникальны.

Педагогический талант, увлечённость и высокий уровень преподавания этих основополагающих, жизненно необходимых дисциплин всегда ощущались учениками и не оставляли их равнодушными.

Труд отца не прекращался даже дома. Отдых ему заменяло продолжение работы: изучение новых методик преподавания, чтение книг, планирование и обдумывание школьных проектов и мероприятий. Он никогда не переставал совершенствоваться как педагог.

Родители с детства привили мне любовь к Книге и потребность в Чтении. Я вырос среди множества книг, домашняя библиотека постоянно пополнялась.

Отец научил меня ценить и понимать подлинно высокую литературу. Благодаря ему углублялся процесс моего осмысления литературных произведений, расширялся диапазон поднятых в них проблем и вопросов.

У меня была уникальная возможность обсуждать это с человеком – подлинным знатоком и ценителем литературного творчества.

Его семейный кодекс – атмосфера любви, духовной общности и надёжности.

Мы, его близкие, постоянно ощущали эту ауру, созданную отцом – сильным человеком с большим сердцем и богатейшей душой.

Он бесконечно бережно и нежно относился к маме, неустанно старался воспитать в нас с братом самые важные и необходимые качества, и, конечно же, был горд за сыновей, избравших свои пути в творческих профессиях.

Впоследствии это стало прочной основой для формирования отношений в моей семье.

Одно из великих качеств отца – живое, талантливое восприятие современности и глубочайший интерес ко всем её проявлениям.

Я вспоминаю наши беседы, всегда содержательные и неизменно эмоциональные, а нередко и споры об искусстве, литературе, науке и жизни общества. Но в главном мы неизменно сходились – это определение понятий “совесть” и “честь”.

Так формировалось моё мировоззрение, выкристаллизовывались главные ценности, оттачивался характер.

Когда я уехал учиться, наше незабываемое общение продолжалось во время каникул.

Московский поезд прибывал в Клинцы ранним утром, и менее чем через час я оказывался в родной семейной атмосфере.

Мы возвращались к нашим беседам на вечные темы, а также обсуждали мою новую, самостоятельную жизнь.

Отец с огромным интересом, подробно расспрашивал меня об институтских буднях и о процессе постижения профессии, при этом, слушая студенческие байки, заразительно смеялся и комментировал их с присущим ему большим чувством юмора.

Впоследствии я в полной мере осознал, насколько важным и необходимым было для него ощущение процесса реализации творческого призвания сына.

Проходят дни, годы, десятилетия…

ВЕЛИКАЯ ПАМЯТЬ о тех, кто вырастил и сформировал нас, неизменно помогает жить и преодолевать многие преграды на непростом пути, любить, быть сильными и достойными.

ОТЕЦ навсегда запомнился мне, как

Человек-созидатель

Человек-одарённость

Человек-верность

Человек-профессия

Человек-генератор

Человек-праздник

Таким он живёт в моём сердце…

(Геннадий – сын, архитектор)

Григорий Савельевич Перлин

Не смейте забывать учителей.
Они о нас тревожатся и помнят.
И в тишине задумавшихся комнат
Ждут наших возвращений и вестей.

Пусть будет жизнь достойна их усилий.
Учителями славится Россия.
Ученики приносят славу ей.
Не смейте забывать учителей!

Андрей Дементьев.

© Анатолий Федоров. Выпускник Клинцовской школы №1.

Выражаем огромную благодарность за помощь в подготовке материала: Перлину Геннадию Григорьевичу, Поповой Галине Алексеевне, Нине Моисеевне Гинзбург, Наталье Анохиной (Лукьяновой), Ольге Клетной (Ляховой) и Маловой (Макаревич) Ирине Евгеньевне.

    error: Content is protected !!